ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

16 Февраля, 20:05
16 Февраля, 20:05
66,70 руб
75,25 руб

Лаборантье

Анна Родионова, Кирилл Седов
9 Февраля 2015, 16:41
6496
ФАС разглядела в некоммерческом партнерстве получателя ренты с рынка КЛД
Перечисленные и систематизированные в январском докладе ФАС претензии к Росздравнадзору уже в феврале могут стать предметом не только кабинетных споров, но и конкретных административных, а может быть, и уголовных разбирательств. Антимонопольщики собираются передать в Генпрокуратуру информацию о деятельности некоммерческого партнерства «ЦВКК» – негосударственной организации, которой Росздравнадзор фактически передал полномочия по внешней оценке качества клинической лабораторной диагностики (КЛД).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ВО ВНЕШНЕМ

≪В нашей стране внешняя оценка качества исследований, выполняемых в клинико‑диагностических лабораториях, осуществляется Федеральной системой внешней оценки качества клинических лабораторных исследований (ФСВОК), которая создана и функционирует с 1995 года во исполнение приказов Минздрава России≫, – заявляет сайт ФСВОК. Там же оговаривается, что практическую работу системы обеспечивает Центр внешнего контроля качества клинических лабораторных исследований (ЦВКК), который, по желанию медорганизаций, проверяет результаты их лабораторной деятельности, дает рекомендации по устранению ошибок и совершенствованию используемых методик. Вдобавок к рекомендациям лаборатории и клиники ежегодно получают специальное свидетельство об участии в ФСВОК, чем гарантируют себе попадание в аккредитационные списки, которые, как сообщает сайт организации, регулярно направляются в территориальные управления Росздравнадзора и другие проверяющие инстанции.

По мнению ФАС, у описанной ≪федеральной системы≫ есть несколько недостатков. Первый – в том, что на самом деле она не федеральная. Структурой органов исполнительной власти функционирование Федеральной системы внешней оценки качества клинических лабораторных исследований не предусмотрено, а значит, использование такого наименования может вводить потребителей в заблуждение и иметь признаки мошенничества, уверены представители ФАС.

Кроме того, ЦВКК, как установила служба, незаконно выдает своим контрагентам ≪свидетельства на бланках, утвержденных Минздравом России≫. Действительно, организация не входит в структуру ни одного федерального ведомства. По данным СПАРК‑Интерфакс, у НП ≪ЦВКК≫, чья выручка по итогам 2013 года составила 171,3 млн рублей, пять учредителей‑физлиц: Юрий Павлов, Елена Шепель, президент Российский ассоциации клинической лабораторной диагностики Дмитрий Сапрыгин и главный внештатный специалист Минздрава по клинической лабораторной диагностике в ЦФО Владимир Малахов. Еще одним собственником партнерства был завлабораторией проблем клинической лабораторной диагностики Научно‑исследовательского центра МГМУ им. И.М. Сеченова Вадим Меньшиков, ушедший из жизни в августе 2014 года.

Главная же претензия ФАС ко всем участникам ≪системы≫ состоит в том, что для клиник и лабораторий вступление в ФСВОК и взаимодействие с ЦВКК фактически носят принудительный характер. Принуждает их к сотрудничеству не только внушительное название системы, но и непосредственно Росздравнадзор, считают в ФАС. В частности, антимонопольная служба установила, что в 2012 и 2013 годах медорганизации в Татарстане, Тюменской и Смоленской областях привлекались к административной ответственности за отказ от участия в ФСВОК по искам соответствующих территориальных органов Росздравнадзора.

ПИСЬМА ПОШЛИ

ФСВОК действительно была придумана в Минздраве в середине 90‑х и разрабатывалась именно как обязательная система оценки качества для всех клинико‑диагностических лабораторий. Деятельность системы обеспечивала вполне легитимная структура – Центр по внешнему контролю качества клинических лабораторных исследований, представлявший собой структурное подразделение ГНИЦ профилактической медицины Минздрава и функционировавший вплоть до упразднения в 2005 году.

Примечательно, что в июне того же года было зарегистрировано некоммерческое партнерство ≪Центр внешнего контроля качества клинических лабораторных исследований≫. Официально не аффилированная с госструктурами организация, тем не менее, получила мощную административную поддержку – в декабре 2005‑го Росздравнадзор разослал участникам отрасли письмо, в котором рекомендовал лабораториям и медорганизациям заключить договоры на осуществление оценки качества исследований в ФСВОК, деятельность которой обеспечивало теперь уже НП ≪ЦВКК≫. ≪Участие лабораторий медицинских организаций в ФСВОК будет приниматься во внимание при их сертификации, инспекционных проверках и повторном лицензировании≫, – отмечалось в письме Рамила Хабриева, занимавшего тогда пост руководителя Росздравнадзора, а сейчас возглавляющего Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко. Узнать у академика подробности издания письма 2005 года не удалось – на звонок ответил его водитель Владимир, сообщивший, что Хабриев улетел и вернется только 9 февраля.

В Росздравнадзоре, реагируя на тематический запрос VADEMECUM, сообщили, что ФСВОК ≪была создана до вступления в силу 323‑ФЗ ≪Об основах охраны здоровья граждан≫ и без участия Росздравнадзора≫. ≪В своих информационных письмах Росздравнадзор информировал субъекты регулируемых отношений о наличии данной системы, – подчеркивают сегодня представители службы. – Вместе с тем, в связи с вступлением в силу 323‑ФЗ ≪Об основах охраны здоровья граждан≫, Росздравнадзор в целях упорядочения своих документов проинформировал в 2012 году об отмене указанных информационных писем, о чем ФАС России была проинформирована еще до проведения указанной проверки. До настоящего времени каких‑либо предписывающих документов из ФАС в адрес Росздравнадзора по данному вопросу не поступало≫.

Тем не менее до непосредственных исполнителей информация об отмене действия писем, отсылающих операторов КЛД к ФСВОК и НП ≪ЦВКК≫, доведена так и не была, а кроме того, документы, пропагандирующие деятельность ≪оценщиков≫, до сих пор доступны на сайте ≪КонсультантПлюс≫ и в других правовых системах, парируют в антимонопольной службе.

Соучредитель НП ≪ЦВКК≫ и руководитель ФСВОК Владимир Малахов видит взаимосвязь партнерства и госрегулятора несколько иначе: ≪В 2005 году курирование ФСВОК перешло к Росздравнадзору, который в то время создавал систему сертификации медицинских услуг и решил, что ФСВОК может быть основой для подсистемы сертификации клинико‑лабораторных исследований, а ЦВКК – одним из сертифицирующих органов такой подсистемы. Поскольку ФЗ ≪О техническом регулировании≫ требовал независимости сертифицирующих органов, а ФСВОК по своей сути должен быть независимой системой, дающей объективные оценки качества, Росздравнадзор предложил придать ЦВКК статус самостоятельной организации≫. В итоге Росздравнадзор, уточняет Малахов, заключил с партнерством договор о выполнении функций ≪сертифицирующего органа системы сертификации клинико‑лабораторных исследований≫ и уполномочил НП ≪ЦВКК≫ продолжать деятельность ФСВОК. ≪При этом Росздравнадзор никоим образом не передал НП ≪ЦВКК≫ исключительные права по сертификации, а ФСВОК не стала элементом системы госрегулирования, так как ее оценки сообщаются только участникам ФСВОК и носят чисто информационный характер≫, – подчеркивает эксперт.

Вообще же в НП ≪ЦВКК≫ считают, что ФАС рассматривает деятельность ФСВОК предвзято. Да и в использовании наименования ≪Федеральная система внешней оценки качества клинических лабораторных исследований≫ руководители партнерства ничего предосудительного не видят. ≪НП ≪ЦВКК≫ обеспечивает функционирование именно Федеральной системы внешней оценки качества клинических лабораторных исследований, и никакой другой, реализуя принятые именно в этой системе конкретные технологии оценки качества лабораторных исследований, правила, критерии, – заявляет Владимир Малахов. – Создание такой системы и наименование, под которым она функционирует уже 20 лет, определены действующими приказами Минздрава, которыми мы руководствуемся в своей работе, и менять ее название никто, кроме Минздрава, не имеет права. Наоборот, осуществление деятельности этой системы под другим названием было бы введением потребителей в заблуждение≫.

Необоснованными Малахов считает и подозрения в мошенничестве: ≪Насколько я понимаю, мошенничество предполагает безвозмездное присвоение чужих денежных средств. В рамках же договоров с медучреждениями НП ≪ЦВКК≫ получает денежные средства для их выполнения в соответствии с договорной ценой, за которые оно предоставляет медучреждениям весьма трудоемкие услуги, и в том числе передает им материальные ценности. Мне кажется, рассматривать это как мошенничество некорректно. Кроме того, в РФ, как и во всех странах, действует не один десяток систем внешней оценки качества лабораторных исследований. Часть из них, как и ФСВОК, направлены на оценку качества клинико‑лабораторных исследований≫.

ФСВОК И В НУЖНОМ ОБЪЕМЕ

Озвученные ФАС факты и доводы могут привлечь внимание Генпрокуратуры, считает управляющий Центром медицинского права Алексей Панов, но сомневается, что спустя столько лет отыщутся лица, причастные к выстраиванию оригинального ГЧП. ≪В Росздравнадзоре сменилось несколько руководителей – они могли просто не задумываться о том, насколько законна ситуация, при которой конкретное НП наделено полномочиями по контролю качества лабораторных исследований и именно с ним рекомендовано заключать договоры, – рассуждает юрист. – К тому же мы не знаем, рассылались ли письма с настоятельной рекомендацией после 2005 года. Для самих лабораторий ситуация могла стать настолько обыденной, что дальнейших указаний не требовалось≫.

У операторов рынка КЛД легитимность деятельности НП ≪ЦВКК≫ и ФСВОК сомнений, кажется, действительно не вызывает. ≪Участие в ФСВОК обязательно, что закреплено на законодательном уровне, – сообщила VADEMECUM Елена Кондрашева, директор технологического департамента независимой лаборатории ≪Инвитро≫. – Имеет ли решающее значение вопрос участия в ФСВОК при лицензировании – нам неизвестно, но при лицензировании могут спрашивать, и спрашивают, об участии. Сама по себе идея ЦВКК нужная и важная. ФСВОК развивается, за последние годы претерпел значительные положительные изменения, и сейчас это самая представительная программа в России, охватывающая все разделы клинической лабораторной диагностики≫.

Наличия единственного игрока на рынке недостаточно, чтобы обвинить этого игрока и Росздравнадзор в сговоре и доказать это в установленном законом порядке, считают отраслевые юристы. ≪Мы с удовольствием следим за внезапным интересом ФАС к деятельности Росздравнадзора в целом, однако по поставленному вопросу успех ФАС крайне сомнителен, – полагает управляющий партнер адвокатской группы ≪Онегин≫ Ольга Зиновьева. – Сложности возникнут в доказывании как обязательности участия лабораторий в данной системе, так и возможных санкций за уклонение. Конечно, если в распоряжении ФАС имеются конкретные примеры отказов в выдаче лицензии по мотивам неподтверждения участия в ФСВОК, доказывание пойдет легче. Однако и тут удастся доказать исключительно незаконность локального отказа в выдаче лицензии конкретным органом Росздравнадзора, а не умысел системы≫.

Безусловно, можно солидаризироваться с ФАС в части претензий к наименованию ≪федеральной системы≫, но здесь при определении условного ≪введенного в заблуждение потребителя≫ возникнут сложности, считает Зиновьева. Дело в том, что болезненно воспринятое ФАС использование названия, в общем‑то, на руку не только НП ЦВКК, но и медорганизациям, которые, ссылаясь на свое участие в ≪федеральной системе≫, по сути, получают конкурентные преимущества.

В ФАС подтверждают, что очереди из медучреждений, желающих разоблачить деятельность НП ≪ЦВКК≫, пока нет. Однако объясняют это антимонопольщики не маркетинговыми соображениями, а запуганностью участников рынка КЛД.

≪Мы столкнулись с тем, что многие медучреждения и клинико‑диагностические лаборатории боятся заявить о том, что им может быть затруднен доступ на рынок либо отказано в лицензии по причине того, что они не принимают участия в ФСВОК≫, – говорит начальник отдела государственных услуг и преференций контрольно‑финансового управления ФАС России Инна Айвазян. Представители службы просят направлять им информацию о фактах дискриминации лабораторий и клиник, не участвующих в ФСВОК.

клиническая лабораторная диагностика, лабораторная диагностика, клд, цвкк, фсвок, фас
Поделиться в соц.сетях
Важнейшие новости прошедшей недели
Сегодня, 17:43
Gedeon Richter вслед за Servier отзывает в России свой аналог Эреспала
15 Февраля 2019, 19:17
В Москве директора индийской фармкомпании «Джодас Экспоим» избили битами
15 Февраля 2019, 18:26
Минтруда напишет закон о ментальной инвалидности
15 Февраля 2019, 18:12
Издателю журнала Tatler грозит штраф 500 тысяч рублей за рекламу медицинских изделий и услуг
12 Февраля 2019, 19:09
В Санкт-Петербурге 13 поставщиков медизделий и лекарств оказались в сговоре на 849 млн рублей
12 Февраля 2019, 13:26
ФАС признала действовавших в Дагестане поставщиков лекарств и медизделий виновными в картельном сговоре на 2 млрд рублей
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала компании «Регионфарма», «Глобалмедтех», «Дагмедтехника» и «Медфармаснаб» виновными в заключении картельного сговора, приведшего к искусственному поддержанию цен на аукционах по поставке лекарств, медицинских изделий и услуг по обслуживанию и ремонту медтехники в Республике Дагестан в 2015–2018 годах.
7 Февраля 2019, 17:22
Минздрав предложил единый стандарт оснащения лабораторий
Минздрав РФ представил проект стандарта оснащения клинико-диагностических лабораторий и правила проведения таких исследований. Ключевое новшество – требование автоматизировать значительную часть исследований с 1 июля 2019 года.
7 Февраля 2019, 10:42
BusinesStat прогнозирует рост рынка лабораторных услуг на 1,7% в год
6 Февраля 2019, 19:20
ФАС пересматривает механизм назначения единственных поставщиков
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) представила проекты распоряжений Президента РФ, уточняющих процедуру назначения единого поставщика. Документы размещены на федеральном портале нормативных правовых актов.
30 Января 2019, 18:03
Депутату Казанской гордумы грозит дисквалификация за картель на поставках медизделий
29 Января 2019, 12:16
ФАС: в Нижнем Новгороде поставщики МИ организовали картель на 100 млн рублей
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области признало ООО «Дженерал Медикал Системс» и ООО «Медицина и Диагностика» виновными в заключении антиконкурентного соглашения во время закупок медизделий для 19 крупнейших медучреждений области. Общая сумма аукционов, прошедших в 2016-2017 годах, превышает 100 млн рублей.
17 Января 2019, 12:57
Экс-главу Депздрава Ивановской области осудили за указание обслуживать медтехнику в госкомпании
28 Декабря 2018, 11:55
«Нужны контракты жизненного цикла»: что думают игроки рынка МИ о предоставлении заказчикам сервисных ключей
27 Декабря 2018, 14:38
ФАС призвала латвийского поставщика Совальди полюбовно договориться с «Р-Фармом»
Дистрибьютор SIA Tamro, по мнению ФАС, необоснованно уклоняется от заключения с компанией «Р-Фарм» Алексея Репика договора на поставку Совальди (софосбувир), самого дорогого в России препарата для лечения гепатита С.
25 Декабря 2018, 18:52
ФАС в третий раз оставила Нижневартовскую горбольницу без строителей
Федеральная антимонопольная служба аннулировала результаты аукциона по определению подрядчика на строительство Нижневартовской горбольницы мощностью 1100 коек и начальной стоимостью объекта почти 7 млрд рублей. ФАС посчитала, что госзаказчик – Управление капитального строительства (УКС) Тюменской области – неправомерно допустил к участию в конкурсе московскую компанию «УС-200».
24 Декабря 2018, 16:14
Правительство лишило монопольного статуса поставщиков медизделий из ПВХ
24 Декабря 2018, 14:24
Правительство пересмотрело правила игры на рынке госзаказа медизделий из ПВХ
21 Декабря 2018, 19:49
Акционеры белгородской «Медтехники» не смогли сменить гендиректора
Миноритарий белгородского АО «Медтехника» Илья Коптяев по итогам внеочередного собрания акционеров поставщика медоборудования сохранил пост генерального директора. Компания с октября 2018 года находится в эпицентре антимонопольного дела, а сам Коптяев жаловался на «попытку рейдерского захвата» и говорил о планах региональных властей назначить нового руководителя «Медтехники».
5 Декабря 2018, 9:43
Арбитраж третьей инстанции обязал Минздрав РФ разработать лицензионные требования для медорганизаций
Арбитражный суд Московского округа поддержал позицию ФАС в споре с Минздравом, не установившим единые лицензионные требования для медицинских организаций. Суд очередной, третьей, инстанции обязал Минздрав исполнить предписание ФАС – разработать и утвердить лицензионный регламент.
30 Ноября 2018, 16:39
Новосибирское УФАС признало НМИЦ им. Мешалкина виновным в сговоре с поставщиком медизделий
28 Ноября 2018, 14:06
ФАС предлагает обязать поставщиков медоборудования передавать заказчикам ключи для ремонта техники
27 Ноября 2018, 17:48
Две клиники из Санкт-Петербурга не смогли оспорить в ФАС Порядок оказания помощи по профилю «пластическая хирургия»
22 Ноября 2018, 20:13
Яндекс.Метрика