Январь 2015 года отметился беспрецедентным событием – крупные фармкомпании ввязались в ценовую войну на рынке США. Чтобы разрушить монополию Gilead, год назад начавшей продажи инновационного препарата от гепатита – Sovaldi, американская AbbVie решила поставлять свою конкурирующую разработку Viekira Pak с существенной скидкой. Gilead ничего не оставалось, как ответить тем же, тем более что прежняя стоимость Sovaldi – $84 тысячи за курс лечения – шокировала даже привычных к дорогим лекарствам американцев. Конкурентная война поможет потребителям сэкономить до $4 млрд, подсчитали эксперты.
По данным ВОЗ, гепатитом С в мире болеют около 150 млн человек, ежегодно свыше 350 тысяч из них умирают от болезней печени, связанных с развитием гепатита. В США количество больных оценивается в 3,2 млн человек.
Стандартной терапией до недавнего времени считалось сочетание пегилированного интерферона-альфа с рибавирином. Такое лечение не всегда помогало больному (эффективность 50–80%), сопровождалось различными побочными эффектами – от повышения температуры до депрессии – и занимало по времени от полугода до года. Инновационные препараты нового поколения обладают принципиально иными характеристиками – их эффективность достигает 93%, курс лечения длится всего три месяца. Кроме того, они поставляются в таблетках, а не в виде инъекций, что комфортнее для пациента. Их разработкой занимались несколько крупных фармкомпаний, но на американский рынок первой успела выйти Gilead Sciences Inc, в декабре 2013 года зарегистрировавшая в FDA свой препарат Sovaldi (софосбувир).
Радость от появления нового эффективного лекарства омрачилась его ценой – в США Sovaldi продавался по $1 тысяче за таблетку, или $84 тысячи за 12-недельный курс лечения. В Америке всегда признавали, что фармкомпания имеет право назначить за инновационный препарат высокую цену, чтобы вернуть свои инвестиции в его разработку, пока не истек срок патента, но такая цена оказалась слишком высока даже для крупнейшего в мире фармрынка. Что было особенно обидно для американцев, в других странах препарат продавался дешевле: в Англии по $57 тысяч за курс, а в Германии – по $66 тысяч.
Негодование общественности переросло в ряд демаршей. Транспортное управление юго-восточной Пенсильвании, потратившее на лечение своих сотрудников от гепатита С $2,4 млн, подало иск в суд против Gilead. Финансовый комитет Сената США обратился в компанию с официальной просьбой снизить цену, так как она плохо сказывается на бюджете федеральных программ Medicaid и Medicare, по которым получают медицинскую помощь пожилые и неимущие американцы. С протестами выступили несколько страховых компаний и посредников, ответственных за возмещение стоимости лекарств по различным программам медицинского страхования. Однако Gilead была непреклонна, и это принесло свои плоды: за первые три квартала 2014 года компания выручила за Sovaldi $8,5 млрд.
Монополия Gilead завершилась в декабре 2014 года, когда FDA одобрило запуск на рынок Viekira Pak – комбинированного лекарства от хронического гепатита С производства компании AbbVie. Viekira Pak, в отличие от Sovaldi, включает в себя несколько действующих веществ – омбитасвир, паритапревир и ритонавир, заключенных в одну таблетку, и дасабувир – в другую. Препарат можно использовать как в комбинации с рибавирином, так и без него. По таким параметрам, как длительность курса лечения и эффективность, Viekira Pak не уступает Sovaldi.
Среди крупных фармкомпаний не принято устраивать ценовые войны инновационных препаратов, и поначалу казалось, что так будет и на этот раз – AbbVie оценила свою разработку в $83 319, то есть чуть дешевле конкурента. Однако 15 января 2015 года было объявлено, что AbbVie заключила сделку с компанией Express Scripts, крупнейшим в США оператором по обслуживанию и страховому возмещению стоимости выписанных врачами рецептов. Express Scripts оказывает коммерческие услуги 25 млн граждан США. В обмен на существенную скидку Express Scripts исключила Sovaldi из списков обслуживаемых препаратов, оставив там только Viekira Pak. Размер скидки не оглашается. Медицинский директор Express Scripts Стивен Миллер лишь намекнул в интервью Reuters, что Viekira Pak будет обходиться американцам примерно в ту же сумму, в которую Sovaldi оценивается в Европе, то есть от $51 тысячи до $66 тысяч.
Gilead Sciences не оставалось ничего иного, кроме как симметрично ответить на вызов, выбрав при этом в партнеры другого крупного поставщика страховых медицинских услуг – Aetna Inc, количество коммерческих клиентов которого достигает 11 млн человек. Представители Aetna, комментируя сделку с американской фармкомпанией, заявили только, что ≪цена, о которой нам удалось договориться, вполне конкурентоспособна в отношении других недавно анонсированных соглашений, касающихся препаратов такого класса≫.
Ни в том ни в другом случае сумма скидки не разглашается, однако, по мнению аналитиков Wall Street, обе фармкомпании предоставили операторам скидку в размере около 30%, сообщает Reuters. По словам генерального директора Gilead Джона Миллигана, за те несколько недель, что длится ажиотаж вокруг сделки AbbVie с Express Scripts, некоторые страховщики попросили его фармкомпанию снизить цену на Sovaldi и для них, приблизив ее к стоимости Viekira Pak, чтобы они могли сохранить оба препарата в своих списках страхового возмещения.
≪Это первый случай в истории фармацевтической индустрии, когда кому-то удалось устроить ценовую войну≫, – не без гордости заявил Миллер.
На фоне этой войны прошел почти незамеченным запуск в январе нового блокбастера Gilead, тоже направленного на борьбу с гепатитом С, – препарата Harvoni. Он, по сути, и должен был составить основную конкуренцию Viekira Pak. Harvoni, как и лекарство AbbVie, представляет собой комбинацию нескольких действующих веществ. Проходящий курс лечения Harvoni пациент должен принимать две таблетки в день: одна из них содержит действующее вещество Sovaldi (софосбувир), другая – антивирусный агент ледипасвир. Стоимость Harvoni, изначально установленная на уровне $94 500, в результате ≪войны рецептов≫ тоже снизилась примерно на $10 тысяч.
Решение AbbVie, обострившей конкурентную борьбу на фармацевтическом рынке США, положительно скажется на пациентах, отмечают аналитики. Снижение стоимости курса лечения позволит страховщикам одобрить терапию инновационными препаратами не только для больных, находящихся в критическом состоянии, но и для менее тяжелых пациентов. Таким образом, проиграв в цене препарата, компании выиграют в объемах продаж. Reuters оценивает предполагаемую выручку Gilead от продажи противогепатитных препаратов в 2015 году в $15–8 млрд.
Оборотной стороной прецедента стала более жесткая позиция компаний, занимающихся страхованием в области здравоохранения, и организаций, управляющих программами выплат пособий на лекарства. Теперь они намерены более агрессивно давить на производителей оригинальных препаратов, требуя снижения цен на лекарства от тяжелых заболеваний.
≪Самые большие возможности у нас теперь в области лечения рака≫, – заявил генеральный директор Express Scripts Джордж Пац. Кроме того, его организация намерена добиваться снижения цен на инновационные препараты, понижающие уровень так называемого ≪плохого≫ холестерина в крови, которые вот-вот выйдут на рынок и обещают стать блокбастерами.
Топ-менеджеры фармкомпаний, опрошенные Reuters, считают сложившуюся ситуацию несправедливой и говорят, что теперь вынуждены будут в качестве приоритетных мишеней рассматривать такие заболевания, лекарств от которых пока нет на рынке, а также придавать своим препаратам особые свойства, позволяющие уйти от прямой конкуренции с другими разработчиками.