27 Июля 2024 Суббота

Все оценки серого: почему российский рынок косметологических инъекций изощренно сопротивляется «обелению»
Ольга Гончарова Мединдустрия Косметология
8 августа 2019, 11:16
Фото: bosch-presse.de
30010

Рынок косметологических продуктов и услуг, чью неизбывную «серость» в отрасли привычно держат за неизбежное зло, в сезоне 2018‑2019 приобрел новые тона. Помимо традиционных бед – засилья контрафакта и кустарной (надомники, салоны без медлицензии и «косметологи» без образования) операционной активности, – здесь получили распространение такие маневры по уходу в тень, как подмена этикеток и сокрытие состава продуктов, параллельный импорт. Фокус еще и в том, что игроки серых мастей начали группироваться в секты, внутри которых использование незарегистрированных препаратов и медизделий возведено в культ. Компании‑поставщики, ревностно отстаивающие принципы легальности, впервые в истории сегмента собираются объединиться в ассоциацию – главным образом для того, чтобы сообща дать решительный бой полуподпольным конкурентам.

Итоги очередной волны исследования косметологического рынка, ежегодно проводимого Аналитическим центром Vademecum, казалось, должны внушить оптимизм игрокам, действующим в легальном поле. В 2018 году сразу в трех категориях инъекционной продукции доля «серого» сегмента в натуральном выражении снизилась: с 25,2% до 24,8% для филлеров, с 31,5% до 25% – для биоревитализантов. Наконец, самое заметное «обеление» продемонстрировали ботулотоксины – в этой категории продуктов доля «серости» отступила с 24% до 6%. Но значит ли это, что инъекционный рынок уверенно движется в цивилизованную сторону? Как ни странно, нет.

Дело в том, что нашим исследованием охвачены лишь две из многочисленных «серых» зон – процедуры с использованием продуктов, не зарегистрированных в России, и услуги, оказываемые на дому. Реализация контрафактных препаратов и медизделий, доля имеющих хождение подделок, как и разнообразные другие проявления «серости», методологически точному обсчету пока не поддаются. При этом, как свидетельствуют опрошенные Vademecum представители крупнейших дистрибьюторских компаний, как раз контрафактных препаратов и медизделий на этом рынке, по сравнению с 2017 годом, стало значительно больше, и в поставках отдельных брендов их доля достигла уже 50–60%.

Кроме того, индустрия столкнулась с невиданной ранее угрозой – косметологи, работающие с незарегистрированной продукцией и не всегда обладающие сертификатом врача, начали объединяться в группы, формируя таким образом широкий канал прямых продаж контрафакта, а значит, и зону комфорта для «серых» поставщиков.

Крупнейшим из таких новообразований можно назвать закрытое сообщество, созданное в 2018 году отраслевым коучем Емельяном Браудэ, который, не имея медицинского образования, не стесняется гастролировать по стране и тысячами обучать косметологов авторской технике увеличения губ «тугая писечка».

ФИЛЛЕРЫ ТУТ, ФИЛЛЕРЫ ТАМ

Первые замеры рынка косметологических инъекций, сделанные Аналитическим центром Vademecum в 2015 году, высветили врожденный порок индустрии – незарегистрированные препараты и медицинские изделия. Тогда, по нашим подсчетам, более 56% продуктов инъекционной косметологии обращались в России без регистрационных удостоверений. На рынке без разрешительных документов Минздрава присутствовали как минимум семь ботулотоксинов из Германии, Южной Кореи, Швейцарии и США, а регудостоверений Росздравнадзора не имели более 30% реализуемых филлеров и биоревитализантов. Свежее исследование, проведенное по итогам 2018 года, показало, что проблема не утратила актуальности, но сменила содержание.

Из примерно 180 наименований филлеров и биоревитализантов, присутствовавших в ассортименте российских косметологов в рассматриваемый период, не имели разрешительных документов 25%, причем для филлеров эта доля составила меньше 20%.

За последние четыре года многие хиты «серых» продаж вышли в легальное поле, получив разрешительные документы. Многие из этих продуктов, в том числе популярные филлеры Amalain и Soprano, «обелились» в 2018 году – после того как Росздравнадзор своим письмом №1042735/18 разрешил регистрацию медизделий, содержащих лекарственные средства или субстанции, без предъявления документов о внесении последних в Государственный реестр лекарственных средств.

Ранее доступ к регистрации инъекционных продуктов был фактически заблокирован изданным в марте 2017 года приказом Минздрава России №11-н «Об утверждении требований к содержанию, технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия», закреплявшим необходимость получать отдельные регистрационные удостоверения на лекарственные препараты и субстанции в составе медизделий.

Оставшиеся без регудостоверений продукты для контурной пластики и биоревитализации популярность пусть медленно, но все же теряют. «Например, корейский Rejeunesse когда-то продавался очень хорошо. Сейчас продукт еще присутствует на рынке, но в гораздо меньшем объеме. Мы распродаем остатки, основные продажи идут из квартир, где живут менеджеры, и это уже не тот поток», – рассказывает представитель одной из дистрибьюторских компаний. Если в 2017 году в отдельных регионах России Vademecum фиксировал продажи не имеющего регудостоверения британского филлера на основе коллагена Nithya, то годом позже продукт из обращения практически пропал.

В сегменте ботулотоксинов в 2018 году присутствовали те же незарегистрированные препараты, что и тремя годами ранее: корейские Refinex, Nabota, Neuronox, швейцарский Azzalure и другие. Исключение составил только корейский Ботулакс, регудостоверение которому в 2016 году справила компания Martinex.

Рыночная доля незарегистрированных препаратов постепенно снижается. Например, потребление Refinex – самого популярного из «серых» ботулотоксинов – в 2018 году сократилось более чем на 7% – до 2 млн единиц, или 22,4 тысячи упаковок. А Neurobloc, или Myobloc, в 2016 году обнаруженный нами во всех федеральных округах России, кроме Дальнего Востока, в прошлом году реализовывался только в Приволжском федеральном округе.

Однако в 2018 году в категории ботулотоксинов Vademecum встретил новобранца, которого респонденты-косметологи идентифицировали как emelianox или emelianotox, названный так в честь своего «разработчика» Емельяна Браудэ. Особенно заметен этот препарат был в Приволжском, Уральском федеральных округах и на Дальнем Востоке. Региональные дистрибьюторы разнятся в показаниях относительно происхождения этого набирающего популярность токсина: одни утверждают, что под именным брендом скрывается не зарегистрированный в России Refinex, другие считают, что это этикетка emelianox наклеивается на легально попавший в обращение Лантокс. Сам Браудэ отказался комментировать источник поставки его препарата. Директор дистрибьютора «Нике-Мед» Людмила Антонова говорит, что ей о токсине emelianox или emelianotox, а также о его причастности к официально поставляемому ее компанией в Россию Лантоксу, ничего не известно.

ЧЕМОДАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ

На смену незарегистрированной продукции на рынок косметологических инъекций пришло другое несчастье – усиление позиций контрафактных товаров, то есть марок, имеющих регистрационные документы, но ввозимых поставщиками и отдельными косметологами из-за рубежа, мягко говоря, по параллельным каналам, в чемоданах.

«Мы зафиксировали контрабандные поставки по продукту Yvoire, когда отдельные компании и косметологи закупают оригинальные филлеры и биоревитализанты под нашим брендом в Южной Корее и ввозят в Россию в обход таможни, не отчисляя пошлины и налоги. Это снизило продажи нашей продукции в 2018 году более чем на 30%, – рассказывает директор компании «Инновация» Кирилл Ястребчиков. – Кроме того, контрабандисты активно ввозят серию Plus с лидокаином, регистрационное удостоверение на который мы ожидаем получить только в первом квартале 2020 года».

На расширение канала контрабандных поставок филлеров и биоревитализантов под брендом Teosyal указывает и владелец компании-дистрибьютора «Академия научной красоты» Андрей Сорокин. По его словам, наиболее активно продажа контрабанды в 2018 году и первой половине 2019 года велась в Калининграде (с июня у поставщика истек контракт с производителями продукта – швейцарской компанией Teoxane).

«В 2018 году, когда мы запускали в обращение новый южнокорейский филлер Neuramis, мы понимали, что объем «серого» рынка значителен, поэтому защитили легальный препарат специальными голографическими знаками и защитными стикерами, информировав об этом всех партнеров и клиентов. Несмотря на предупреждающую маркировку, в 2019 году объем «серого» рынка Neuramis вырос и достиг доли 50–75%, в зависимости от региона, по оценкам наших региональных дилеров и данным внутреннего исследования рынка. К сожалению, это не только интернет-магазины и социальные сети, источником являются уважаемые московские и региональные компании, которые даже неловко упоминать поименно, поскольку они работают в России очень давно и широко известны», – подтверждает тренд директор по маркетингу и продажам НЭО «Промедтек» Марина Прокофьева.

С аналогичной проблемой столкнулась и компания «Маруга», выпустившая в 2018 году на рынок новый продукт Profhilo, препятствующий старению кожи.

Контрабандный почерк без труда угадывается и на рынке ботулотоксинов. «Ботулакс который год продолжают ввозить в чемоданах», – констатирует президент компании Martinex Михаил Селянин. По данным Аналитического центра Vademecum, не менее 4% от общего объема реализации этого продукта косметологи ввезли в Россию сами.

Нелегальную продукцию предлагают многочисленные профильные сайты. Например, на ресурсе dysport-botox.ru представлены Botox, Dysport, Botulax, а также как минимум пять филлеров в упаковках, оформленных на английском.

Просьбу корреспондента Vademecum, назвавшегося сотрудником косметологической клиники, приобрести один из этих препаратов представитель интернет-магазина отклонил:

«Если у вас есть лицензия, а у ваших врачей – сертификаты, рекомендую обратиться к официальным поставщикам. Для Ботокса – это дистрибьюторы «А410» и «Эстемарко». Пройдите этот легальный путь, поработайте с ними, а уже потом, если захотите, будете безобразничать».

По словам собеседника Vademecum из онлайн-магазина, он представляет большую компанию, и disport-botox.ru только один из ее сайтов.

Главным фактором роста объема обращающегося контрафакта респонденты Vademecum называют проседание потребительского спроса в кризис и тяготение пациентов к более дешевым услугам, а специалистов, соответственно, к более демократичным продуктам (доля стоимости препарата или медизделия в цене услуги, в зависимости от категории и места оказания, варьируется от 30% до 50%).

Отдельные дистрибьюторы указывают и на другую, менее очевидную, на первый взгляд, причину тяготения рынка к «тени». «К сожалению, иногда, для того чтобы выполнить план продаж, компании-производители, помимо своих официальных дистрибьюторов, обращаются и к «серым» поставщикам, предлагая им ту же продукцию с большим дисконтом. Это, конечно, ломает рынок, и пока механизма борьбы с этим явлением не существует», – признается представитель одной из дистрибьюторских компаний.

СЕСТРИНСКИЙ ПРИХОД

Отдельная проблема эстетической индустрии – «серый» рынок услуг, к которому относятся процедуры, проводимые специалистами, не имеющими сертификата врача-косметолога (это могут быть врачи других специальностей, средний медицинский персонал, люди, вовсе не имеющие медобразования), а также манипуляции, совершаемые в кустарных условиях – в не обладающих лицензией на меддеятельность салонах красоты или на дому.

Причем если раньше операторы рынка могли трактовать нормативы, описывающие роль медсестры в косметологии, на свой вкус, то теперь эту вольницу регуляторы решительно прекратили. В 2019 году Минздрав РФ вынес на общественное обсуждение проект изменений в Порядок оказания медицинской помощи по профилю «косметология» (приказ Миздравсоцразвития №381н от 18 апреля 2012 года), конкретизирующий функционал среднего медперсонала. В документе четко сказано: «Медицинская сестра по косметологии выполняет профилактические, лечебные, реабилитационные мероприятия и процедуры, только назначенные врачом-косметологом, с применением препаратов и приборов, в инструкции которых указано, что их может применять средний медперсонал». То есть косметологические инъекции, проводимые медсестрами по собственному усмотрению, автоматически попадают в «серую» зону. Деталь имеет совершенно конкретное значение: по оценкам Аналитического центра Vademecum, более трети всех специалистов, оказывающих косметологические инъекционные услуги в стране, обладают медсестринскими дипломами.

Но еще большая проблема – инъекционные процедуры, проводимые людьми без медицинского образования. Старший следователь по особо важным делам Следственного департамента МВД России Лилия Шафикова, описывая масштаб бедствия, рассказывает, как два года назад ее коллеги обнаружили в Москве самую настоящую ОПГ таких «специалистов».

«Организатор банды, москвичка Наталья Коростелева, не имея медицинского образования, работала на рынке косметологических услуг как минимум девять лет: с 2007 по 2016 год. Принимала и на дому, в Строгино, и в разных частных кабинетах. Брала демократичной ценой. Например, увеличить губы у Коростелевой стоило 5 тысяч рублей, тогда как в медицинских клиниках – от 10 тысяч рублей. С одной стороны, призадуматься бы клиенткам: в чем-то ведь должен быть подвох. С другой – всем сомневающимся «косметолог» с гордостью демонстрировала с десяток дипломов, один солиднее другого. Да и приходили к ней благодаря «сарафанному радио»: кого-то бог миловал, обошлось без последствий – вот и нахваливали, у других проблемы начинались через год-два. Ассистентки Коростелевой получили условные сроки, она сама приговорена к 5,5 года колонии», – резюмирует Шафикова.

Еще более мощную «бригаду» смог собрать на рынке Емельян Браудэ. В его закрытой Instagram-группе, которую сам коуч, не стесняясь, называет «ОПГ» или «сектой», числится 5 тысяч участников, среди которых – и врачи, и медсестры, и эстетисты.

Своим адептам Браудэ предлагает авторские методики (самая популярная – уже упомянутая техника увеличения губ не зарегистрированным в России филлером Dermaren), а также рецепт, как изящнее избежать проверок надзорных органов. Как говорят «фанаты» Браудэ из числа представителей дистрибьюторских компаний, настоящее имя «гуру» – Ян Силис, до косметологии он занимался продажами антикварных фотоаппаратов Leica. Сам Браудэ рассказы о нем никак не комментирует.

КИСЛОТНАЯ МИНА

В нынешнем году операторы инъекционного рынка, предпочитающие играть «в белую», решились на беспрецедентный шаг – консолидироваться и дать «серым» силам бой. По словам руководителя московского подразделения «Косметология» фармацевтической компании «БСС» Ивана Парунина, он вместе с единомышленниками, среди которых глава компании «Инновация» Кирилл Ястребчиков и директор интернет-магазина косметологической продукции Никита Клубничкин, обсуждает возможность создания ассоциации дистрибьюторов косметологической продукции. Первая официальная встреча инициаторов объединения должна пройти в начале сентября на площадке «Деловой России».

«Сложность заключается в определении критериев выбора участников ассоциации, поскольку дистрибьюторов, предлагающих только «белый» ассортимент, то есть завезенный и зарегистрированный должным образом, на рынке очень немного», – объясняет сложности консолидации Парунин.

Отдельные дистрибьюторские компании пытаются договориться о системном противодействии «серой» продукции с зарубежными производителями.

«Совместно с производителем Neuramis концерном «Медитокс» мы работаем над написанием Международного регламента взаимодействия, в котором хотим предусмотреть вполне определенный, юридически реализуемый алгоритм совместных действий в направлении санации рыночного пространства от источников параллельного ввоза филлеров и продуктов, имеющих визуальное сходство с Neuramis, происхождение которого нами пока не идентифицировано», – отмечает генеральный директор НЭО «Промедтек» Юрий Ковальчук.

А пока дистрибьюторы продуктов и провайдеры услуг подравнивают строй, «серый» рынок апробирует новые форматы мимикрии под легальный. Типичный пример – ситуация, сложившаяся вокруг популярного пилинга PRX-T33. В конце 2018 года известный отраслевой аналитик Елена Москвичева увидела на этикетке продукта информацию о содержании в нем 33% трихлоруксусной кислоты (ТСА), однако данных о регистрации этого пилинга в качестве медизделия в базе данных Росздравнадзора не обнаружила (для пилингов с содержанием ТСА наличие регистрации обязательно). За разъяснением парадокса Москвичева обратилась в Роспотребнадзор.

В управлении организации контрольно-надзорной деятельности и оказания государственных услуг ведомства на ее запрос ответили буквально следующее: «Продукция косметическая марки WiQomed пилинг PRX T-33 производства GPQ SRL, Via Fra' Cristoforo 14D, 20142 Milano, Италия, прошла государственную регистрацию в установленном порядке в Управлении Роспотребнадзора по Московской области. На продукцию оформлено свидетельство о государственной регистрации №RU.50.99.05.001.E.002085.02.17 от 20.02.2017 года… При государственной регистрации пилинга PRX T-33 трихлоруксусная кислота в составе продукции не заявлялась. Одновременно сообщаем, что Ваше обращение для рассмотрения и принятия мер в установленном порядке направлено в Управление Роспотребнадзора по Московской области».

Проще говоря, Роспотребнадзор признал, что в косметическом средстве трихлоруксусной кислоты быть не может, и сертификационный центр, который в 2017 году проводил проверку этого продукта как косметического средства, кислоты в составе пилинга не обнаружил.

По словам Елены Москвичевой, вскоре после ее обращения в Роспотребнадзор упоминание о присутствии трихлоруксусной кислоты в составе продукта с этикеток пилинга исчезло. Вот и весь статус. Несмотря на то что PRX T-33 реализуют десятки разнокалиберных компаний по всей стране, найти официального поставщика этого пилинга в Россию Vademecum так и не удалось.


косметология, инъекции, серый рынок ботулотоксин, филлер, ботокс, росздравнадзор
Источник: Vademecum №6, 2019

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении