22 Октября, 18:55

Инвестиции: шесть ошибок при взаимодействии с государством в медицине

Дарья Шубина
17 Января 2017, 13:42
3812
Фото: smalla.co.il
Финансовый консультант – о том, что мешает государственно-частному партнерству в здравоохранении

Одной из тем завершившегося 14 января Гайдаровского форума стали инвестиции в здравоохранение, вернее, сложности их привлечения, несмотря на существование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Посильные попытки Минздрава и региональных властей пока не привели к ажиотажному спросу частных компаний на сотрудничество с государством, во многом из-за отсутствия прозрачных правил игры. Об особенностях реализации ГЧП-проектов в здравоохранении и типичных ошибках потенциальных инвесторов Vademecum рассказал Алексей Судаков, руководитель направления финансового сопровождения медицинских проектов компании IPT Group, которая специализируется на консалтинге, а также управляет сетью «К+31».

Ошибка №1. Поверхностная оценка рисков

Как правило, инициатором ГЧП-проекта выступает инвестор. Поэтому он берет на себя большое число рисков, связанных с реализацией этого проекта. Команда инвестора внимательно просчитывает, чем может обернуться неисполнение обязательств со стороны государственного партнера, а остальные риски реализации такого проекта порой прорабатывает поверхностно. Это большая ошибка – уже после подписания соглашения порой «всплывают» особенности, которые не были учтены на этапе разработки проекта. Например, неверно оцененный эффект от инвестиционного риска, связанного с реконструкцией здания ГКБ №63 стал поводом для судебного иска: инвестор, Европейский медицинский центр (EMC) попытался расторгнуть концессионное соглашение с Департаментом государственного имущества Москвы и вернуть уплаченный в рамках этого договора 1 млрд рублей. Однако иск удовлетворен не был, поэтому EMC осталось работать с тем, что есть, с учетом тех факторов риска, которые обнаружились уже после подписания договора, когда Счетная палата объявила, что ЕМС не имеет права снести здание больницы, потому что оно не находится в аварийном состоянии. Между тем исходный проект предусматривает именно полный снос здания и строительство на его месте нового.

Решение: детальная оценка всех рисков – экономических, политических, экологических, технологических и социальных. Если в формате ГЧП планируется, например, централизовать лабораторную службу какого-либо региона, то стоит озаботиться и продумать детальный алгоритм работы в условиях неминуемых сокращений сотрудников государственных лабораторий. Это высокий социальный риск, который способен свести на нет все попытки инвестора, каким бы оптимальным по всем другим параметрам ГЧП-проект ни был.

Ошибка №2. Некачественная оценка потенциала потока коммерческих пациентов

Главный финансовый интерес инвестора, взявшегося за реализацию ГЧП-проекта, – поток коммерческих пациентов. Гарантированные объемы медпомощи, оплачиваемой за счет системы обязательного медицинского страхования (ОМС), позволяют компенсировать операционные затраты. Однако в самом тарифе ОМС не заложена окупаемость капитальных затрат, расходы на модернизацию оборудования, и, конечно же, он не предполагает никакой прибыли для исполнителя медицинской услуги. Следовательно, неадекватная оценка потока коммерческих пациентов в будущем приведет к снижению прибыльности проекта для инвестора, а, возможно, и фактической неокупаемости проекта.

Решение: независимая предварительная оценка показателей доходности проекта на этапе моделирования его финансовых потоков. Нужно установить истинную рентабельность инвестиций и возможность достичь первоначально заявленных параметров. Пример из практики – во время разработки проекта создания сети онкорадиологических центров наша команда выделила специальное направление для независимой оценки. К этой работе были привлечены эксперты медицинского рынка и агенты-консультанты из государственных и частных медицинских компаний. Аудит позволил нам создать механизм, позволяющий объективно спрогнозировать финансовые потоки на основе ретроспективного опыта.  

Ошибка №3. Неверная оценка капитальных затрат на инвестиционном этапе

В медицинском бизнесе большую часть инвестиционных расходов составляют расходы на оборудование. Так как отечественные аппараты в большинстве своем существенно отстают от зарубежных разработок, то в финансово-экономическую модель ГЧП-проекта все равно придется закладывать расходы на импортное оборудование в соответствии с актуальным курсом валют. Далее начинается процедура согласования проекта. Отведенные на нее сроки зачастую смещаются, так что к дате, когда соглашение подписано, стоимость оборудования  может значительно превышать заявленные в финансовой модели параметры. Приступая к реализации проекта, инвестор понимает, что смета не выдерживает никакой критики. И если расходы на реконструкцию помещений еще можно оптимизировать, то изменить стоимость оборудования крайне сложно. Резкое колебание курса валют на рубеже 2014-2015 годов заставил нас пересмотреть одно из наших концессионных соглашений, и единственно возможным инструментом стал перенос точки снижения тарифа (период, после которого тариф на оказание медицинских услуг в рамках концессионного соглашения снижается до уровня базовых тарифов ОМС).

Решение: регулярная переоценка будущих инвестиций. Финансовый консультант должен постоянно контролировать текущую стоимость реализации проекта и в случае отклонения данных параметров на 5–7% оперативно вносить изменения в проектную документацию. Иначе зафиксированная на бумаге рентабельность инвестиций в 18–20% на выходе превратится в 5–8%.

Ошибка №4. Отсутствие четких договоренностей с государственным партнером

Зачастую клиент на первой встрече с нами сообщает, что у него существуют договоренности с тем или иным руководителем профильной организации о реализации проекта, что заявленный проект получил одобрение на том или ином уровне и так далее. Разработав предварительную «дорожную карту», мы выявляем все задействованные в данном проекте структуры и на очередной встрече задаем клиенту вопрос: «А существует ли обратная связь от представленных в «дорожной карте» структур?» В большинстве случаев инвестор, заручившись поддержкой одной-двух структур, уже уверен в успешной реализации проекта. Первое же совещание, например, в Правительстве РФ, дает понять, что есть конфликт интересов, что остальные структуры не заинтересованы в проекте. Например, во время реализации проекта централизации лабораторной службы мы столкнулись с негативом со стороны представителей Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Камнем преткновения стали тарифы на лабораторные услуги в регионе. Несмотря на заинтересованность местных властей в проекте – они рассчитывали на экономию бюджетных средств за счет централизации и повышение доступности лабораторных услуг в своем регионе, этап переговоров с ФОМС  значительно затянулся.

Решение: до начала активной работы по оформлению соглашения о ГЧП разберитесь, кого еще реализация такого проекта коснется. Встретьтесь с ними и сформируйте срез мнений. В дальнейшем это позволит сэкономить до нескольких месяцев, а также обеспечит конструктивную работу в рамках проекта, так как в проектной документации будут учтены интересы всех причастных. 

Ошибка №5. Необоснованно оптимистичные ожидания инвестора относительно органов государственной власти

Часто инвестор убежден, что с момента инициирования проекта до начала его реализации пройдет не более 8–10 месяцев. Фактически на эти процессы уходит минимум год. Причина этого – отсутствие реально заинтересованного отношения к ГЧП-проектам со стороны правительственных структур. Несмотря на то что на всех уровнях власти демонстрируется интерес к работе с частными инвестициями в формате ГЧП, а механизмы отработаны, все равно на разных этапах возникают недоверие и административные барьеры, масса дополнительных экспертиз и совещаний. Мы вынуждены признать, что в настоящее время практически отсутствует положительный опыт реализации ГЧП-проектов в здравоохранении.

Решение: временной буфер до 50% плюс к планируемым срокам согласования проекта. Это позволит оптимальнее распределить собственные ресурсы и объективнее спрогнозировать этапы реализации проекта.

Ошибка №6. Невнимательность к возможностям привлечения инвестиций

Нередко инвестору для реализации интересного, одобренного представителями государственных структур проекта не хватает денег. Не реализованных по этой причине проектов много. Допустим, требуется сумма в 600 млн рублей. Где их взять? Можно привлечь банковское финансирование на льготных условиях и без залога стороннего имущества: в качестве залога в банк передать права концессионера по будущему концессионному соглашению. Данный формат сделки известен немногим, а между тем он достаточно удобен и позволяет избежать обращений обременений на другие проекты и активы инвестора. Другой вариант – создание паевого инвестиционного фонда (ПИФа). Данный инструмент позволяет инвестировать объединенные средства инвесторов, находящиеся в доверительном управлении профессионального управляющего, в проекты ГЧП. Если использовать этот инструмент, появляется возможность привлечь денежные средства в проект на существенно более выгодных условиях, нежели при привлечении заемного банковского финансирования. Кроме того, ПИФ позволяет при необходимости объединить капиталы нескольких крупных участников.

Решение: для снижения рисков ГЧП-проекта и повышения его финансовой привлекательности важно анализировать весь арсенал финансовых инструментов, в том числе для привлечения дополнительных инвестиций.

гчп, инвестиции, ipt group, омс, государственно-частное партнерство, минздрав, оптимизация, аудит
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Родовой сертификат покроет консультации психолога
Сегодня, 18:30
ФАС предложила регионам проверить медицинские стройки
Сегодня, 18:29
ГК «Мать и дитя» откроет клинику в Северной Осетии
Сегодня, 17:59
Будущих врачей общей практики обучат онконастороженности
Сегодня, 17:33
Родовой сертификат покроет консультации психолога
Минздрав РФ представил законопроект, предусматривающий увеличение на 1 тысячу рублей стоимости родового сертификата. Этих средств, считают авторы инициативы, хватит на правовые, психологические и медико-социальные услуги.
Сегодня, 18:30
Будущих врачей общей практики обучат онконастороженности
Сегодня, 17:33
В ТФОМС Челябинской области сменится директор
Сегодня, 15:56
Минздрав: 2,3% уволившихся в 2018 году врачей первичного звена ушли из профессии
Сегодня, 13:15
В Амурской области пять поликлиник отремонтируют на средства от продажи зданий Благовещенской горбольницы
21 Октября 2019, 19:29
Ульяновские депутаты требуют найти в бюджете региона 1 млрд рублей на погашение долгов медучреждений
Депутаты Законодательного собрания Ульяновской области рекомендовали региональному правительству при формировании бюджета на 2020–2022 годы предусмотреть не менее 1 млрд рублей на погашение кредиторской задолженности государственных медучреждений. Так парламентарии отреагировали на доклад министра здравоохранения области Сергея Панченко профильному комитету Заксобрания.
21 Октября 2019, 18:24
«МедИнвестГрупп» инвестирует 210 млн рублей в создание центра ядерной медицины в Перми
21 Октября 2019, 17:20
Полномочия Минздрава в отношении региональных министров здравоохранения пропишут в 323-ФЗ
21 Октября 2019, 13:38
Минздрав утвердит требования к «бережливым» поликлиникам летом 2020 года
21 Октября 2019, 10:00
Минздрав РФ разъяснил суть рекомендаций по расследованию поствакцинальных осложнений
18 Октября 2019, 20:16
Экс-министра здравоохранения Новгородской области оштрафовали за ошибки в тендерной документации по закупке МИ
18 Октября 2019, 20:10
В Саратовской области уволили еще одного главного врача
Главный врач Саратовской областной офтальмологической больницы Владимир Максимов 17 октября покинул должность, которую он занимал последние десять лет. Причины увольнения не называются. В конце сентября 2019 года губернатор Саратовской области Валерий Радаев подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая проанализирует уровень зарплат государственных медучреждений, а также проверит достоверность их деклараций о доходах.
18 Октября 2019, 17:35
Жители Струнино, где никак не отремонтируют больницу, устроили пикет в Москве
18 Октября 2019, 17:14
Orpea Group вложит 6 млн евро в строительство рехаб-центра в Сколково
Топ-менеджер Orpea Group Эммануэль Массон 18 октября в Париже заявил, что строительство в Московском международном медицинском кластере в Сколково реабилитационного центра под брендом входящей в группу французской компании Clinea начнется в первом квартале 2020 года. Инвестиции в проект составят 6 млн евро (около 427,6 млн рублей по актуальному курсу).
18 Октября 2019, 16:44
В медучреждениях оценят эффективность кадровой политики
Заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова рассказала о требованиях к региональным программам модернизации первичного звена, которые субъекты РФ должны разработать и представить в 2020 году. Региональным властям предстоит заняться администрированием кадровой службы, а работа медучреждений будет оцениваться еще и в части эффективности кадровой политики.
18 Октября 2019, 11:52
Ксения Ловцова
Совладелец Medeqi
«А если аппарат единственный в клинике и вся деятельность завязана на нем?»
18 Октября 2019, 8:43
Открыта регистрация на Vademecum MedDay – 2019
5 декабря в историческом здании Центрального телеграфа на Тверской пройдет ежегодный конгресс для главных действующих лиц российского рынка медуслуг – Vademecum MedDay. На этот раз в одном зале соберутся не только владельцы и управленцы частных клиник, руководители государственных и ведомственных медучреждений и инвесторы, но и регуляторы, чтобы обсудить конъюнктуру рынка, проблемы медицинского бизнеса и туманные, что скрывать, перспективы развития отрасли. Успейте зарегистрироваться!
17 Октября 2019, 20:44
Утверждена возможность проведения диспансеризации за один день
17 Октября 2019, 19:25
Московская «скорая» заняла второе место в рейтинге эффективности среди мегаполисов
PwC представила результаты исследования «Анализ эффективности организации оказания скорой медицинской помощи в мегаполисах мира». Московская станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова заняла в общем зачете второе место из пятнадцати, а по трем показателям – среднее время ответа оператора, время от регистрации обращения до выезда бригады, скорость приезда – стала лидером.
17 Октября 2019, 17:04
GSK предложила Минздраву скидку 27% на долутегравир в обмен на увеличение объема госзаказа в 2,76 раза
Британская GlaxoSmithKline предложила Минздраву России приобрести ее АРВ-препарат Тивикай (долутегравир) с дисконтом 27% при условии гарантированного объема госзаказа, а именно – при закупке 69 тысяч годовых курсов препарата. Детали предложения GSK регулятору стали известны из информационного письма, направленного фармпроизводителем в «Пациентский контроль».
17 Октября 2019, 16:29
Яндекс.Метрика