27 Июля 2024 Суббота

Печень неги
Наталья Журавлева Фарминдустрия
2 февраля 2015, 12:46
4981

Big Pharma уступила натиску общественности, снизив цены на лекарства от гепатита С

Январь 2015 года отметился беспрецедентным событием – крупные фармкомпании ввязались в ценовую войну на рынке США. Чтобы разрушить монополию Gilead, год назад начавшей продажи инновационного препарата от гепатита – Sovaldi, американская AbbVie решила поставлять свою конкурирующую разработку Viekira Pak с существенной скидкой. Gilead ничего не оставалось, как ответить тем же, тем более что прежняя стоимость Sovaldi – $84 тысячи за курс лечения – шокировала даже привычных к дорогим лекарствам американцев. Конкурентная война поможет потребителям сэкономить до $4 млрд, подсчитали эксперты.

По данным ВОЗ, гепатитом С в мире болеют около 150 млн человек, ежегодно свыше 350 тысяч из них умирают от болезней печени, связанных с развитием гепатита. В США количество больных оценивается в 3,2 млн человек.

Стандартной терапией до недавнего времени считалось сочетание пегилированного интерферона-альфа с рибавирином. Такое лечение не всегда помогало больному (эффективность 50–80%), сопровождалось различными побочными эффектами – от повышения температуры до депрессии – и занимало по времени от полугода до года. Инновационные препараты нового поколения обладают принципиально иными характеристиками – их эффективность достигает 93%, курс лечения длится всего три месяца. Кроме того, они поставляются в таблетках, а не в виде инъекций, что комфортнее для пациента. Их разработкой занимались несколько крупных фармкомпаний, но на американский рынок первой успела выйти Gilead Sciences Inc, в декабре 2013 года зарегистрировавшая в FDA свой препарат Sovaldi (софосбувир).

Радость от появления нового эффективного лекарства омрачилась его ценой – в США Sovaldi продавался по $1 тысяче за таблетку, или $84 тысячи за 12-недельный курс лечения. В Америке всегда признавали, что фармкомпания имеет право назначить за инновационный препарат высокую цену, чтобы вернуть свои инвестиции в его разработку, пока не истек срок патента, но такая цена оказалась слишком высока даже для крупнейшего в мире фармрынка. Что было особенно обидно для американцев, в других странах препарат продавался дешевле: в Англии по $57 тысяч за курс, а в Германии – по $66 тысяч.

Негодование общественности переросло в ряд демаршей. Транспортное управление юго-восточной Пенсильвании, потратившее на лечение своих сотрудников от гепатита С $2,4 млн, подало иск в суд против Gilead. Финансовый комитет Сената США обратился в компанию с официальной просьбой снизить цену, так как она плохо сказывается на бюджете федеральных программ Medicaid и Medicare, по которым получают медицинскую помощь пожилые и неимущие американцы. С протестами выступили несколько страховых компаний и посредников, ответственных за возмещение стоимости лекарств по различным программам медицинского страхования. Однако Gilead была непреклонна, и это принесло свои плоды: за первые три квартала 2014 года компания выручила за Sovaldi $8,5 млрд.

Монополия Gilead завершилась в декабре 2014 года, когда FDA одобрило запуск на рынок Viekira Pak – комбинированного лекарства от хронического гепатита С производства компании AbbVie. Viekira Pak, в отличие от Sovaldi, включает в себя несколько действующих веществ – омбитасвир, паритапревир и ритонавир, заключенных в одну таблетку, и дасабувир – в другую. Препарат можно использовать как в комбинации с рибавирином, так и без него. По таким параметрам, как длительность курса лечения и эффективность, Viekira Pak не уступает Sovaldi.

Среди крупных фармкомпаний не принято устраивать ценовые войны инновационных препаратов, и поначалу казалось, что так будет и на этот раз – AbbVie оценила свою разработку в $83 319, то есть чуть дешевле конкурента. Однако 15 января 2015 года было объявлено, что AbbVie заключила сделку с компанией Express Scripts, крупнейшим в США оператором по обслуживанию и страховому возмещению стоимости выписанных врачами рецептов. Express Scripts оказывает коммерческие услуги 25 млн граждан США. В обмен на существенную скидку Express Scripts исключила Sovaldi из списков обслуживаемых препаратов, оставив там только Viekira Pak. Размер скидки не оглашается. Медицинский директор Express Scripts Стивен Миллер лишь намекнул в интервью Reuters, что Viekira Pak будет обходиться американцам примерно в ту же сумму, в которую Sovaldi оценивается в Европе, то есть от $51 тысячи до $66 тысяч.

Gilead Sciences не оставалось ничего иного, кроме как симметрично ответить на вызов, выбрав при этом в партнеры другого крупного поставщика страховых медицинских услуг – Aetna Inc, количество коммерческих клиентов которого достигает 11 млн человек. Представители Aetna, комментируя сделку с американской фармкомпанией, заявили только, что ≪цена, о которой нам удалось договориться, вполне конкурентоспособна в отношении других недавно анонсированных соглашений, касающихся препаратов такого класса≫.

Ни в том ни в другом случае сумма скидки не разглашается, однако, по мнению аналитиков Wall Street, обе фармкомпании предоставили операторам скидку в размере около 30%, сообщает Reuters. По словам генерального директора Gilead Джона Миллигана, за те несколько недель, что длится ажиотаж вокруг сделки AbbVie с Express Scripts, некоторые страховщики попросили его фармкомпанию снизить цену на Sovaldi и для них, приблизив ее к стоимости Viekira Pak, чтобы они могли сохранить оба препарата в своих списках страхового возмещения.

≪Это первый случай в истории фармацевтической индустрии, когда кому-то удалось устроить ценовую войну≫, – не без гордости заявил Миллер.

На фоне этой войны прошел почти незамеченным запуск в январе нового блокбастера Gilead, тоже направленного на борьбу с гепатитом С, – препарата Harvoni. Он, по сути, и должен был составить основную конкуренцию Viekira Pak. Harvoni, как и лекарство AbbVie, представляет собой комбинацию нескольких действующих веществ. Проходящий курс лечения Harvoni пациент должен принимать две таблетки в день: одна из них содержит действующее вещество Sovaldi (софосбувир), другая – антивирусный агент ледипасвир. Стоимость Harvoni, изначально установленная на уровне $94 500, в результате ≪войны рецептов≫ тоже снизилась примерно на $10 тысяч.

Решение AbbVie, обострившей конкурентную борьбу на фармацевтическом рынке США, положительно скажется на пациентах, отмечают аналитики. Снижение стоимости курса лечения позволит страховщикам одобрить терапию инновационными препаратами не только для больных, находящихся в критическом состоянии, но и для менее тяжелых пациентов. Таким образом, проиграв в цене препарата, компании выиграют в объемах продаж. Reuters оценивает предполагаемую выручку Gilead от продажи противогепатитных препаратов в 2015 году в $15–8 млрд.

Оборотной стороной прецедента стала более жесткая позиция компаний, занимающихся страхованием в области здравоохранения, и организаций, управляющих программами выплат пособий на лекарства. Теперь они намерены более агрессивно давить на производителей оригинальных препаратов, требуя снижения цен на лекарства от тяжелых заболеваний.

≪Самые большие возможности у нас теперь в области лечения рака≫, – заявил генеральный директор Express Scripts Джордж Пац. Кроме того, его организация намерена добиваться снижения цен на инновационные препараты, понижающие уровень так называемого ≪плохого≫ холестерина в крови, которые вот-вот выйдут на рынок и обещают стать блокбастерами.

Топ-менеджеры фармкомпаний, опрошенные Reuters, считают сложившуюся ситуацию несправедливой и говорят, что теперь вынуждены будут в качестве приоритетных мишеней рассматривать такие заболевания, лекарств от которых пока нет на рынке, а также придавать своим препаратам особые свойства, позволяющие уйти от прямой конкуренции с другими разработчиками.

гепатит с, гепатит, гепатит c, gilead sciences, gilead, abbvie, sovaldi

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении