И хотя Алена Жукова, пресс-секретарь ответственного за реорганизацию контрольно-надзорных органов министра Михаила Абызова, заверила VM, что совещания на эту тему пока не было, идея не снята с повестки дня. Да и как снять, ведь она принадлежит не кому иному, как самому президенту Владимиру Путину, который поручил правительству предоставить соображения на этот счет до 1 декабря 2015 года.
Росздравнадзор – ведомство вообще не очень удачливое. В 2004 году оно создавалось как мощная контрольная структура, аналог американского FDA, призванный осуществлять надзор за лицензированием, производством и оборотом лекарств.
Однако уже в 2007 году идеолога и основателя ведомства Рамила Хабриева отстранили от должности, назначив крайним за провал программы дополнительного лекарственного обеспечения. Еще через три года за критику проекта нового закона «Об обращении лекарственных средств» уволили пришедшего ему на смену Николая Юргеля. В результате закон приняли в версии Минздрава, а Росздравнадзор лишился двух третей своих полномочий – допуск лекарств на рынок достался Минздраву, контроль фармпроизводства – Минпромторгу.
С тех пор Росздравнадзор особенно никак себя не проявлял, занимался плановыми проверками в аптеках и время от времени изымал партии некондиционных лекарств (без каких-либо серьезных последствий для их продавцов и производителей).
Жизнь продолжателей дела Хабриева – Юргеля сладкой тоже не назовешь. Елена Тельнова более трех лет управляла службой в статусе врио. Да и нынешний глава Росздравнадзора Михаил Мурашко избавился от обидной приставки лишь спустя два года после назначения. И тут такое... На первый взгляд, слияние с Роспотребнадзором – это просто логичный конец для тихо угасавшего на протяжении 11 лет ведомства.
Однако посмотрим на это с другой стороны: Роспотребнадзор – организация более боевая. Она постоянно что-то запрещает, останавливает, изымает и даже уничтожает подсанкционные продукты. Дайте ему в руки контроль за лекарствами, и обновленный «Роспотребздравнадзор» наверняка не оставит этот рынок в покое.
А если вспомнить, что FDA –это управление по контролю не только за лекарствами, но и за пищевыми продуктами, сходство с американским мегарегулятором станет еще более полным.