Вступившая в должность председателя Федерального фонда ОМС в марте 2020 года Елена Чернякова сразу столкнулась с комплексом сложных проблем и задач. После работы в Минфине и кураторства сложного, но близкого ей как специалисту проекта «Электронный бюджет» новому руководителю ФФОМС пришлось не только вникать в экономику медицинских процессов, переосмыслять давно назревшие и уже начатые ее предшественниками реформы, но и срочно перестраивать работу терфондов под обрушившуюся на систему здравоохранения пандемию. За это время Чернякова ни разу не озвучивала деталей плана грядущей модернизации системы ОМС, но наконец сделала это, выступив 16 июня в Совете Федерации. Подробности – в кратком пересказе Vademecum.
Место и роль страховых компаний в системе ОМС
«Есть полярные точки зрения на то, нужны страховые медицинские организации или нет»
По мнению Елены Черняковой, получать деньги из федерального фонда, делить их на несколько потоков и передавать в медорганизации может «кто угодно». Также «любой» может справиться с привлечением к контролю качества медпомощи экспертов ОМС из реестра. Тем не менее «СМО – это профессиональный представитель застрахованного лица в медицинском учреждении», который «должен сегодня полностью знать траекторию движения застрахованного».
Понятие «страховые риски», подчеркнула Чернякова, законодательно не описано, поэтому федеральным фондом прорабатывается вопрос, как «постепенно вводить ответственность СМО в случае, если риски, которые были просчитаны, неадекватны ситуации». Этот механизм, позволяющий «усилить и донастроить» систему, ФФОМС намерен представить правительству.
«За спиной у пациента должен стоять страховой представитель как независимый эксперт, потому что как бы мы ни настраивали систему, сам себя никогда не проверишь. У себя всегда найдется оправдание, почему ты так сделал. А пациент некомпетентен, у него нет задачи соблюдения стандартов оказания медпомощи. У него есть задача прийти в больницу и получить качественную и своевременную медпомощь», – заключила глава ФФОМС.
Создание цифрового контура
«В единой системе все будет однозначно сделано»
Елена Чернякова анонсировала создание единой информационной системы ОМС: «Мы сейчас все силы направим на то, чтобы в течение ближайших двух-трех лет создать и внедрить единую систему ГИС ОМС, в которой будут работать все участники и субъекты ОМС. А не так, как это сейчас происходит, когда у федерального фонда свой информационный ресурс, у терфондов – свой, у СМО – свой».
Территориальное планирование
«Субъект должен понимать свою медицинскую сеть»
Перечисляя поправки к федеральным законам, обсуждаемые в Правительстве РФ, Елена Чернякова отдельно рассказала о намерении изменить принцип включения медорганизаций в систему ОМС с уведомительного на заявительный.
Соответственно, Минздравом разрабатываются критерии, согласно которым, медорганизации будут входить в систему ОМС и получать определенные объемы оказания ими медпомощи. «Соответственно, субъект должен понимать свою сеть, как она закрывает потребности, с точки зрения доступности, коечного фонда, нормативов базовой программы госгарантий, – пояснила глава ФФОМС. – После того, как он оценил, и у него остаются дельты, он смотрит на частные медорганизации».
При этом частные клиники для аккредитации в системе предлагается отбирать исходя из комплексности оказания медпомощи, а не «я сегодня оказал одну услугу гемодиализ», чтобы организации отвечали за конечный результат лечения, а не за конкретную оказанную услугу.
Разница в тарифах
«Расчеты делаем по тарифам субъекта, где оказался пациент, без понимания того, что он там окажется»
Разрешать проблемы долгов по межтерриториальным расчетам фонд намерен через создание единого тарифа на оказание медпомощи в «чужом» регионе и планирование в территориальных программах ОМС конкретных объемов госзадания, выполняемого за пределами субъекта.
По словам Елены Черняковой, такие решения необходимы для того, чтобы уже на этапе планирования «были достигнуты договоренности» между клиникой, в том числе федеральной, и субъектом, откуда поступит пациент, но только при условии, что у «родного» региона не хватает мощностей на оказание такой медуслуги.
Для формирования единого тарифа будет сформирована федеральная комиссия. «Конечно, эти тарифы должны учитывать зарплаты северян и жителей «средней» России, но основные параметры будут едины и прозрачны для всех. <…> Таким образом, нам кажется, что этот механизм понудит субъекты к внимательному отношению к территориальному планированию, принятию решений как государственной сетью, так и контролем за формированием частной», – предполагает глава ФФОМС.
Сверхобъемы
«Превышение объемов должно компенсироваться за счет бюджета субъекта»
Елена Чернякова коснулась проблем, связанных с превышением клиниками объемов медпомощи, определенных им территориальной программой госгарантий. Контроль за превышением объемов должен быть у субъекта РФ, считает председатель ФФОМС.
«У них [регионов, территориальных фондов ОМС. – Vademecum] сегодня есть все права корректировать свои программы. Превышение объемов должно компенсироваться за счет бюджета субъекта. У них есть все инструменты влиять на эту ситуацию, однако, к сожалению, мы видим сегодня, что это [сверхобъемы] тоже большая проблема».