15 Мая 2024 Среда

Все оценки серого: почему российский рынок косметологических инъекций изощренно сопротивляется «обелению»
Ольга Гончарова Мединдустрия Косметология
8 августа 2019, 11:16
Фото: bosch-presse.de
29740

Рынок косметологических продуктов и услуг, чью неизбывную «серость» в отрасли привычно держат за неизбежное зло, в сезоне 2018‑2019 приобрел новые тона. Помимо традиционных бед – засилья контрафакта и кустарной (надомники, салоны без медлицензии и «косметологи» без образования) операционной активности, – здесь получили распространение такие маневры по уходу в тень, как подмена этикеток и сокрытие состава продуктов, параллельный импорт. Фокус еще и в том, что игроки серых мастей начали группироваться в секты, внутри которых использование незарегистрированных препаратов и медизделий возведено в культ. Компании‑поставщики, ревностно отстаивающие принципы легальности, впервые в истории сегмента собираются объединиться в ассоциацию – главным образом для того, чтобы сообща дать решительный бой полуподпольным конкурентам.

Итоги очередной волны исследования косметологического рынка, ежегодно проводимого Аналитическим центром Vademecum, казалось, должны внушить оптимизм игрокам, действующим в легальном поле. В 2018 году сразу в трех категориях инъекционной продукции доля «серого» сегмента в натуральном выражении снизилась: с 25,2% до 24,8% для филлеров, с 31,5% до 25% – для биоревитализантов. Наконец, самое заметное «обеление» продемонстрировали ботулотоксины – в этой категории продуктов доля «серости» отступила с 24% до 6%. Но значит ли это, что инъекционный рынок уверенно движется в цивилизованную сторону? Как ни странно, нет.

Дело в том, что нашим исследованием охвачены лишь две из многочисленных «серых» зон – процедуры с использованием продуктов, не зарегистрированных в России, и услуги, оказываемые на дому. Реализация контрафактных препаратов и медизделий, доля имеющих хождение подделок, как и разнообразные другие проявления «серости», методологически точному обсчету пока не поддаются. При этом, как свидетельствуют опрошенные Vademecum представители крупнейших дистрибьюторских компаний, как раз контрафактных препаратов и медизделий на этом рынке, по сравнению с 2017 годом, стало значительно больше, и в поставках отдельных брендов их доля достигла уже 50–60%.

Кроме того, индустрия столкнулась с невиданной ранее угрозой – косметологи, работающие с незарегистрированной продукцией и не всегда обладающие сертификатом врача, начали объединяться в группы, формируя таким образом широкий канал прямых продаж контрафакта, а значит, и зону комфорта для «серых» поставщиков.

Крупнейшим из таких новообразований можно назвать закрытое сообщество, созданное в 2018 году отраслевым коучем Емельяном Браудэ, который, не имея медицинского образования, не стесняется гастролировать по стране и тысячами обучать косметологов авторской технике увеличения губ «тугая писечка».

ФИЛЛЕРЫ ТУТ, ФИЛЛЕРЫ ТАМ

Первые замеры рынка косметологических инъекций, сделанные Аналитическим центром Vademecum в 2015 году, высветили врожденный порок индустрии – незарегистрированные препараты и медицинские изделия. Тогда, по нашим подсчетам, более 56% продуктов инъекционной косметологии обращались в России без регистрационных удостоверений. На рынке без разрешительных документов Минздрава присутствовали как минимум семь ботулотоксинов из Германии, Южной Кореи, Швейцарии и США, а регудостоверений Росздравнадзора не имели более 30% реализуемых филлеров и биоревитализантов. Свежее исследование, проведенное по итогам 2018 года, показало, что проблема не утратила актуальности, но сменила содержание.

Из примерно 180 наименований филлеров и биоревитализантов, присутствовавших в ассортименте российских косметологов в рассматриваемый период, не имели разрешительных документов 25%, причем для филлеров эта доля составила меньше 20%.

За последние четыре года многие хиты «серых» продаж вышли в легальное поле, получив разрешительные документы. Многие из этих продуктов, в том числе популярные филлеры Amalain и Soprano, «обелились» в 2018 году – после того как Росздравнадзор своим письмом №1042735/18 разрешил регистрацию медизделий, содержащих лекарственные средства или субстанции, без предъявления документов о внесении последних в Государственный реестр лекарственных средств.

Ранее доступ к регистрации инъекционных продуктов был фактически заблокирован изданным в марте 2017 года приказом Минздрава России №11-н «Об утверждении требований к содержанию, технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия», закреплявшим необходимость получать отдельные регистрационные удостоверения на лекарственные препараты и субстанции в составе медизделий.

Оставшиеся без регудостоверений продукты для контурной пластики и биоревитализации популярность пусть медленно, но все же теряют. «Например, корейский Rejeunesse когда-то продавался очень хорошо. Сейчас продукт еще присутствует на рынке, но в гораздо меньшем объеме. Мы распродаем остатки, основные продажи идут из квартир, где живут менеджеры, и это уже не тот поток», – рассказывает представитель одной из дистрибьюторских компаний. Если в 2017 году в отдельных регионах России Vademecum фиксировал продажи не имеющего регудостоверения британского филлера на основе коллагена Nithya, то годом позже продукт из обращения практически пропал.

В сегменте ботулотоксинов в 2018 году присутствовали те же незарегистрированные препараты, что и тремя годами ранее: корейские Refinex, Nabota, Neuronox, швейцарский Azzalure и другие. Исключение составил только корейский Ботулакс, регудостоверение которому в 2016 году справила компания Martinex.

Рыночная доля незарегистрированных препаратов постепенно снижается. Например, потребление Refinex – самого популярного из «серых» ботулотоксинов – в 2018 году сократилось более чем на 7% – до 2 млн единиц, или 22,4 тысячи упаковок. А Neurobloc, или Myobloc, в 2016 году обнаруженный нами во всех федеральных округах России, кроме Дальнего Востока, в прошлом году реализовывался только в Приволжском федеральном округе.

Однако в 2018 году в категории ботулотоксинов Vademecum встретил новобранца, которого респонденты-косметологи идентифицировали как emelianox или emelianotox, названный так в честь своего «разработчика» Емельяна Браудэ. Особенно заметен этот препарат был в Приволжском, Уральском федеральных округах и на Дальнем Востоке. Региональные дистрибьюторы разнятся в показаниях относительно происхождения этого набирающего популярность токсина: одни утверждают, что под именным брендом скрывается не зарегистрированный в России Refinex, другие считают, что это этикетка emelianox наклеивается на легально попавший в обращение Лантокс. Сам Браудэ отказался комментировать источник поставки его препарата. Директор дистрибьютора «Нике-Мед» Людмила Антонова говорит, что ей о токсине emelianox или emelianotox, а также о его причастности к официально поставляемому ее компанией в Россию Лантоксу, ничего не известно.

ЧЕМОДАННОЕ ПОСТРОЕНИЕ

На смену незарегистрированной продукции на рынок косметологических инъекций пришло другое несчастье – усиление позиций контрафактных товаров, то есть марок, имеющих регистрационные документы, но ввозимых поставщиками и отдельными косметологами из-за рубежа, мягко говоря, по параллельным каналам, в чемоданах.

«Мы зафиксировали контрабандные поставки по продукту Yvoire, когда отдельные компании и косметологи закупают оригинальные филлеры и биоревитализанты под нашим брендом в Южной Корее и ввозят в Россию в обход таможни, не отчисляя пошлины и налоги. Это снизило продажи нашей продукции в 2018 году более чем на 30%, – рассказывает директор компании «Инновация» Кирилл Ястребчиков. – Кроме того, контрабандисты активно ввозят серию Plus с лидокаином, регистрационное удостоверение на который мы ожидаем получить только в первом квартале 2020 года».

На расширение канала контрабандных поставок филлеров и биоревитализантов под брендом Teosyal указывает и владелец компании-дистрибьютора «Академия научной красоты» Андрей Сорокин. По его словам, наиболее активно продажа контрабанды в 2018 году и первой половине 2019 года велась в Калининграде (с июня у поставщика истек контракт с производителями продукта – швейцарской компанией Teoxane).

«В 2018 году, когда мы запускали в обращение новый южнокорейский филлер Neuramis, мы понимали, что объем «серого» рынка значителен, поэтому защитили легальный препарат специальными голографическими знаками и защитными стикерами, информировав об этом всех партнеров и клиентов. Несмотря на предупреждающую маркировку, в 2019 году объем «серого» рынка Neuramis вырос и достиг доли 50–75%, в зависимости от региона, по оценкам наших региональных дилеров и данным внутреннего исследования рынка. К сожалению, это не только интернет-магазины и социальные сети, источником являются уважаемые московские и региональные компании, которые даже неловко упоминать поименно, поскольку они работают в России очень давно и широко известны», – подтверждает тренд директор по маркетингу и продажам НЭО «Промедтек» Марина Прокофьева.

С аналогичной проблемой столкнулась и компания «Маруга», выпустившая в 2018 году на рынок новый продукт Profhilo, препятствующий старению кожи.

Контрабандный почерк без труда угадывается и на рынке ботулотоксинов. «Ботулакс который год продолжают ввозить в чемоданах», – констатирует президент компании Martinex Михаил Селянин. По данным Аналитического центра Vademecum, не менее 4% от общего объема реализации этого продукта косметологи ввезли в Россию сами.

Нелегальную продукцию предлагают многочисленные профильные сайты. Например, на ресурсе dysport-botox.ru представлены Botox, Dysport, Botulax, а также как минимум пять филлеров в упаковках, оформленных на английском.

Просьбу корреспондента Vademecum, назвавшегося сотрудником косметологической клиники, приобрести один из этих препаратов представитель интернет-магазина отклонил:

«Если у вас есть лицензия, а у ваших врачей – сертификаты, рекомендую обратиться к официальным поставщикам. Для Ботокса – это дистрибьюторы «А410» и «Эстемарко». Пройдите этот легальный путь, поработайте с ними, а уже потом, если захотите, будете безобразничать».

По словам собеседника Vademecum из онлайн-магазина, он представляет большую компанию, и disport-botox.ru только один из ее сайтов.

Главным фактором роста объема обращающегося контрафакта респонденты Vademecum называют проседание потребительского спроса в кризис и тяготение пациентов к более дешевым услугам, а специалистов, соответственно, к более демократичным продуктам (доля стоимости препарата или медизделия в цене услуги, в зависимости от категории и места оказания, варьируется от 30% до 50%).

Отдельные дистрибьюторы указывают и на другую, менее очевидную, на первый взгляд, причину тяготения рынка к «тени». «К сожалению, иногда, для того чтобы выполнить план продаж, компании-производители, помимо своих официальных дистрибьюторов, обращаются и к «серым» поставщикам, предлагая им ту же продукцию с большим дисконтом. Это, конечно, ломает рынок, и пока механизма борьбы с этим явлением не существует», – признается представитель одной из дистрибьюторских компаний.

СЕСТРИНСКИЙ ПРИХОД

Отдельная проблема эстетической индустрии – «серый» рынок услуг, к которому относятся процедуры, проводимые специалистами, не имеющими сертификата врача-косметолога (это могут быть врачи других специальностей, средний медицинский персонал, люди, вовсе не имеющие медобразования), а также манипуляции, совершаемые в кустарных условиях – в не обладающих лицензией на меддеятельность салонах красоты или на дому.

Причем если раньше операторы рынка могли трактовать нормативы, описывающие роль медсестры в косметологии, на свой вкус, то теперь эту вольницу регуляторы решительно прекратили. В 2019 году Минздрав РФ вынес на общественное обсуждение проект изменений в Порядок оказания медицинской помощи по профилю «косметология» (приказ Миздравсоцразвития №381н от 18 апреля 2012 года), конкретизирующий функционал среднего медперсонала. В документе четко сказано: «Медицинская сестра по косметологии выполняет профилактические, лечебные, реабилитационные мероприятия и процедуры, только назначенные врачом-косметологом, с применением препаратов и приборов, в инструкции которых указано, что их может применять средний медперсонал». То есть косметологические инъекции, проводимые медсестрами по собственному усмотрению, автоматически попадают в «серую» зону. Деталь имеет совершенно конкретное значение: по оценкам Аналитического центра Vademecum, более трети всех специалистов, оказывающих косметологические инъекционные услуги в стране, обладают медсестринскими дипломами.

Но еще большая проблема – инъекционные процедуры, проводимые людьми без медицинского образования. Старший следователь по особо важным делам Следственного департамента МВД России Лилия Шафикова, описывая масштаб бедствия, рассказывает, как два года назад ее коллеги обнаружили в Москве самую настоящую ОПГ таких «специалистов».

«Организатор банды, москвичка Наталья Коростелева, не имея медицинского образования, работала на рынке косметологических услуг как минимум девять лет: с 2007 по 2016 год. Принимала и на дому, в Строгино, и в разных частных кабинетах. Брала демократичной ценой. Например, увеличить губы у Коростелевой стоило 5 тысяч рублей, тогда как в медицинских клиниках – от 10 тысяч рублей. С одной стороны, призадуматься бы клиенткам: в чем-то ведь должен быть подвох. С другой – всем сомневающимся «косметолог» с гордостью демонстрировала с десяток дипломов, один солиднее другого. Да и приходили к ней благодаря «сарафанному радио»: кого-то бог миловал, обошлось без последствий – вот и нахваливали, у других проблемы начинались через год-два. Ассистентки Коростелевой получили условные сроки, она сама приговорена к 5,5 года колонии», – резюмирует Шафикова.

Еще более мощную «бригаду» смог собрать на рынке Емельян Браудэ. В его закрытой Instagram-группе, которую сам коуч, не стесняясь, называет «ОПГ» или «сектой», числится 5 тысяч участников, среди которых – и врачи, и медсестры, и эстетисты.

Своим адептам Браудэ предлагает авторские методики (самая популярная – уже упомянутая техника увеличения губ не зарегистрированным в России филлером Dermaren), а также рецепт, как изящнее избежать проверок надзорных органов. Как говорят «фанаты» Браудэ из числа представителей дистрибьюторских компаний, настоящее имя «гуру» – Ян Силис, до косметологии он занимался продажами антикварных фотоаппаратов Leica. Сам Браудэ рассказы о нем никак не комментирует.

КИСЛОТНАЯ МИНА

В нынешнем году операторы инъекционного рынка, предпочитающие играть «в белую», решились на беспрецедентный шаг – консолидироваться и дать «серым» силам бой. По словам руководителя московского подразделения «Косметология» фармацевтической компании «БСС» Ивана Парунина, он вместе с единомышленниками, среди которых глава компании «Инновация» Кирилл Ястребчиков и директор интернет-магазина косметологической продукции Никита Клубничкин, обсуждает возможность создания ассоциации дистрибьюторов косметологической продукции. Первая официальная встреча инициаторов объединения должна пройти в начале сентября на площадке «Деловой России».

«Сложность заключается в определении критериев выбора участников ассоциации, поскольку дистрибьюторов, предлагающих только «белый» ассортимент, то есть завезенный и зарегистрированный должным образом, на рынке очень немного», – объясняет сложности консолидации Парунин.

Отдельные дистрибьюторские компании пытаются договориться о системном противодействии «серой» продукции с зарубежными производителями.

«Совместно с производителем Neuramis концерном «Медитокс» мы работаем над написанием Международного регламента взаимодействия, в котором хотим предусмотреть вполне определенный, юридически реализуемый алгоритм совместных действий в направлении санации рыночного пространства от источников параллельного ввоза филлеров и продуктов, имеющих визуальное сходство с Neuramis, происхождение которого нами пока не идентифицировано», – отмечает генеральный директор НЭО «Промедтек» Юрий Ковальчук.

А пока дистрибьюторы продуктов и провайдеры услуг подравнивают строй, «серый» рынок апробирует новые форматы мимикрии под легальный. Типичный пример – ситуация, сложившаяся вокруг популярного пилинга PRX-T33. В конце 2018 года известный отраслевой аналитик Елена Москвичева увидела на этикетке продукта информацию о содержании в нем 33% трихлоруксусной кислоты (ТСА), однако данных о регистрации этого пилинга в качестве медизделия в базе данных Росздравнадзора не обнаружила (для пилингов с содержанием ТСА наличие регистрации обязательно). За разъяснением парадокса Москвичева обратилась в Роспотребнадзор.

В управлении организации контрольно-надзорной деятельности и оказания государственных услуг ведомства на ее запрос ответили буквально следующее: «Продукция косметическая марки WiQomed пилинг PRX T-33 производства GPQ SRL, Via Fra' Cristoforo 14D, 20142 Milano, Италия, прошла государственную регистрацию в установленном порядке в Управлении Роспотребнадзора по Московской области. На продукцию оформлено свидетельство о государственной регистрации №RU.50.99.05.001.E.002085.02.17 от 20.02.2017 года… При государственной регистрации пилинга PRX T-33 трихлоруксусная кислота в составе продукции не заявлялась. Одновременно сообщаем, что Ваше обращение для рассмотрения и принятия мер в установленном порядке направлено в Управление Роспотребнадзора по Московской области».

Проще говоря, Роспотребнадзор признал, что в косметическом средстве трихлоруксусной кислоты быть не может, и сертификационный центр, который в 2017 году проводил проверку этого продукта как косметического средства, кислоты в составе пилинга не обнаружил.

По словам Елены Москвичевой, вскоре после ее обращения в Роспотребнадзор упоминание о присутствии трихлоруксусной кислоты в составе продукта с этикеток пилинга исчезло. Вот и весь статус. Несмотря на то что PRX T-33 реализуют десятки разнокалиберных компаний по всей стране, найти официального поставщика этого пилинга в Россию Vademecum так и не удалось.


косметология, инъекции, серый рынок ботулотоксин, филлер, ботокс, росздравнадзор
Источник: Vademecum №6, 2019

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС