17 Апреля 2021
Уголовное дело о картельном сговоре при поставках МИ на 125 млн рублей в Вологде передано в суд
16 апреля 2021, 19:50
Депутаты разработали еще один законопроект о запрете суррогатного материнства для иностранцев
16 апреля 2021, 19:18
Доход Михаила Мурашко в 2020 году вырос в пять раз по сравнению с 2019 годом
16 апреля 2021, 18:43
Алексей Репик рассказал, сколько «Р-Фарм» заработал на COVID-19
16 апреля 2021, 17:30
17 апреля, 16:44

Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера получит 800 млн рублей на развитие бор-нейтронозахватной терапии

Мария Никишина
5 марта 2021, 14:45
Фото: ведомостинсо.рф
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин пообещал выделить 800 млн рублей Институту ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения РАН (ИЯФ СО РАН) на развитие бор-нейтронозахватной терапии онкологических заболеваний, которые плохо поддаются лечению традиционными методами. Мишустин отметил, что это «фактически сегодня важнейшее направление».

Директор института академик РАН Павел Логачев отметил, что данную технологию удалось внедрить благодаря тридцатилетней работе над коллайдерами. «Что это такое [бор-нейтронозахватная терапия. – Vademecum]? Если вы умеете адресно к больной клетке доставить атом бора, а потом равномерно организм облучить нейтронами, не повредив здоровую ткань, то взрывы от этих самых соединений бора с нейтроном происходят только в больных клетках, энергия выделяется локально, погибает только больная клетка», – рассказал Логачев.

По данным академика, подобная технология открыта давно, но ее не применяли, так как не было источника нейтрона, который бы соответствовал таким критериям – надежный, дешевый, компактный. В связи с этим ученые создали такой источник на основе других направлений исследований. Логачев уточнил, что денежные средства понадобятся для проведения фазы доклинических и клинических испытаний. Если испытания пройдут успешно, в ближайшие полтора года есть шанс начать лечение людей.

«Мы, конечно, поможем. Это около 800 млн рублей, которые необходимы», – отметил Мишустин. Он поручил министру науки и высшего образования РФ Валерию Фалькову вместе с министром финансов РФ Антоном Силуановым держать этот вопрос на контроле.

Бор-нейтронозахватная терапия (БНЗТ) – способ избирательного поражения клеток злокачественных опухолей. В клетках сначала накапливают изотоп бора, а затем опухоль облучают потоком нейтронов, уничтожая больные клетки. Методика БНЗТ была предложена еще в 1936 году, через четыре года после открытия нейтрона. Этот способ терапии проверен на ядерных реакторах, которые использовались в качестве источника нейтронов. Американские физики отрабатывали метод на мышах во время Второй мировой войны. Успешные эксперименты проводились и до сих пор ведутся в Японии. БНЗТ можно применять, например, для борьбы с глиомой головного мозга.

В 2014 году была создана совместная лаборатория БНЗТ Института ядерной физики и Новосибирского государственного университета. В лаборатории в сотрудничестве с Университетом Цукубы и Институтом синтетических полимерных материалов РАН был запатентован и протестирован новый способ измерения поглощенной дозы при БНЗТ, для чего к препарату адресной доставки бора прикрепили изотоп, активирующийся под действием нейтронов. Сотрудники Университета Цукубы и Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН установили, что облучение нейтронами опухолевых клеток, предварительно инкубированных в среде с бором, ведет к значительному подавлению их жизнеспособности. Вместе с учеными Института цитологии и генетики СО РАН были проведены доклинические испытания на лабораторных животных – излечили мышей с привитой опухолью глиобластомы человека. В 2019 году началась реализация нового проекта Российского научного фонда «Разработка ускорительного источника эпитепловых нейтронов и проведение бор-нейтронозахватной терапии злокачественных опухолей».

«Новые лекарства позволят накапливать бор в опухолевых клетках в десятки и сотни раз эффективнее, чем древний бор-фенил-аланин, который мы применяем на мышах. Следовательно, можно будет использовать более щадящие по времени и интенсивности сеансы облучения», – рассказывал в 2019 году замдиректора ИЯФ по научной работе Александр Иванов.

В 2016 году было объявлено о строительстве клиники для испытаний бор-нейтронозахватной терапии онкологических заболеваний. Под эти цели планировали реконструировать одно из зданий на территории ИЯФ. Клиника начала работу в 2020 году.

В структуру ИЯФ СО РАН входят 69 подразделений (научные подразделения, экспериментальное производство, вспомогательные и административные подразделения). Там работают 2 736 человек, из которых 400 – научные сотрудники.

В начале февраля 2021 года Владимир Путин подписал указ о присуждении премий Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2020 год. Премию в размере 5 млн рублей тогда получили старшие научные сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН – Евгения Долгова, Екатерина Поттер и Анастасия Проскурина. Они удостоились награды за разработку двух методов лечения пациентов со злокачественными опухолями и формирование основных положений новой идеологии персонифицированной противоопухолевой медицины.

UPD: Михаил Мишустин 19 марта 2021 года поручил Минфину и Минобрнауки предусмотреть выделение до 200 млн рублей дополнительных бюджетных ассигнований и еще до 400 млн рублей по перераспределению бюджетных ассигнований для подготовки к использованию в медицине методов бор-нейтроннозахватной терапии рака. Еще 200 млн рублей необходимо выделить для ремонта в учреждении.

Источник ТАСС