«Фабула обвинения, предъявленного мне и моим коллегам по «делу врачей», строится на якобы отсутствии генетического родства между родителями и их «суррогатными» детьми. Это ложь. Прямое генетическое родство есть по всем «11 эпизодам следовательницы Смирновой». За полгода, которые майор Смирнова занимается этим «делом», генетическая экспертиза на родство между родителями и их детьми ни по одному эпизоду следствием проведена не была. Выполни следовательница свою работу – никакого «дела» не было бы и в помине. В результате я сам вынужден делать за «следствие» его работу. И я ее сделал», – заявил Константин Свитнев.
Он рассказал, что тесты ДНК «сделаны по всем четверым генетическим родителям и их детям», и родство между ними подтверждено. Однако, по словам Свитнева, у следствия «нет веры этим документам, также, как нет веры и официальным медицинским документам лучших московских клиник репродукции, подтверждающим факт сдачи родителями своего генетического материала».
В связи с этим гендиректор «Росюрконсалтинг» ходатайствовал о проведении еще одной генетической экспертизы, заявив, что «направил в Следственный Комитет РФ имена и копии паспортов всех 4 генетических родителей по всем «11 эпизодам».
«Прекрасно понимая, что невозможно «купить» своего собственного, родного тебе по крови ребенка, следовательница упорно именует генетических родителей «неустановленными лицами». За полгода оперативно-розыскных мероприятий следопытам из СК так и не удалось установить, что же это за лица, которые, оставив в клиниках ЭКО всю информацию о себе, включая копии паспортов, свои адреса и контактные телефоны, никогда и никуда не скрывались», – также сообщил Константин Свитнев, потребовав «немедленного освобождения всех «фигурантов» сфабрикованного «дела» из-под стражи и сурового наказания всех виновных в этом беспределе».
Ранее ГСУ СК РФ по Московской области возбудило уголовное дело по ч. 3 ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми, повлекшая по неосторожности смерть, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или иные тяжкие последствия в составе организованной группы) в отношении нескольких врачей – эмбриолога Тараса Ашиткова и репродуктолога Юлианы Ивановой, а также акушера-гинеколога роддома №3 Лилии Панаиоти и репродуктолога Валентина Чернышова, юристов и сотрудников компаний «Росюрконсалтинг» и «Европейский центр суррогатного материнства». Почти все они отправлены в СИЗО на два месяца, под домашним арестом находится только суррогатная мать Татьяна Блинова.
В этом уголовном деле насчитывается 11 эпизодов с 2014 года. Все они связаны с программами суррогатного материнства по заказу граждан Филиппин. Для ЭКО, по версии СК, применялись донорские ооциты и сперма «неустановленного лица», новорожденные до выезда из страны находились «под присмотром нанятого лица в арендованной квартире», стоимость одной программы составляла от 3,5 млн рублей.
Члены совета Российской ассоциации репродукции человека (РАРЧ) 20 июля 2020 года опубликовали заявление в связи с обвинением в торговле людьми и арестом врачей, занимавшихся вспомогательными репродуктивными технологиями по программам суррогатного материнства. В РАРЧ настаивают, что арестованные коллеги «не имели отношения к родившимся детям, в отличие от упоминаемых в информационных новостях «агентств суррогатного материнства», а значит, участие медиков «в противоправных действиях, связанных с торговлей людьми, представляется невозможным».
«Врачи-репродуктологи участвуют в программах суррогатного материнства в самом их начале – при обследовании бесплодной пары или одинокой женщины, обследовании суррогатной матери, стимуляции, пункции, оплодотворении, культивировании эмбрионов, переносе их в полость матки суррогатной матери и диагностике беременности. На этом их задача исчерпывается. На этапе рождения ребенка и определения его правовой судьбы репродуктолог участвовать не может. Обвинение врачей-репродуктологов в участии в преступной схеме столь же нелепо, как обвинение акушера, принявшего роды, в последующем ненадлежащем уходе за ребенком со стороны родителей», – писала управляющий партнер адвокатского бюро «Онегин» Ольга Зиновьева.
Уголовное дело о торговле родившихся по программе суррогатного материнства младенцами в Москве спровоцировало дискуссию и на круглом столе «Международный день ВРТ. Достижения, успехи и нерешенные проблемы вспомогательных репродуктивных технологий», прошедшем 23 июля в Общественной палате. Ольга Зиновьева тогда отметила, что «клиники на этапе принятия программы и оказания медпомощи должны обеспечивать генетическую связь (ребенка) хотя бы с одним из родителей». Константин Свитнев в интервью Vademecum уже говорил о наличии генетической связи между младенцами и их родителями и о том, что следователи до сих пор такую экспертизу не провели.
Петиция с требованием выпустить врачей из СИЗО на 27 июля собрала более 5,9 тысячи подписей.
UPD. Адвокат Константина Свитнева Игорь Трунов 27 июля сообщил, что обжаловал в Басманном районном суде Москвы решение Следственного комитета РФ об объявлении в Свитнева федеральный розыск.