27 Июля 2024 Суббота

Инвестиции: шесть ошибок при взаимодействии с государством в медицине
Дарья Шубина Мединдустрия
17 января 2017, 13:42
Фото: smalla.co.il
8203

Финансовый консультант – о том, что мешает государственно-частному партнерству в здравоохранении

Одной из тем завершившегося 14 января Гайдаровского форума стали инвестиции в здравоохранение, вернее, сложности их привлечения, несмотря на существование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Посильные попытки Минздрава и региональных властей пока не привели к ажиотажному спросу частных компаний на сотрудничество с государством, во многом из-за отсутствия прозрачных правил игры. Об особенностях реализации ГЧП-проектов в здравоохранении и типичных ошибках потенциальных инвесторов Vademecum рассказал Алексей Судаков, руководитель направления финансового сопровождения медицинских проектов компании IPT Group, которая специализируется на консалтинге, а также управляет сетью «К+31».

Ошибка №1. Поверхностная оценка рисков

Как правило, инициатором ГЧП-проекта выступает инвестор. Поэтому он берет на себя большое число рисков, связанных с реализацией этого проекта. Команда инвестора внимательно просчитывает, чем может обернуться неисполнение обязательств со стороны государственного партнера, а остальные риски реализации такого проекта порой прорабатывает поверхностно. Это большая ошибка – уже после подписания соглашения порой «всплывают» особенности, которые не были учтены на этапе разработки проекта. Например, неверно оцененный эффект от инвестиционного риска, связанного с реконструкцией здания ГКБ №63 стал поводом для судебного иска: инвестор, Европейский медицинский центр (EMC) попытался расторгнуть концессионное соглашение с Департаментом государственного имущества Москвы и вернуть уплаченный в рамках этого договора 1 млрд рублей. Однако иск удовлетворен не был, поэтому EMC осталось работать с тем, что есть, с учетом тех факторов риска, которые обнаружились уже после подписания договора, когда Счетная палата объявила, что ЕМС не имеет права снести здание больницы, потому что оно не находится в аварийном состоянии. Между тем исходный проект предусматривает именно полный снос здания и строительство на его месте нового.

Решение: детальная оценка всех рисков – экономических, политических, экологических, технологических и социальных. Если в формате ГЧП планируется, например, централизовать лабораторную службу какого-либо региона, то стоит озаботиться и продумать детальный алгоритм работы в условиях неминуемых сокращений сотрудников государственных лабораторий. Это высокий социальный риск, который способен свести на нет все попытки инвестора, каким бы оптимальным по всем другим параметрам ГЧП-проект ни был.

Ошибка №2. Некачественная оценка потенциала потока коммерческих пациентов

Главный финансовый интерес инвестора, взявшегося за реализацию ГЧП-проекта, – поток коммерческих пациентов. Гарантированные объемы медпомощи, оплачиваемой за счет системы обязательного медицинского страхования (ОМС), позволяют компенсировать операционные затраты. Однако в самом тарифе ОМС не заложена окупаемость капитальных затрат, расходы на модернизацию оборудования, и, конечно же, он не предполагает никакой прибыли для исполнителя медицинской услуги. Следовательно, неадекватная оценка потока коммерческих пациентов в будущем приведет к снижению прибыльности проекта для инвестора, а, возможно, и фактической неокупаемости проекта.

Решение: независимая предварительная оценка показателей доходности проекта на этапе моделирования его финансовых потоков. Нужно установить истинную рентабельность инвестиций и возможность достичь первоначально заявленных параметров. Пример из практики – во время разработки проекта создания сети онкорадиологических центров наша команда выделила специальное направление для независимой оценки. К этой работе были привлечены эксперты медицинского рынка и агенты-консультанты из государственных и частных медицинских компаний. Аудит позволил нам создать механизм, позволяющий объективно спрогнозировать финансовые потоки на основе ретроспективного опыта.  

Ошибка №3. Неверная оценка капитальных затрат на инвестиционном этапе

В медицинском бизнесе большую часть инвестиционных расходов составляют расходы на оборудование. Так как отечественные аппараты в большинстве своем существенно отстают от зарубежных разработок, то в финансово-экономическую модель ГЧП-проекта все равно придется закладывать расходы на импортное оборудование в соответствии с актуальным курсом валют. Далее начинается процедура согласования проекта. Отведенные на нее сроки зачастую смещаются, так что к дате, когда соглашение подписано, стоимость оборудования  может значительно превышать заявленные в финансовой модели параметры. Приступая к реализации проекта, инвестор понимает, что смета не выдерживает никакой критики. И если расходы на реконструкцию помещений еще можно оптимизировать, то изменить стоимость оборудования крайне сложно. Резкое колебание курса валют на рубеже 2014-2015 годов заставил нас пересмотреть одно из наших концессионных соглашений, и единственно возможным инструментом стал перенос точки снижения тарифа (период, после которого тариф на оказание медицинских услуг в рамках концессионного соглашения снижается до уровня базовых тарифов ОМС).

Решение: регулярная переоценка будущих инвестиций. Финансовый консультант должен постоянно контролировать текущую стоимость реализации проекта и в случае отклонения данных параметров на 5–7% оперативно вносить изменения в проектную документацию. Иначе зафиксированная на бумаге рентабельность инвестиций в 18–20% на выходе превратится в 5–8%.

Ошибка №4. Отсутствие четких договоренностей с государственным партнером

Зачастую клиент на первой встрече с нами сообщает, что у него существуют договоренности с тем или иным руководителем профильной организации о реализации проекта, что заявленный проект получил одобрение на том или ином уровне и так далее. Разработав предварительную «дорожную карту», мы выявляем все задействованные в данном проекте структуры и на очередной встрече задаем клиенту вопрос: «А существует ли обратная связь от представленных в «дорожной карте» структур?» В большинстве случаев инвестор, заручившись поддержкой одной-двух структур, уже уверен в успешной реализации проекта. Первое же совещание, например, в Правительстве РФ, дает понять, что есть конфликт интересов, что остальные структуры не заинтересованы в проекте. Например, во время реализации проекта централизации лабораторной службы мы столкнулись с негативом со стороны представителей Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Камнем преткновения стали тарифы на лабораторные услуги в регионе. Несмотря на заинтересованность местных властей в проекте – они рассчитывали на экономию бюджетных средств за счет централизации и повышение доступности лабораторных услуг в своем регионе, этап переговоров с ФОМС  значительно затянулся.

Решение: до начала активной работы по оформлению соглашения о ГЧП разберитесь, кого еще реализация такого проекта коснется. Встретьтесь с ними и сформируйте срез мнений. В дальнейшем это позволит сэкономить до нескольких месяцев, а также обеспечит конструктивную работу в рамках проекта, так как в проектной документации будут учтены интересы всех причастных. 

Ошибка №5. Необоснованно оптимистичные ожидания инвестора относительно органов государственной власти

Часто инвестор убежден, что с момента инициирования проекта до начала его реализации пройдет не более 8–10 месяцев. Фактически на эти процессы уходит минимум год. Причина этого – отсутствие реально заинтересованного отношения к ГЧП-проектам со стороны правительственных структур. Несмотря на то что на всех уровнях власти демонстрируется интерес к работе с частными инвестициями в формате ГЧП, а механизмы отработаны, все равно на разных этапах возникают недоверие и административные барьеры, масса дополнительных экспертиз и совещаний. Мы вынуждены признать, что в настоящее время практически отсутствует положительный опыт реализации ГЧП-проектов в здравоохранении.

Решение: временной буфер до 50% плюс к планируемым срокам согласования проекта. Это позволит оптимальнее распределить собственные ресурсы и объективнее спрогнозировать этапы реализации проекта.

Ошибка №6. Невнимательность к возможностям привлечения инвестиций

Нередко инвестору для реализации интересного, одобренного представителями государственных структур проекта не хватает денег. Не реализованных по этой причине проектов много. Допустим, требуется сумма в 600 млн рублей. Где их взять? Можно привлечь банковское финансирование на льготных условиях и без залога стороннего имущества: в качестве залога в банк передать права концессионера по будущему концессионному соглашению. Данный формат сделки известен немногим, а между тем он достаточно удобен и позволяет избежать обращений обременений на другие проекты и активы инвестора. Другой вариант – создание паевого инвестиционного фонда (ПИФа). Данный инструмент позволяет инвестировать объединенные средства инвесторов, находящиеся в доверительном управлении профессионального управляющего, в проекты ГЧП. Если использовать этот инструмент, появляется возможность привлечь денежные средства в проект на существенно более выгодных условиях, нежели при привлечении заемного банковского финансирования. Кроме того, ПИФ позволяет при необходимости объединить капиталы нескольких крупных участников.

Решение: для снижения рисков ГЧП-проекта и повышения его финансовой привлекательности важно анализировать весь арсенал финансовых инструментов, в том числе для привлечения дополнительных инвестиций.

гчп, инвестиции, ipt group, омс, государственно-частное партнерство, минздрав, оптимизация, аудит
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении