Законопроект направлен на межведомственное согласование и может быть внесен в Госдуму в осеннюю сессию.
С 2008 года, когда медотходы были исключены из ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», лицензия для обращения с ними не требуется. Не распространяется на них и ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вся сфера обращения с медицинскими отходами с 2010 года регулируется СанПином «Санитарно‑эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». Медотходы в СанПине поделены на пять классов, и только отходы класса «Г» ставятся в один ряд с отходами 1–4 класса опасности, что значит, что эта немногочисленная часть подпадает под ФЗ-89 и лицензия для работы с ними нужна.
«У нас лицензируются безобидные твердые коммунальные отходы, обращение с этими отходами полностью (лицензируется), а опасные радиоактивные, инфицированные, патологоанатомические отходы вывозят обычные жулики, которые сваливают это потом в оврагах и лесах», – пожаловался Бурматов. По оценкам операторов «мусорного» рынка, от 50% до 90% инфицированных или потенциально инфицированных медицинских отходов (класса «Б» и «В») не утилизируются должным образом, а захораниваются на несанкционированных площадках.
В марте 2019 года сенатор от Московской области Алексей Русских уже вносил в Госдуму законопроект, предусматривающий возвращение медотходов в ФЗ-89. Но комитет Госдумы по охране здоровья счел его принятие нецелесообразным, как и государственно-правовое Управление администрации Президента РФ.
Сейчас Московская область готовит отдельную, локально применимую, схему обращения с медотходами. Правительство региона уже внесло в Госдуму соответствующий законопроект. Как считают эксперты, для создания инфраструктуры под этот проект понадобится 8,5 млрд рублей.
Проблему с медотходами обострила пандемия. По словам Бурматова, ежедневно россияне выкидывают 12 млн масок. Медицинские маски относятся к медотходам класса «Б» («эпидемиологически опасные отходы») и должны обеззараживаться.