Курьера удалось задержать во время передачи препарата покупателю. Продавец должен был предоставить упаковки препарата Актемра на сумму 180 тысяч рублей. Сейчас это лекарство используют в сочетании с другими для лечения пациентов с COVID-19, которые находятся в тяжелом состоянии. Отмечается, что при продаже Актемры курьер предоставил поддельный кассовый чек. Дальнейшие мероприятия оперативники проводили в аптеке на улице Смольной в Москве. Согласно сервису «Яндекс.Карты», там функционирует семь аптек из различных сетей.
По данным источников «Коммерсанта», в аптеке обнаружили незаконно организованный склад, где были размещены коробки с различными дорогостоящими препаратами, входящими в перечень ЖНВЛП. Подлинность лекарств вызвала сомнения.
Речь идет о препаратах, которые используются при лечении онкозаболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза и коронавирусной инфекции. В частности, на складе обнаружили Авастин от Roche (предельная стоимость по ГРЛС – 61,5 тысячи рублей), Растан от «Фармстандарт-УфаВита» (42,4 тысячи рублей), Китруда от «МСД Фармасьютикалс» (309,9 тысячи рублей), Цирамза от Eli Lilly (137,9 тысячи рублей), Перьета от Roche (147,8 тысячи рублей), Ацеллбия от «Биокад» (38 тысяч рублей), Тагриссо от AstraZeneca (251 тысяча рублей), Тасигна, Тафинлар и Тайверб от Novartis (146 тысяч рублей, 226 тысяч рублей и 107 тысяч рублей соответственно). В МВД не смогли установить, по какой цене данные препараты продавались в аптеке.
На аптечном складе также был обнаружен не зарегистрированный в Федеральной налоговой службе кассовый аппарат, с помощью которого сотрудники могли пробивать поддельные чеки практически на любую сумму.
В ходе расследования дела сотрудники правоохранительных органов обратились к фармкомпаниям-производителям, которые были указаны на упаковках. Производители сообщили, что не выпускали препараты с такими штрих-кодами и сериями, кроме того, на упаковках отсутствует предусмотренная законом маркировка. Сейчас следователи выясняют, использовались ли фальсифицированные препараты в медучреждениях и были ли случаи причинения вреда здоровью пациентов.
В октябре 2018 года в Москве также был выявлен нелегальный оборот лекарств. Тогда Росздравнадзор обнаружил на складе, арендованном ООО «Нордбиофарм», онкопрепараты, происхождение которых не удалось установить. Компания имела лицензию на осуществление фармдеятельности по одному адресу, а хранила препараты на складах, расположенных по иному. Арбитражный суд Москвы в январе 2020 года лишил компанию лицензии на осуществление фармдеятельности.
Спустя месяц сотрудники правоохранительных органов выяснили, что лекарства были похищены для дальнейшей перепродажи из онкологического диспансера №5 Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ). В итоге были задержаны четыре подозреваемых, среди которых были и врачи. Также следователи возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество). В мае 2021 года Люблинский районный суд Москвы вынес фигурантам дела приговор – заведующий отделением химиотерапии онкодиспансера №5 ДЗМ Виктор Шерстнев и врач-онколог Артем Налбандян получили по 3 года условно, несмотря на то что сторона обвинения просила назначить реальный срок.
Похожее дело расследуется в Санкт-Петербурге. В октябре 2020 года там были арестованы и отправлены в СИЗО шесть подозреваемых в хищении онкопрепаратов общей стоимостью более 100 млн рублей. Уголовное дело было возбуждено по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере). По данным следствия, медработники нескольких онкологических медучреждений, начиная с 2019 года, недообеспечивали пациентов препаратами, а накапливающиеся таким образом «излишки» передавали для продажи.
Существование «серого» рынка, по оценкам информированных источников, обходится производителям в миллиарды рублей ежегодных потерь. О том, как действуют нелегалы, которые похищают и перепродают дорогостоящие препараты и каков истинный масштаб бедствия, – в материале Vademecum.