27 Июля 2024 Суббота

На разрыв «Клиники сердца»
Дарья Шубина Мединдустрия
1 сентября 2017, 17:04
Губернатор Самарской области Николай Меркушкин и владелец компании «Современные медицинские технологии» Сергей Шатило (справа)
Фото: smt-samara.ru
8634

В Самарской области под напором прокуратуры рушится государственно-частное партнерство

Компания «Современные медицинские технологии» (СМТ), инвестор громкого регионального проекта «Клиника сердца», может лишиться возможности окупить уже сделанные вложения в сумме около 3 млрд рублей. Первый заместитель прокурора Самарской области подал в арбитражный суд иск, в котором требует признать недействительными ключевые пункты инвестиционного соглашения между СМТ и правительством области. Как отмечают эксперты, поверхностная оценка юридических рисков – типичная ошибка предпринимателей, решивших принять участие в медицинских проектах на основе государственно-частного партнерства (ГЧП).

Самарский предприниматель, владелец компании – поставщика медоборудования СМТ Сергей Шатило инициировал проект строительства международного медицинского центра «Клиника сердца» в 2012 году. Объем инвестиций в объект оценивался на уровне 3 млрд рублей. Бизнесмен заручился поддержкой губернатора региона Николая Меркушкина – в январе 2014 года стороны подписали инвестиционный меморандум (есть в распоряжении Vademecum), в котором были прописаны гарантии областного кардиохирургического госзаказа (пункт 6.2.4). Соглашение также предусматривало, что если достаточного для окупаемости инвестиций госзаказа не будет, инвестору будет компенсирован «недополученный доход» (пункт 10.2).

Под стройку была арендована часть территории действующего ГБУЗ «Самарский областной клинический кардиологический диспансер». Как говорил ранее Vademecum тогдашний руководитель проекта «Клиника сердца» Яков Трахт, срок окупаемости клиники должен был составить 11 лет, но суммы, которые будут направляться медучреждению из областного фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), он не раскрыл. 

«Каждый год суммы будут уточняться. Однако совместная цель государства и «Клиники сердца» –  за время работы выйти на  тот объем высокотехнологичной медицинской помощи, который нужен Самарской области, – это около 11,5 тысячи кардиохирургических операций в год. На данный момент в областном диспансере проводится 2,5 тысячи операций в год», – сказал Трахт.

Запуск клиники был запланирован на лето 2016 года, и поначалу казалось, что СМТ в этот график уложится. Компания уже начала формировать врачебный и управленческий штат медцентра: генеральным директором «Клиники сердца» была назначена Анна Маковская, ранее работавшая на топ-менеджерских позициях в международной клинике Medem (Санкт-Петербург) и холдинге «Лабораторная служба «Хеликс», а главным врачом – заведующий кафедрой факультетской хирургии Самарского государственного медуниверситета (СамГМУ) Алексей Вачев.

Однако в мае 2016 года основная деятельность СМТ – поставки медицинского оборудования – привлекла внимание Следственного управления Следственного комитета по Самарской области. Сергея Шатило, заместителя гендиректора СМТ Алексея Санкеева и замминистра здравоохранения региона Альберта Навасардяна заподозрили в сговоре на госторгах по ремонту и обслуживанию медицинского оборудования. Им были предъявлены обвинения по п. «а» ч. 2 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) и по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) соответственно. В ходе уголовного дела счета СМТ и Сергея Шатило были арестованы, и почти завершенную стройку «Клиники сердца» пришлось заморозить.

В конце августа 2017 года «Клиникой сердца» заинтересовалась региональная прокуратура. Первый заместитель прокурора Самарской области [на сайте прокуратуры значится, что эту должность занимает Алмаз Хусаинов. – Vademecum] направил в самарский арбитраж иск к СМТ и правительству области с требованием признать недействительными (ничтожными) пункты 6.2.4 и 10.2 инвестиционного меморандума, то есть фактически лишить без того забуксовавший проект и инвестора каких-либо гарантий возврата инвестиций.

Как пишет газета «Самарское обозрение» со ссылкой на материалы иска, прокуратура сочла, что обеспечение конкретной коммерческой организации заказом на оказание медицинской помощи за счет бюджета и средств ОМС не относится к компетенции правительства области. Делать это вправе только Комиссия по разработке территориальной программы ОМС, а право оказывать медпомощь за счет средств бюджета  должно предоставляться по итогам торгов, тогда как инвестиционное соглашение фактически гарантировало победу «Клинике сердца».  

«Других правовых механизмов доведения до компании бюджетных средств на указанные цели с момента заключения меморандума по настоящее время не существует. <…> Инвестиционное соглашение по своему содержанию разработано в интересах СМТ и препятствует развитию добросовестной конкуренции на территории области», – приводит издание позицию прокуратуры. 

Следующее заседание суда назначено на 12 сентября 2017 года. 

Гендиректор «Клиники сердца» Анна Маковская и Сергей Шатило от комментариев воздержались.

Если ориентироваться на федеральное законодательство, а также на тематические нормативные акты региона, то правительство Самарской области действительно не может гарантировать необходимые объемы распределения медицинской помощи для объекта здравоохранения, созданного в рамках инвестиционного меморандума, подтверждает главный юрист по сопровождению проектов ГЧП IPT Group Валерий Федечкин. «В таком случае будет действовать условие пункта 10.2 инвестиционного соглашения, но, согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, а также ст. 11 закона об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области, субсидии предоставляются на конкурсной основе, – рассуждает он. – Из сказанного можно сделать вывод, что обязательства правительства Самарской области, предусмотренные пунктами 6.2.4 и 10.2 инвестиционного меморандума, не соответствуют законодательству и, если исходить из сложившейся судебной практики, их условия могут быть признаны ничтожными».

Ситуация, в которой оказался инвестор «Клиники сердца», – типичный пример материализации рисков, связанных с заключением такого рода инвестиционных соглашений, прямо и подробно не урегулированных на уровне федерального законодательства, говорит  партнер Hogan Lovells Александр Долгов: «В 2014 году, когда был подписан этот меморандум, уже существовали гораздо более надежные варианты юридического оформления проектов ГЧП. Сегодня, к счастью, правовая грамотность повышается, пришло понимание того, что подобные инвестиционные соглашения ничего не гарантируют инвестору. Сейчас у нас в работе целый ряд медицинских проектов и все структурируются как концессионные соглашения по 115-ФЗ, соглашения о ГЧП по 224-ФЗ или (реже) как контракт жизненного цикла по 44-ФЗ. В концессионном соглашении или соглашении о ГЧП можно прописать некоторые «гарантии» – чаще всего речь идет о возмещении выпадающих доходов, например, если объект недозагружен, то региональные власти выделяют субсидии. Гарантия госзаказа со стороны субъекта невозможна».

В здравоохранении большинство заметных ГЧП-проектов в любом случае ориентированы на госзаказ – важно, как его обеспечить. Один из вариантов – предложить региону уникальные медуслуги. Например, гарантию загрузки ОМС-пациентами 120 коек из 300, а также возможность компенсировать выпадающие доходы получила компания  «Медицинский центр «XXI век», которая взяла в концессию на 25 лет комплекс бывшей Коммунарской городской больницы (Ленинградская область). Здесь планируется создать единственный в регионе Ленинградский областной центр медицинской реабилитации, объем инвестиций в проект – 2,75 млрд рублей. 

«Получается, что объективное отсутствие иных профильных ЛПУ в локации проекта – это способ обезопасить его от рисков, с которым столкнулся инвестор «Клиники сердца». Очевидно, что в Ленинградской области нет реабилитационного центра, подобного будущему нашему  – это гарантирует нам поток пациентов по полису ОМС. В Санкт-Петербурге дефицит реабилитационных коек, в Ленобласти ситуация еще сложнее», – говорит директор по развитию «Медицинского центра «XXI век» Дмитрий Седеньков.

В относительной безопасности оказался и концессионер единственного в башкирском городе Салават роддома – входящая в ГК «Дельрус» ЗАО «Генус». В реконструкцию и оснащение объекта планируется вложить 286 млн рублей и управлять им в течение 23 лет. 

У «Клиники сердца» при этом в Самарской области конкуренты есть. По данным регионального ТФОМС, в 2017 году высокотехнологичную медпомощь по профилю «Сердечно-сосудистая хирургия», погруженную в базовую программу госгарантий, оказывают Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина, Самарский областной клинический кардиологический диспансер, клиники СамГМУ и тольяттинская Городская больница №2 им. В.В. Баныкина. По плану, в этом году они должны выполнить 3,3 тысячи вмешательств на общую сумму 597 млн рублей.

Как отмечают в консалтинговой компании IPT Gorup, поверхностная оценка юридических рисков – типичная ошибка инвесторов, решивших взяться за медицинский ГЧП-проект. Например, Европейскому медицинскому центру, который в 2013 году заплатил 1 млрд рублей за право взять концессию на реконструкцию московской 63-й ГКБ, пришлось доказывать легитимность концессионного соглашения – Счетная палата РФ заявила, что оно составлено с нарушениями. В конце августа 2017 года концессионер все-таки смог вернуться к работам на объекте, но только после года разбирательств в судах.  

шатило, смт, гчп, меркушкин, крадиохирургия, инвестиции, самара
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении