Есть в сейсмологии такое понятие ≪афтершок≫ – это повторный подземный толчок, меньшей интенсивности по сравнению с главным сейсмическим ударом. Как правило, афтершоков бывает несколько, они следуют друг за другом, постепенно затухая.
Чем отличается экономическая встряска от сейсмической, так это тем, что у нее афтершоки идут по нарастающей – наиболее серьезные последствия кризиса наступают через два-три или даже пять лет, радикально перекраивая целые отрасли экономики.
Объясняется феномен достаточно просто: лидеры рынка – это, разумеется, наиболее крупные компании, и, прежде чем рухнуть, они долго ≪качаются≫, пытаясь вернуться в стабильное состояние. Некоторым это удается, другим же нет.
Если взглянуть, например, на рейтинг фармдистрибьюторов 1999 года, можно увидеть, что по сравнению с докризисным 1997-м он не изменился – лидируют ≪СИА≫, ≪Протек≫, индийская ≪Шрея≫ и ≪Инвакорп≫. Как мы теперь знаем, ≪Инвакорп≫ обанкротился в начале 2002 года. Один из лидеров фармпрома, ICN Pharmaceuticals, продержался до 2003-го.
Следующий кризис, грянувший в 2008 году, подкосил уже ≪Шрею≫, но финал настал для нее только в 2010-м. ≪Аптечная сеть ≪36,6≫ боролась после шока целых пять лет, аж до декабря 2013-го, когда была продана владельцам A.v.e Group.
Во всех этих случаях критическим грузом, подкосившим гигантов, стали долги.
После увенчавшего 2014 год резкого падения национальной валюты и последовавшего за ним повышения ключевой ставки ЦБ до 17% прошло слишком мало времени, поэтому внимание игроков рынка привлекают всякие малозначительные детали – они в основном заняты тем, что пытаются свалить друг на друга вину за подорожание лекарств (см. материал ≪Веские поводки≫ на стр. 6).
Но самые интересные и драматические события разворачиваются сейчас не на виду, а в тихих банковских кабинетах. Не зря фармдистрибьюторы начали сокращать отсрочки платежей, а то и требовать предоплату – им нужно гасить резко подорожавшие кредиты.
Кто выстоит, а кто падет?
Посмотрим.
Нас ждут впереди очень интересные пять лет.
РОМАН КУТУЗОВ,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА