Также Консульство США передало Трунову просьбу президента США связать его с представителями Следственного комитета (СК) РФ и детского дома, в котором находится сын Потенсиано – Сандро. Однако основной фигурант уголовного дела – директор «Росюрконсалтинга» (компания занимается юридическим сопровождением программ суррогатного материнства) Константин Свитнев – сомневается в том, что данную просьбу получится выполнить. Он пояснил Vademecum, что ни СК РФ, ни президент РФ Владимир Путин не отвечают на обращения адвоката и родителей детей, а в Видновском детдоме информацию о детях не предоставляют, ссылаясь на запрет СК.
«Моя страна повела себя омерзительно, самым подлым образом. В обновленной [версии] Конституции много написано про детей, про материнство и семью, о том, как все это ценится в России. Как выяснилось, это все – вранье. Дети у нас – что свои, что чужие – ничего не значат, всем на них наплевать. И то, что люди за тысячи километров, услышав об этой беде, бросились на помощь своим согражданам и их незаконно удерживаемым в РФ детям, говорит о многом. У нас любят громко заявлять, что мы своих не бросаем. Да, мы своих не бросаем – мы их предаем. Не говоря уже о чужих», – заявил Свитнев, добавив, что Конституция призвана защищать всех детей «вне зависимости от их гражданства, национальности и способа зачатия».
Уголовное дело о «торговле детьми» было возбуждено в январе 2020 года после обнаружения в одной из столичных квартир тела младенца, рожденного по программе суррогатного материнства. По информации Свитнева, ребенок был болен. В той же квартире находились еще трое филиппинских детей от сурмам – Сандро, сын вдовца Конрадо Потенсиано, и двойняшки Аника и Артур из семьи Фредениля Кастро (все трое находятся в Видновском дотдоме). По версии следствия, для экстракорпорального оплодотворения применялись донорские ооциты и сперма «неустановленного лица». Между тем как Свитнев, так и родители детей требовали от СК РФ провести генетическую экспертизу, которая установила бы родство между детьми, родившимися от суррогатных матерей, и заказчиками. Конрадо Потенсиано писал напрямую президенту РФ Владимиру Путину, однако ответа не получил. Также родители Артура, Аники и Сандро неоднократно обращались в российские суды с иском об установлении родства, однако им отказывали в принятии искового заявления и возвращали его без рассмотрения.
Под следствием находятся 10 человек – это сотрудники фирмы «Росюрконсалтинг», занимающейся юридическим сопровождением программ суррогатного материнства, врачи и две суррогатные матери, являющиеся гражданками Украины. Семь фигурантов – эмбриолог Тарас Ашитков, репродуктолог Юлиана Иванова, менеджер Валентина Чернышова, акушер-гинеколог роддома №3 Лилия Панаиоти, юрист Роман Емашев, переводчик Кирилл Анисимов, генеральный директор Европейского центра суррогатного материнства Владислав Мельников – содержатся в СИЗО. Одна из суррогатных матерей находится под домашним арестом, другая арестована заочно. Константин Свитнев находится в международном розыске и также арестован заочно.
По версии следствия, они являются организованной преступной группировкой, хотя, как утверждает Свитнев, многие из арестованных познакомились только в зале суда.
Параллельно СК возбуждает подобные дела и в других регионах России, а депутаты Госдумы готовят поправки в 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ», значительно ограничивающие сферу суррогатного материнства в России. В частности, депутаты предлагают запретить этот вид медпомощи для иностранных граждан, а также рекламу суррогатного материнства. Кроме того, если инициатива будет принята, обратиться к суррогатной матери смогут только семейные пары, причем супругам должно быть от 25 до 55 лет.
В марте 2021 года один из инициаторов законопроекта, член Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Николай Земцов сообщил о результатах депутатского расследования, связанного с суррогатным материнством. По его словам, этот вид медпомощи является «конвейером», где товар – «дети, рожденные от наших граждан». Между тем в деле «Росюрконсалтинга» суррогатными матерями являются гражданки Украины, а в идентичном деле, возбужденном в декабре 2020 года в Красноярске, – жительницы Казахстана.
Константин Свитнев раскритиковал депутатское расследование, отметив, что в нем не представлено ни одного факта. «Что за параноидальный бред насчет разделки «суррогатных» детей на органы «черными трансплантологами»? <...> Оставив в стороне факты, включите логику – детские «органы» взрослым не подходят», – написал Свитнев на своей странице в Facebook.