В частности, изменения внесены в перечень оснований для проведения НМЭ – она будет проводиться по завершенным случаям лечения в случае несогласия пациента, его законного представителя или медицинской организации либо с оценкой своевременности оказания медпомощи, диагностики, лечения и реабилитации, с учетом критериев оценки качества медицинской помощи или итогов проведенных экспертиз по данному вопросу либо несогласия с оценкой возможной причинно-следственной связи между результатами лечения и состоянием здоровья пациента. Кроме того, экспертиза будет проводиться по решению правоохранительных органов или суда.
Объектами экспертизы смогут стать либо медицинская документация и иные документы, либо материалы процессуальных проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях. НМЭ будет проводиться по принципу экстерриториальности и проводиться вне субъекта, в котором оказывалась медпомощь.
Как и прежде, экспертом НМЭ может стать специалист с высшим медицинским образованием, свидетельством об аккредитации по специальности, по которой проводится экспертиза, и стажем работы по ней не менее десяти лет. Помимо этого, он должен пройти дополнительную подготовку по вопросам экспертной деятельности. Комиссии экспертов будут формироваться медицинскими профессиональными некоммерческими организациями (МПНО) в качестве структурного подразделения. При этом МПНО или их союзы, которые объединяют более 50% таких МПНО и работают не менее трех лет, будут проводить отбор, аттестацию и ведение реестра профильных экспертов.
В состав комиссии будет входить не менее трех человек – два эксперта и председатель комиссии, которым может стать только человек с высшим медицинским и юридическим образованием. При этом эксперты не должны находиться в служебной или иной зависимости от медицинской организации, оказавшей медпомощь, а также от всех лиц и организаций, заинтересованных в результатах НМЭ.
Сама экспертиза будет проводиться по договору гражданско-правового характера между экспертной организацией и заявителем НМЭ. При этом организация должна будет отказаться от проведения экспертизы в случае наличия конфликта интересов, денежной или иной заинтересованности в результатах исследования.
Медицинские документы, передаваемые экспертам, не должны будут содержать сведений, позволяющих идентифицировать пациента и медицинскую организацию, за исключением указания на возраст и пол пациента, а передача сведений, составляющих врачебную тайну, должна осуществляться с соблюдением требований ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан». Эксперты получат право обратиться к заказчику экспертизы или иным лицам для знакомства с вещественными доказательствами, в том числе биологическими образцами.
В заседаниях экспертов с их согласия могут участвовать «представители общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья», а также сам заказчик экспертизы. При этом он будет обязан передать экспертам все необходимые данные, а также оплатить саму НМЭ.
Срок экспертизы устанавливается в пределах 90 дней, при этом он может быть продлен на срок не более 90 дней. Сведения о количестве и результатах НМЭ должны будут представляться экспертами в МПНО, а она, в свою очередь, – передать данные в Минздрав РФ «с целью сбора статистических данных».
В октябре 2020 года Минздрав РФ представил проект Положения о проведении НМЭ. В первоначальной редакции было закреплено проведение НМЭ для оценки своевременности оказания медпомощи, правильности выбора диагностики, лечения или реабилитации.
Единственной МПНО в РФ, подпадающей под указанные критерии по состоянию на 2020 год, является Нацмедпалата (НМП), возглавляемая Леонидом Рошалем. Общественная организация последовательно борется за право проводить независимую медицинскую экспертизу.