27 Июля 2024 Суббота

Чередование глазных
Ольга Макаркина, Ольга Гончарова Мединдустрия
26 мая 2014, 16:23
7732

Что могут выиграть аптеки, развивающие оптики

Аптеки начали открывать отделы по продаже очков и линз в конце 90‑х, главным образом для того, чтобы избавиться от излишков площадей. Сейчас операторы фармрынка почти поровну поделили сегмент оптической розницы с профильными салонами. Однако рентабельность, да и сам смысл развития этого направления у многих владельцев и менеджеров аптечных сетей вызывают сомнения.

СОЖИТЕЛИ И ПОПУТЧИКИ

Одной из первых оптическим розничным бизнесом занялась московская сеть «Аптеки ИФК». «Мы хотели решить вопрос с лишними площадями в нашей аптеке, и в результате сдали их в аренду одному из салонов оптики. Салон успешно работал у нас длительное время, так как оптика гармонично вписалась в концепцию аптеки, и покупатели были довольны наличием такой дополнительной услуги. Я заинтересовался этим бизнесом. Стал выяснять, и оказалось, что оптика в аптеке – интересный вариант развития самого аптечного бизнеса, и его можно «клонировать». Кроме того, оптики улучшают финансовые показатели аптек. С этого момента мы решили создавать собственные отделы оптики в аптеках», – вспоминает Игорь Тюрин-Кузьмин, занимавший в тот период должность генерального директора сети. В результате «Аптеки ИФК» открыли отделы оптики в пяти своих точках и отдельно стоящий салон «Оптический мир» у столичной станции метро «Аэропорт», а Тюрин-Кузьмин начал масштабировать успех оптических продаж в других аптечных сетях.

В начале 2000-х он, покинув «Аптеки ИФК», продолжал развивать направление оптики в сети «Аптека 03» и «Аптекарь», где занимал позицию генерального директора. В частности, «Аптека 03» под его руководством открыла в тот период отделы оптики во многих своих аптеках. Сегмент привлек внимание и других крупных операторов фармритейла – собственные отделы и салоны оптики начали открывать А5, «Здоровые Люди», «Доктор Столетов», «Ригла», «36,6».

«Салоны и отделы оптики давали аптекам дополнительный поток покупателей – вместе с очками и линзами клиент мог приобрести также фармацевтические и офтальмологические препараты», – говорит Тюрин-Кузьмин.

На первом этапе развития направление часто не требовало больших затрат. Многие аптеки открывали мини-отделы без мастерской и кабинета врача и тратили на это до полумиллиона рублей, в то время как расходы на создание отдельно стоящего профильного салона оптики площадью 100 кв. м, с мастерской по сборке очков и медицинской лицензией, могли составлять $400–500 тысяч. Впоследствии аптечные сети стали приближаться по стандартам качества к специализированным магазинам. Например, «36,6» начала активно развивать салоны оптики при аптеках в середине 2000-х, и в каждом из них были открыты офтальмологические кабинеты со всем необходимым диагностическим и лечебным оборудованием, включая, например, электростимуляторы для глаз.

Вскоре сети стали задумываться и о более масштабных оптических проектах. О создании федеральной сети магазинов оптики в содружестве с тем же Игорем Тюриным-Кузьминым два года назад заявляли представители А5. В объединенную компанию «Оптический альянс» должны были войти отделы оптики в аптеках А5, салоны оптики принадлежащей группе А5 сети «Мособлфармация», а также около 15 специализированных магазинов Тюрина-Кузьмина «Светочи». Партнеры заявляли об амбициозных планах по открытию 150 оптических салонов только в течение первого года работы в Москве и Московской области, а затем собирались выходить и на региональные рынки. Однако, по словам Тюрина-Кузьмина, открылись всего 20 новых оптик на базе аптек А5, а затем проект был свернут.

«Со стороны А5 прекратилось финансирование проекта, и я вышел из компании. Сейчас «Оптический альянс» не функционирует», – рассказывает Тюрин-Кузьмин. По данным «СПАРК-Интерфакс», сейчас 100% компании «Оптический альянс» принадлежит ОАО «ТС Аптечка», развивающему сеть А5, но там ситуацию с «Оптическим альянсом» не комментируют.

СОРАТНИКИ И ПАРТНЕРЫ

Актуальные данные о количестве отделов и салонов оптики при аптеках весьма приблизительны – 1-2 тысячи точек. Впрочем, как и финансовые показатели сектора – по оценкам участников фармрынка, продажи в этом сегменте уже приблизились к совокупной выручке специализированных оптических салонов – около $500–600 млн. «Спрос на оптическую продукцию стабильный, в 2013 году объем продаж вырос более чем на 50%, и в текущем году тенденция к росту продолжается», – утверждает директор по продажам аптечной сети А5 Игорь Головко.

Управленцы аптечных сетей стремятся финансово и организационно разделять эти два бизнеса, развивать разные форматы оптики и выходить в регионы. По словам коммерческого директора сети «Здоровые Люди» Сергея Симоненко, это предприятие развивает сразу три «оптических» направления – отдельно стоящие салоны под брендом «Здоровый Взгляд», отделы оптики и миниоптики, работающие на базе аптек «Здоровые Люди». В салонах покупателям, помимо продажи очков и сопутствующих офтальмологических средств, предлагают услуги, связанные с проверкой и коррекцией зрения. Форматы отделов и мини-оптик предполагают лишь разные по масштабу предложения продажи и элементарные консультационные услуги по изготовлению очков, прием врача здесь не ведется. В А5 оптика представлена разнокалиберными отделами в 27 аптеках сети, из которых пять крупных салонов-магазинов (один в Москве и четыре – в Московской области). «Они отличаются более широким ассортиментом и большей скоростью изготовления очков для клиентов. В салонах ведет прием врач-офтальмолог», – говорит Игорь Головко.

Как и специализированная розница, аптечные сети планируют активно тиражировать «оптическое» направление в регионах присутствия. «Стратегия развития «Здорового Взгляда» в этом году направлена на дальнейшую региональную экспансию. В планах компании открыть в течение 2014 года еще как минимум 20 салонов оптики», – говорит Сергей Симоненко. А5 намеревается открыть 10–15 новых точек в Московском регионе и выйти с сетью оптических салонов на рынок Санкт-Петербурга.

Естественно, с конца 90-х, когда фармритейл впервые всерьез связался с оптической номенклатурой, конкуренция в сегменте усилилась, и сейчас аптекам все сложнее соответствовать специализированным стандартам и при этом сохранять высокую маржинальность, отмечают участники рынка. Директор по развитию бизнеса Oriola KD в России Олег Гончаров оценивает рентабельность салона оптики при аптеке на уровне 20–25%. Но успешная продажа оптических продуктов в аптеке все чаще требует организации медицинского кабинета с врачом-офтальмологом, дополнительной площади около 40 кв. м, наличия широкого ассортимента товаров разных ценовых сегментов. «А в условиях наших аптек это сложно», – признает Гончаров.

Генеральный директор A.V.e Group и ОАО «Аптечная сеть 36,6» Владимир Кинцурашвили вообще не считает оптическое направление для аптек рентабельным: «Вроде и наценка большая, и НДС нет, но на поверку оборачиваемость низкая – год. К тому же коллекции быстро устаревают. Надо постоянно устраивать распродажи, освобождая место для новых коллекций. Ассортимент никак не пересекается с аптечной деятельностью. Продавать дешевые китайские очки – не выход, проще купить в метро, в оптиках при аптеках их никто покупать не будет. Необходимо держать врача, оборудование, к тому же на рынке сильны позиции оптик – «Линзмастера», «Очкарика», и им конкуренцию составить нереально. Аптекам выгодно сдавать площади в субаренду оптикам – финансовые средства не привлекаются и не отвлекаются от основной деятельности, и гарантированная прибыль есть». Все оптики «36,6» новые управленцы сети продали: в Москве – компании «Светочи» Игоря Тюрина-Кузьмина, в регионах – местным операторам рынка.

оптика

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении