13 ноября канцелярией Московского арбитражного суда было зарегистрировано очередное исковое заявление группы «Биотэк» к российскому представительству израильской Teva. А неделей раньше ООО «Тева», как единственный участник аукциона, получило контракт Минздрава стоимостью 2,8 млрд рублей на поставку Копаксона, на который предыдущие три года «Биотэк» имел в России эксклюзив. Так дженериковый гигант поставил точку в скандальной истории, прозрачно намекнув, что окончательно расстается со своим главным партнером в России. Теперь стратегию Teva в России предстоит разработать новому генеральному директору представительства. О новом назначении компания должна объявить в середине декабря.
Итоги аукциона по закупке МНН глатирамера ацетат стали известны 5 ноября. На конкурс, победитель которого должен был определиться 8 ноября, вышла лишь одна компания – ООО «Тева». С ней Минздрав и заключил контракт по начальной цене 2,8 млрд рублей. Контрактер взял на себя обязательство не позднее 10 декабря 2013 года поставить препарат Копаксон (общий объем – 46 216 145 мг) в 82 региона и 20 клинических больниц ФМБА. По контракту остаточный срок годности препарата – не ранее IV квартала 2014 года. Эксклюзивный поставщик Копаксона с 2010 года – ЗАО МФПДК «Биотэк» – на аукцион даже не вышел.
В Teva свое решение о самостоятельном выходе на аукцион не объясняют, как и не комментируют, будут ли возобновлены коммерческие отношения с «Биотэком». В компании традиционно замечают, что уделяют особое внимание российскому рынку и заботе о пациентах. Ответы с такой формулировкой ООО «Тева» направляет в VM последние три месяца, с тех пор как проявился конфликт с «Биотэком». Компания не поддерживает связи с партнером, а поставку Копаксона в его адрес выполнила за последние месяцы лишь однажды, да и то под давлением ФАС.
Перед ноябрьскими торгами за право поставлять Копаксон в 2014 году «Биотэк» вновь обратился к антимонопольщикам. Те поспешили обвинить производителя в «экономически и технологически необоснованном уклонении от заключения с ЗАО МФПДК «Биотэк» договора на поставку» препарата и предписали устранить нарушения. В ООО «Тева» на этот раз никак не отреагировали на заявление ФАС. Однако гендиректор МФПДК «Биотэк» Григорий Левицкий был полон решимости участвовать в ноябрьских торгах. Правда, в итоге на аукцион не вышел. Причину неучастия в торгах в «Биотэке» не комментируют. По информации VM, российская компания не располагала запасами препарата, да и подписанного договора на поставку Копаксона у компании на этот раз не было.
Бывшие партнеры в ближайшее время вновь начнут обсуждать вопрос поставки Копаксона, но уже в суде. Первый иск «Биотэка» к израильской компании в московском арбитраже был зарегистрирован 22 октября, второй – 13 ноября. В первом иске речь идет о взыскании скромной неустойки – 67,6 тысячи рублей, второе заявление к моменту подписания номера в печать не было опубликовано на сайте суда. Но председатель совета директоров в октябрьском интервью VM обещал завалить ООО «Тева» исками, а общую сумму претензий оценил в $200 млн.
Предоставить спор суду или договориться с «Биотэком» о мире в досудебном порядке, видимо, придется решать уже новому руководителю представительства Teva в России. Нынешний руководитель представительства Артур Нагапетян в сентябре пришел на смену Денису Четверикову (он был гендиректором компании более шести лет), покинувшему компанию на фоне скандала с «Биотэком». Однако с самого начала источники VM, близкие к израильской компании, называли Нагапетяна лишь временным управляющим. По их словам, официальное представление нового руководителя ООО «Тева» состоится уже в середине декабря. Одним из предпочтительных кандидатов на этот пост собеседники VM еще несколько недель назад называли Анну Ярвиц, последние несколько лет возглавляющую «Зентива Евразия», одно из подразделений группы Sanofi. За плечами Анны Ярвиц опыт руководства российским офисом некогда крупного немецкого производителя дженериков Ratiopharm. Топ-менеджер перешла на работу в структуры Sanofi в декабре 2010 года, как раз после того как Teva поглотила бизнес Ratiopharm. Сама Анна Ярвиц в минувшую пятницу была недоступна по мобильному. Впрочем, за это время произошли важные перемены в штаб-квартире Teva в Израиле – по причине разногласий с Советом директоров ушел в отставку главный исполнительный директор компании Джереми Левин. Его преемник также пока не назван.