18 Мая 2024 Суббота

Аудиторы: ФФОМС не утвердил порядок компенсации недополученных клиниками доходов
Дарья Шубина, Дмитрий Камаев
Мединдустрия COVID-19
27 мая 2021, 16:57
Елена Чернякова, глава ФФОМС
Фото: Совет Федерации
5450

Контрольно-счетная палата Кировской области обнаружила, что Федеральный фонд ОМС не обновил приказ об использовании территориальными фондами средств нормированного страхового запаса (НСЗ). Из-за этого ТФОМС столкнулись с коллизией – в бюджетах фондов на 2021 год прописана возможность компенсации медорганизациям за счет НСЗ  доходов, недополученных по причине сокращения плановых объемов медпомощи, но порядка использования таких выплат нет. В результате медучреждения продолжают наращивать миллиардные долги перед кредиторами, рассчитаться по которым, как ранее указывали в Счетной палате РФ, не удается годами.

По данным кировской КСП, медучреждения объясняют рост кредиторской задолженности и формирование просроченных долгов «недостаточным финансовым обеспечением деятельности в системе ОМС, снижением объемов медицинской помощи, а также увеличением расходов на выявление и предотвращение распространения коронавирусной инфекции (на лабораторные и инструментальные исследования, приобретение лекарственных препаратов, медицинского кислорода и другие расходы)».

При этом утвержденный на 2021 год бюджет ТФОМС Кировской области содержит пункт об использовании средств НСЗ на компенсацию медорганизациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Как показал мониторинг Vademecum, аналогичные пункты в статьях, посвященных НСЗ, есть и в бюджетах ТФОМС других регионов, а в Санкт-Петербурге, например, такое уточнение появилось еще в бюджете на 2020 год (поправки были приняты Заксобранием города 9 декабря 2020 года). «Однако указанные средства НСЗ медицинским учреждениям не предоставляются, так как Федеральным фондом ОМС не установлен порядок их использования», – отмечают кировские аудиторы.

Действительно, приказ ФФОМС №54 «О порядке использования средств НСЗ ТФОМС» в последний раз обновлялся 20 января 2020 года, хотя в апреле 2020-го были определены механизмы дополнительного финансирования медорганизаций в условиях пандемии за счет федерального бюджета. Как разъясняли тогда в ФФОМС, из федбюджета средства поступают в бюджет субъекта РФ «для последующего перечисления их в форме межбюджетных трансфертов в нормированный страховой запас территориальных фондов». На компенсацию могли бы претендовать клиники (в том числе и частные), попавшие в специальный перечень за подписью губернатора.

Vademecum запросил ФФОМС о сроках и статусе разработки обновленного порядка использования средств НСЗ терфондами.

При этом с начала 2021 года представители органов власти разных регионов регулярно жалуются на трудности с финансированием медорганизаций из-за перераспределения средств ОМС на борьбу с COVID-19. Например, председатель Законодательного собрания Республики Карелии Элиссан Шандалович обращался к вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой и председателю ФФОМС Елене Черняковой с просьбой выделить ТФОМС допфинансирование, так как в 2020 году региональные медорганизации недополучили 400 млн рублей за оказанную медпомощь. По данным Шандаловича, с такой проблемой столкнулись и фонды других регионов. 

В ТФОМС Самарской области сообщали, что в связи со снижением плановых объемов медпомощи клиники Самарской области недополучили с начала года 752 млн рублей, а на лечение пациентов с COVID-19 потратили более 600 млн рублей. Из них около 339 млн рублей были перераспределены за счет средств на плановую медпомощь. У ТФОМС Мурманской области и страховых медорганизаций в 2020 году образовалась задолженность перед региональными медучреждениями в 729 млн рублей за медуслуги, оказанные сверх распределенного годового объема из-за эпидемии COVID-19. Покрыть долг региональные депутаты, как и Элиссан Шандалович, рассчитывали за счет Федерального фонда ОМС или федерального бюджета. По информации Минздрава Кировской области, задолженность перед клиниками увеличилась в 2020 году десятикратно – на 167,4 млн рублей – и составила 184 млн рублей.

Директор ТФОМС Курской области Андрей Курцев сообщил о долге перед клиниками в 1,6 млрд рублей и о том, что с ноября фонд пишет в вышестоящие инстанции, включая Минздрав РФ, письма. «В начале апреля мы получили дополнительно 165,1 млн рублей в связи с ковидом. Но это никак не компенсирует наших трат. В этом году ковидные расходы медучреждений превышают наши возможности», – пояснил он на заседании Курской областной думы 25 мая.

Как писал ранее Vademecum, усугубил ситуацию и новый порядок авансирования. Согласно ему, медорганизации получают платежи из фондов ОМС в размере до 100% среднемесячного финансирования вне зависимости от объема оказанной помощи и могут расходовать эти деньги на свои нужды. Действие этой опции было продлено на I квартал 2021 года. Сложившаяся ранее практика оплаты медпомощи за предыдущий период средствами текущего месяца в начале 2021 года привела к тому, что фондам нужно было выбирать между оплатой долга и выплатой аванса. «В первую очередь это произошло из-за пандемии коронавируса, так как возросли расходы на лечение пациентов. Но и сыграло роль изменение финансирования в первом квартале 2021 года, поставив регионы практически на колени», – посетовал Курцев. А дефицит терпрограмм только в 56 регионах, по данным СП РФ, в 2020 году достиг 51,3 млрд рублей.

Эти проблемы не способствуют улучшению финансового положения медорганизаций, которые и без пандемии регулярно формировали долги перед контрагентами. Аудиторы СП РФ на основе анализа кредиторской задолженности медорганизаций в 17 регионах отмечали, что в большинстве из них клиникам не удалось полностью погасить долги перед контрагентами в течение трех лет, а в отдельных регионах этот показатель увеличился в разы. Например, в Санкт-Петербурге на начало 2020 года, по сравнению с началом 2019-го, просроченная задолженность клиник увеличилась на 304,4% – до 483,2 млн рублей, а всего медучреждения города должны 5 млрд рублей. В Кировской области сумма задолженности достигла 1,6 млрд рублей, в Забайкальском крае – 1,1 млрд рублей.

Правительство РФ в 2020-2021 годах, чтобы компенсировать возросшие затраты регионов на медпомощь, предоставляло транши из резервного фонда. В августе 2020 года правительство выделило регионам 47,5 млрд рублей на компенсацию расходов на лечение пациентов с COVID-19 и тестирование на коронавирус, а также потерь, связанных с ограничением плановой медпомощи. 

В феврале-марте 2021 года на поддержку региональных медорганизаций, пострадавших из-за пандемии, было предоставлено 28,9 млрд рублей двумя траншами. В правилах предоставления этих средств не указано, проходит ли финансовая помощь через НСЗ ТФОМС, но говорится, что фонды используют межбюджетные трансферты на цели, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 5 ст. 26 №326-ФЗ «Об ОМС», то есть в первую очередь на выполнение территориальных программ ОМС.

Источник: Vademecum

С Днем фармацевтического работника!

Фарминдустрия

Сегодня, 12:43

Картина дня: дайджест главных новостей от 17 мая 2024 года

Главу Еврокомиссии заподозрили в незаконной закупке вакцины Pfizer на 35 млрд евро

Роспотребнадзор подготовил для организаций правила самостоятельного санэпиднадзора

Московская компания не смогла взыскать с иркутского Минздрава свое оборудование на 30 млн рублей

Минздрав изменит учет ценного движимого имущества в подведомственных учреждениях

Росздравнадзор снова разрешил использование Botkin.AI

Госзаказчикам могут разрешить в любой момент разрывать контракт с подрядчиком

Подкаст «Люди в фарме» с Ольгой Глазковой

Экс-замглавы красноярского Минздрава обвинили в превышении полномочий