ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

19 Декабря, 16:10
19 Декабря, 16:10
66,75 руб
75,78 руб

Инвестиции: шесть ошибок при взаимодействии с государством в медицине

Дарья Шубина
17 Января 2017, 13:42
3121
Фото: smalla.co.il
Финансовый консультант – о том, что мешает государственно-частному партнерству в здравоохранении

Одной из тем завершившегося 14 января Гайдаровского форума стали инвестиции в здравоохранение, вернее, сложности их привлечения, несмотря на существование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Посильные попытки Минздрава и региональных властей пока не привели к ажиотажному спросу частных компаний на сотрудничество с государством, во многом из-за отсутствия прозрачных правил игры. Об особенностях реализации ГЧП-проектов в здравоохранении и типичных ошибках потенциальных инвесторов Vademecum рассказал Алексей Судаков, руководитель направления финансового сопровождения медицинских проектов компании IPT Group, которая специализируется на консалтинге, а также управляет сетью «К+31».

Ошибка №1. Поверхностная оценка рисков

Как правило, инициатором ГЧП-проекта выступает инвестор. Поэтому он берет на себя большое число рисков, связанных с реализацией этого проекта. Команда инвестора внимательно просчитывает, чем может обернуться неисполнение обязательств со стороны государственного партнера, а остальные риски реализации такого проекта порой прорабатывает поверхностно. Это большая ошибка – уже после подписания соглашения порой «всплывают» особенности, которые не были учтены на этапе разработки проекта. Например, неверно оцененный эффект от инвестиционного риска, связанного с реконструкцией здания ГКБ №63 стал поводом для судебного иска: инвестор, Европейский медицинский центр (EMC) попытался расторгнуть концессионное соглашение с Департаментом государственного имущества Москвы и вернуть уплаченный в рамках этого договора 1 млрд рублей. Однако иск удовлетворен не был, поэтому EMC осталось работать с тем, что есть, с учетом тех факторов риска, которые обнаружились уже после подписания договора, когда Счетная палата объявила, что ЕМС не имеет права снести здание больницы, потому что оно не находится в аварийном состоянии. Между тем исходный проект предусматривает именно полный снос здания и строительство на его месте нового.

Решение: детальная оценка всех рисков – экономических, политических, экологических, технологических и социальных. Если в формате ГЧП планируется, например, централизовать лабораторную службу какого-либо региона, то стоит озаботиться и продумать детальный алгоритм работы в условиях неминуемых сокращений сотрудников государственных лабораторий. Это высокий социальный риск, который способен свести на нет все попытки инвестора, каким бы оптимальным по всем другим параметрам ГЧП-проект ни был.

Ошибка №2. Некачественная оценка потенциала потока коммерческих пациентов

Главный финансовый интерес инвестора, взявшегося за реализацию ГЧП-проекта, – поток коммерческих пациентов. Гарантированные объемы медпомощи, оплачиваемой за счет системы обязательного медицинского страхования (ОМС), позволяют компенсировать операционные затраты. Однако в самом тарифе ОМС не заложена окупаемость капитальных затрат, расходы на модернизацию оборудования, и, конечно же, он не предполагает никакой прибыли для исполнителя медицинской услуги. Следовательно, неадекватная оценка потока коммерческих пациентов в будущем приведет к снижению прибыльности проекта для инвестора, а, возможно, и фактической неокупаемости проекта.

Решение: независимая предварительная оценка показателей доходности проекта на этапе моделирования его финансовых потоков. Нужно установить истинную рентабельность инвестиций и возможность достичь первоначально заявленных параметров. Пример из практики – во время разработки проекта создания сети онкорадиологических центров наша команда выделила специальное направление для независимой оценки. К этой работе были привлечены эксперты медицинского рынка и агенты-консультанты из государственных и частных медицинских компаний. Аудит позволил нам создать механизм, позволяющий объективно спрогнозировать финансовые потоки на основе ретроспективного опыта.  

Ошибка №3. Неверная оценка капитальных затрат на инвестиционном этапе

В медицинском бизнесе большую часть инвестиционных расходов составляют расходы на оборудование. Так как отечественные аппараты в большинстве своем существенно отстают от зарубежных разработок, то в финансово-экономическую модель ГЧП-проекта все равно придется закладывать расходы на импортное оборудование в соответствии с актуальным курсом валют. Далее начинается процедура согласования проекта. Отведенные на нее сроки зачастую смещаются, так что к дате, когда соглашение подписано, стоимость оборудования  может значительно превышать заявленные в финансовой модели параметры. Приступая к реализации проекта, инвестор понимает, что смета не выдерживает никакой критики. И если расходы на реконструкцию помещений еще можно оптимизировать, то изменить стоимость оборудования крайне сложно. Резкое колебание курса валют на рубеже 2014-2015 годов заставил нас пересмотреть одно из наших концессионных соглашений, и единственно возможным инструментом стал перенос точки снижения тарифа (период, после которого тариф на оказание медицинских услуг в рамках концессионного соглашения снижается до уровня базовых тарифов ОМС).

Решение: регулярная переоценка будущих инвестиций. Финансовый консультант должен постоянно контролировать текущую стоимость реализации проекта и в случае отклонения данных параметров на 5–7% оперативно вносить изменения в проектную документацию. Иначе зафиксированная на бумаге рентабельность инвестиций в 18–20% на выходе превратится в 5–8%.

Ошибка №4. Отсутствие четких договоренностей с государственным партнером

Зачастую клиент на первой встрече с нами сообщает, что у него существуют договоренности с тем или иным руководителем профильной организации о реализации проекта, что заявленный проект получил одобрение на том или ином уровне и так далее. Разработав предварительную «дорожную карту», мы выявляем все задействованные в данном проекте структуры и на очередной встрече задаем клиенту вопрос: «А существует ли обратная связь от представленных в «дорожной карте» структур?» В большинстве случаев инвестор, заручившись поддержкой одной-двух структур, уже уверен в успешной реализации проекта. Первое же совещание, например, в Правительстве РФ, дает понять, что есть конфликт интересов, что остальные структуры не заинтересованы в проекте. Например, во время реализации проекта централизации лабораторной службы мы столкнулись с негативом со стороны представителей Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Камнем преткновения стали тарифы на лабораторные услуги в регионе. Несмотря на заинтересованность местных властей в проекте – они рассчитывали на экономию бюджетных средств за счет централизации и повышение доступности лабораторных услуг в своем регионе, этап переговоров с ФОМС  значительно затянулся.

Решение: до начала активной работы по оформлению соглашения о ГЧП разберитесь, кого еще реализация такого проекта коснется. Встретьтесь с ними и сформируйте срез мнений. В дальнейшем это позволит сэкономить до нескольких месяцев, а также обеспечит конструктивную работу в рамках проекта, так как в проектной документации будут учтены интересы всех причастных. 

Ошибка №5. Необоснованно оптимистичные ожидания инвестора относительно органов государственной власти

Часто инвестор убежден, что с момента инициирования проекта до начала его реализации пройдет не более 8–10 месяцев. Фактически на эти процессы уходит минимум год. Причина этого – отсутствие реально заинтересованного отношения к ГЧП-проектам со стороны правительственных структур. Несмотря на то что на всех уровнях власти демонстрируется интерес к работе с частными инвестициями в формате ГЧП, а механизмы отработаны, все равно на разных этапах возникают недоверие и административные барьеры, масса дополнительных экспертиз и совещаний. Мы вынуждены признать, что в настоящее время практически отсутствует положительный опыт реализации ГЧП-проектов в здравоохранении.

Решение: временной буфер до 50% плюс к планируемым срокам согласования проекта. Это позволит оптимальнее распределить собственные ресурсы и объективнее спрогнозировать этапы реализации проекта.

Ошибка №6. Невнимательность к возможностям привлечения инвестиций

Нередко инвестору для реализации интересного, одобренного представителями государственных структур проекта не хватает денег. Не реализованных по этой причине проектов много. Допустим, требуется сумма в 600 млн рублей. Где их взять? Можно привлечь банковское финансирование на льготных условиях и без залога стороннего имущества: в качестве залога в банк передать права концессионера по будущему концессионному соглашению. Данный формат сделки известен немногим, а между тем он достаточно удобен и позволяет избежать обращений обременений на другие проекты и активы инвестора. Другой вариант – создание паевого инвестиционного фонда (ПИФа). Данный инструмент позволяет инвестировать объединенные средства инвесторов, находящиеся в доверительном управлении профессионального управляющего, в проекты ГЧП. Если использовать этот инструмент, появляется возможность привлечь денежные средства в проект на существенно более выгодных условиях, нежели при привлечении заемного банковского финансирования. Кроме того, ПИФ позволяет при необходимости объединить капиталы нескольких крупных участников.

Решение: для снижения рисков ГЧП-проекта и повышения его финансовой привлекательности важно анализировать весь арсенал финансовых инструментов, в том числе для привлечения дополнительных инвестиций.

гчп, инвестиции, ipt group, омс, государственно-частное партнерство, минздрав, оптимизация, аудит
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
В НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина найдены мумифицированные тела. Они могли пролежать там более 10 лет
Сегодня, 13:34
В США признан виновным медик, получивший $3,4 млн за незаконное продвижение фентанила
Сегодня, 13:34
Бастующие мексиканские врачи взяли в заложники жену губернатора
Сегодня, 12:58
Московского пластического хирурга Гульнару Шах арестовали
Сегодня, 10:37
Законопроект о клинических рекомендациях одобрен во втором чтении
Депутаты Госдумы приняли во втором чтении проект поправок к ФЗ №323 «Об охране здоровья», наделяющий клинические рекомендации новым статусом обязательных к исполнению. Документ вышел на этот этап изменившись, но не радикально. В частности, в нем теперь прописана необходимость создания при Минздраве РФ научно-практического совета, на который возложены обязанности рассматривать и одобрять клинические рекомендации.
18 Декабря 2018, 19:15
Минздрав переписывает правила надлежащей аптечной практики
Ведомством подготовлен проект поправок в собственный приказ №647н от 31 августа 2016 года, регламентирующий Правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных средств и Правила надлежащей аптечной практики. Предлагаемые изменения касаются функционала сотрудников аптек, требований к оснащению и зонированию розничных точек.
18 Декабря 2018, 17:16
Совет Федерации предлагает создать центр цифровой трансформации здравоохранения
18 Декабря 2018, 16:32
Правительство представило новые требования к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения
В документе, опубликованном на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов, содержатся обновленные требования по обеспечению безопасности медучреждений. В частности, в систему антитеррористической защиты предлагается включить части зданий, имеющие отдельный вход, например, поликлиники, расположенные на первых этажах жилых домов.
18 Декабря 2018, 14:47
В Магаданской области из-за дефицита бюджета оптимизируют больницы
18 Декабря 2018, 12:21
Под оптимизацию в подмосковных медучреждениях попадут управленцы и младший медперсонал
17 Декабря 2018, 19:15
Росздравнадзор получит право инспектировать производство медизделий с марта 2019 года
Министерство здравоохранения РФ объявило о начале разработки поправок в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», предоставляющих Росздравнадзору право инспектировать производство медицинских изделий на предмет соответствия системе менеджмента качества (ISO). Ранее с такой инициативой перед сенаторами выступал замглавы ведомства Дмитрий Павлюков.
17 Декабря 2018, 12:11
У здания Минздрава прошел пикет против «абсурдных запретов»
17 Декабря 2018, 8:39
ГК «Регион» может стать инвестором стройки национального центра борьбы с эпилепсией
14 Декабря 2018, 23:17
Мединдустрия
Достоевские республики: ГК «Регион» может поучаствовать в стройке национального центра борьбы с эпилепсией НМХЦ им. Н.И. Пирогова
1166
Минздрав: пациенты с ВИЧ смогут получать терапию по месту пребывания в 2020 году
Минздрав России начал разработку законопроекта об оказании бесплатной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным по месту пребывания. Сейчас такие пациенты могут получить медпомощь только по месту постоянного проживания. Планируемый срок вступления документа в силу – январь 2020 года.
14 Декабря 2018, 17:33
Пациентская организация выступила против планов Минздрава сэкономить 600 млн рублей на препаратах для лечения гепатита С
Директор межрегиональной общественной организации «Сообщество людей, живущих с ВИЧ» Мария Онуфриева 14 декабря направила министру здравоохранения Веронике Скворцовой письмо, в котором выразила обеспокоенность предполагаемым изменением структуры закупок препаратов для терапии гепатита С. В ведомстве планы сокращения объемов закупок отрицают.
14 Декабря 2018, 16:57
О чем говорили на Всероссийском конгрессе «Иммунобиологический щит России»
Какие бы вызовы ни предъявляла глобальная эпидемиологическая и экономическая ситуация, отечественная иммунобиологическая индустрия не прекращает поступательного движения – справляется с внутренними задачами, перенимает лучшие мировые практики и тиражирует успешный опыт за рубеж. К такому солидарному мнению пришли участники Всероссийского конгресса «Иммунобиологический щит России», прошедшего 5 декабря в ЦВК «Экспоцентр» при поддержке Минздрава и Минэкономразвития.
14 Декабря 2018, 14:21
Для одобрения клинрекомендаций предложили собрать научно-практический совет
Госдума подготовила ко второму чтению проект поправок к ФЗ №323 «Об охране здоровья», наделяющий клинические рекомендации новым статусом обязательных к исполнению. Ключевое изменение, появившееся в законопроекте, – предложение создать при Минздраве научно-практический совет, на который предлагается возложить обязанности рассматривать и одобрять клинические рекомендации, разработанные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями.
13 Декабря 2018, 18:33
Минздрав рекомендовал закупать отечественные мобильные медкомплексы
13 Декабря 2018, 17:03
Минздрав перепишет правило предоставления льгот по НДС производителям медизделий
13 Декабря 2018, 16:33
Центр ядерной медицины в Бурятии построит структура НИЦ «Курчатовский институт»
13 Декабря 2018, 12:37
Яндекс.Метрика