08 Октября 2024 Вторник

Чередование глазных
Ольга Макаркина, Ольга Гончарова Мединдустрия
26 мая 2014, 16:23
7824

Что могут выиграть аптеки, развивающие оптики

Аптеки начали открывать отделы по продаже очков и линз в конце 90‑х, главным образом для того, чтобы избавиться от излишков площадей. Сейчас операторы фармрынка почти поровну поделили сегмент оптической розницы с профильными салонами. Однако рентабельность, да и сам смысл развития этого направления у многих владельцев и менеджеров аптечных сетей вызывают сомнения.

СОЖИТЕЛИ И ПОПУТЧИКИ

Одной из первых оптическим розничным бизнесом занялась московская сеть «Аптеки ИФК». «Мы хотели решить вопрос с лишними площадями в нашей аптеке, и в результате сдали их в аренду одному из салонов оптики. Салон успешно работал у нас длительное время, так как оптика гармонично вписалась в концепцию аптеки, и покупатели были довольны наличием такой дополнительной услуги. Я заинтересовался этим бизнесом. Стал выяснять, и оказалось, что оптика в аптеке – интересный вариант развития самого аптечного бизнеса, и его можно «клонировать». Кроме того, оптики улучшают финансовые показатели аптек. С этого момента мы решили создавать собственные отделы оптики в аптеках», – вспоминает Игорь Тюрин-Кузьмин, занимавший в тот период должность генерального директора сети. В результате «Аптеки ИФК» открыли отделы оптики в пяти своих точках и отдельно стоящий салон «Оптический мир» у столичной станции метро «Аэропорт», а Тюрин-Кузьмин начал масштабировать успех оптических продаж в других аптечных сетях.

В начале 2000-х он, покинув «Аптеки ИФК», продолжал развивать направление оптики в сети «Аптека 03» и «Аптекарь», где занимал позицию генерального директора. В частности, «Аптека 03» под его руководством открыла в тот период отделы оптики во многих своих аптеках. Сегмент привлек внимание и других крупных операторов фармритейла – собственные отделы и салоны оптики начали открывать А5, «Здоровые Люди», «Доктор Столетов», «Ригла», «36,6».

«Салоны и отделы оптики давали аптекам дополнительный поток покупателей – вместе с очками и линзами клиент мог приобрести также фармацевтические и офтальмологические препараты», – говорит Тюрин-Кузьмин.

На первом этапе развития направление часто не требовало больших затрат. Многие аптеки открывали мини-отделы без мастерской и кабинета врача и тратили на это до полумиллиона рублей, в то время как расходы на создание отдельно стоящего профильного салона оптики площадью 100 кв. м, с мастерской по сборке очков и медицинской лицензией, могли составлять $400–500 тысяч. Впоследствии аптечные сети стали приближаться по стандартам качества к специализированным магазинам. Например, «36,6» начала активно развивать салоны оптики при аптеках в середине 2000-х, и в каждом из них были открыты офтальмологические кабинеты со всем необходимым диагностическим и лечебным оборудованием, включая, например, электростимуляторы для глаз.

Вскоре сети стали задумываться и о более масштабных оптических проектах. О создании федеральной сети магазинов оптики в содружестве с тем же Игорем Тюриным-Кузьминым два года назад заявляли представители А5. В объединенную компанию «Оптический альянс» должны были войти отделы оптики в аптеках А5, салоны оптики принадлежащей группе А5 сети «Мособлфармация», а также около 15 специализированных магазинов Тюрина-Кузьмина «Светочи». Партнеры заявляли об амбициозных планах по открытию 150 оптических салонов только в течение первого года работы в Москве и Московской области, а затем собирались выходить и на региональные рынки. Однако, по словам Тюрина-Кузьмина, открылись всего 20 новых оптик на базе аптек А5, а затем проект был свернут.

«Со стороны А5 прекратилось финансирование проекта, и я вышел из компании. Сейчас «Оптический альянс» не функционирует», – рассказывает Тюрин-Кузьмин. По данным «СПАРК-Интерфакс», сейчас 100% компании «Оптический альянс» принадлежит ОАО «ТС Аптечка», развивающему сеть А5, но там ситуацию с «Оптическим альянсом» не комментируют.

СОРАТНИКИ И ПАРТНЕРЫ

Актуальные данные о количестве отделов и салонов оптики при аптеках весьма приблизительны – 1-2 тысячи точек. Впрочем, как и финансовые показатели сектора – по оценкам участников фармрынка, продажи в этом сегменте уже приблизились к совокупной выручке специализированных оптических салонов – около $500–600 млн. «Спрос на оптическую продукцию стабильный, в 2013 году объем продаж вырос более чем на 50%, и в текущем году тенденция к росту продолжается», – утверждает директор по продажам аптечной сети А5 Игорь Головко.

Управленцы аптечных сетей стремятся финансово и организационно разделять эти два бизнеса, развивать разные форматы оптики и выходить в регионы. По словам коммерческого директора сети «Здоровые Люди» Сергея Симоненко, это предприятие развивает сразу три «оптических» направления – отдельно стоящие салоны под брендом «Здоровый Взгляд», отделы оптики и миниоптики, работающие на базе аптек «Здоровые Люди». В салонах покупателям, помимо продажи очков и сопутствующих офтальмологических средств, предлагают услуги, связанные с проверкой и коррекцией зрения. Форматы отделов и мини-оптик предполагают лишь разные по масштабу предложения продажи и элементарные консультационные услуги по изготовлению очков, прием врача здесь не ведется. В А5 оптика представлена разнокалиберными отделами в 27 аптеках сети, из которых пять крупных салонов-магазинов (один в Москве и четыре – в Московской области). «Они отличаются более широким ассортиментом и большей скоростью изготовления очков для клиентов. В салонах ведет прием врач-офтальмолог», – говорит Игорь Головко.

Как и специализированная розница, аптечные сети планируют активно тиражировать «оптическое» направление в регионах присутствия. «Стратегия развития «Здорового Взгляда» в этом году направлена на дальнейшую региональную экспансию. В планах компании открыть в течение 2014 года еще как минимум 20 салонов оптики», – говорит Сергей Симоненко. А5 намеревается открыть 10–15 новых точек в Московском регионе и выйти с сетью оптических салонов на рынок Санкт-Петербурга.

Естественно, с конца 90-х, когда фармритейл впервые всерьез связался с оптической номенклатурой, конкуренция в сегменте усилилась, и сейчас аптекам все сложнее соответствовать специализированным стандартам и при этом сохранять высокую маржинальность, отмечают участники рынка. Директор по развитию бизнеса Oriola KD в России Олег Гончаров оценивает рентабельность салона оптики при аптеке на уровне 20–25%. Но успешная продажа оптических продуктов в аптеке все чаще требует организации медицинского кабинета с врачом-офтальмологом, дополнительной площади около 40 кв. м, наличия широкого ассортимента товаров разных ценовых сегментов. «А в условиях наших аптек это сложно», – признает Гончаров.

Генеральный директор A.V.e Group и ОАО «Аптечная сеть 36,6» Владимир Кинцурашвили вообще не считает оптическое направление для аптек рентабельным: «Вроде и наценка большая, и НДС нет, но на поверку оборачиваемость низкая – год. К тому же коллекции быстро устаревают. Надо постоянно устраивать распродажи, освобождая место для новых коллекций. Ассортимент никак не пересекается с аптечной деятельностью. Продавать дешевые китайские очки – не выход, проще купить в метро, в оптиках при аптеках их никто покупать не будет. Необходимо держать врача, оборудование, к тому же на рынке сильны позиции оптик – «Линзмастера», «Очкарика», и им конкуренцию составить нереально. Аптекам выгодно сдавать площади в субаренду оптикам – финансовые средства не привлекаются и не отвлекаются от основной деятельности, и гарантированная прибыль есть». Все оптики «36,6» новые управленцы сети продали: в Москве – компании «Светочи» Игоря Тюрина-Кузьмина, в регионах – местным операторам рынка.

оптика

Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»

Vademecum анонсировал на Евразийском женском форуме запуск Medeor BRICS Healthcare

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare