27 Июля 2024 Суббота

Криминальное чтимо
Евгений Речкин Мединдустрия
1 сентября 2017, 11:53
Сергей Шатило, владелец СМТ
Фото: kommersant.ru
5320

Как успешный поставщик медоборудования превратился в фигуранта уголовного дела

Самарская компания «Современные медицинские технологии» (СМТ), занявшая выдающуюся для регионального игрока 22-ю позицию в ТОП100 операторов рынка госзаказа медизделий в 2016 году, в 2017-м рискует не только покинуть наш рейтинг, но и оказаться в реестре недобросовестных поставщиков. Вот уже год дистрибьютор не может отделаться от внимания местного УФАС, а его владелец Сергей Шатило подозревается следователями СУ СК в коммерческом подкупе на торгах.

Компанию «СМТ» предприниматель Сергей Шатило основал в 2001 году. Освоившись на региональном рынке, дистрибьютор удачно попал в волну нацпроекта «Здоровье» и разросся в поставщика с многопрофильным портфелем «тяжелого» диагностического, хирургического оборудования и расходных материалов. С 2011 года компания стабильно демонстрировала выручку на уровне 1,1 млрд рублей, формировавшуюся за счет побед на региональных и федеральных тендерах.

Весной 2016 года СМТ выиграла очередной контракт на техобслуживание и ремонт томографов в 22 самарских больницах на общую сумму 728 млн рублей. Стоимость запчастей, необходимых для обслуживаемого оборудования, согласно конкурсной документации, превысила 4 млрд рублей. Через месяц после победы в офис СМТ и областной Минздрав нагрянули с обысками сотрудники СУ СК РФ по Самарской области. Следователи объявили Сергея Шатило, его заместителя Алексея Санкеева и замминистра здравоохранения региона Альберта Навасардяна подозреваемыми по двум уголовным делам – по п. «а» ч. 2 ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп) и по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) соответственно.

Своими подозрениями представители СУ поделились с региональным антимонопольным управлением, которое усмотрело в действиях компаний СМТ, «ЦЭХ-Здоровье» и «Медсимвол», а заодно и областного Минздрава, признаки картельного сговора. В УФАС утверждали, что участники торгов намеренно незначительно – на 2,5% – снизили начальную цену контракта, а «ЦЭХ-Здоровье» не подала заявку на торги, уступив победу СМТ, которая к тому же предварительно обсуждала с заказчиком результаты аукциона.

Последний тезис обвинения особенно возмущает Шатило: «Если заказчик общается с производителями или потенциальными поставщиками в целях улучшения качества предоставления услуг, это трактуется ФАС как сговор. Соответственно, когда заказчик обратился к нам [СМТ. – Vademecum], как к сервисному партнеру Philips и GE, чтобы мы прописали количество запчастей в аппарате, их стоимость и кратность замены, а потом еще и выиграли аукцион – значит, мы получили конкурентное преимущество и вступили в сговор».

Возмущение логикой антимонопольной службы СМТ от административной ответственности не спасло: в апреле этого года УФАС оштрафовало дистрибьютора на 26,3 млн рублей. Другой участник картеля – компания «Медсимвол» отделалась штрафом в 4,3 млн рублей. Расследование уголовного дела затянулось на год. За это время Альберта Навасардяна уволили из министерства, а счета СМТ и Сергея Шатило арестовали, из-за чего на неопределенный срок отложился ввод в эксплуатацию знакового регионального инвестпроекта стоимостью 3 млрд рублей – «Клиники сердца».

В конце июля следователи вдруг забеспокоились, что Сергей Шатило и Алексей Санкеев могут попытаться скрыться от них, и попросили Самарский областной суд заключить подозреваемых под домашний арест, но ходатайство удовлетворения не получило. Тем не менее в региональном СУ СК РФ не сомневаются в своем неминуемом успехе. «В настоящее время мы начали предъявлять окончательное обвинение участникам данного уголовного дела, двум уже предъявили, остальным предъявим в ближайшее время. Где-то в августе – начале сентября выйдем на этап ознакомления участников с материалами дела, а затем – передача в суд, – рассказал 24 июля газете «Самарское обозрение» начальник управления Валерий Самодайкин. – Я считаю, что все эпизоды, которые мы вменили фигурантам, доказаны, в том числе оперативным путем. По делу работало много людей, в деле больше двадцати томов, приобщали материалы ФСБ, они до сих пор оказывают нам оперативное сопровождение по этому делу».

Криминальный скандал вокруг СМТ способствовал возникновению еще одного судебного дела, связанного с одной из многочисленных поставок компании, теперь уже в самарском арбитраже. В 2015 году СМТ подключилась к реализации бюджетоемкой региональной программы по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу, выиграв аукцион на поставку в Самарскую городскую клиническую больницу №1 им. Н.И. Пирогова аппарата МРТ за 39 млн рублей. Получатель, то есть администрация ГКБ, выразил недовольство – как самим томографом, вернее отсутствием у него регистрационного удостоверения, так и сроками поставки оборудования, и в октябре 2016-го направил иск в Самарский арбитражный суд с требованием расторгнуть контракт, демонтировать аппарат и оплатить ремонт помещения. СМТ выступила с ответным заявлением, предложив признать претензии и требования ГКБ недействительными, следующее заседание по этому делу состоится 18 сентября. В ожидании разбирательства больница нанесла контрагенту еще один удар – попросила самарское УФАС включить СМТ в реестр недобросовестных поставщиков, что комиссия антимонопольного управления и сделала. Сейчас СМТ пытается оспорить это решение УФАС в арбитраже, судебное заседание назначено на 21 сентября.

Если в 2016 году СМТ, несмотря на все бедствия, удалось устоять и даже заключить контракты на поставку медизделий (без учета техобслуживания) на общую сумму более 1,1 млрд рублей, то в 2017-м обороты рухнули – за семь месяцев компания заключила только 21 контракт на общую сумму 117,9 млн рублей.

медоборудование, медизделия, шатило, смт, самара
Источник: Vademecum №13, 2017

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении