Выступая на секции форума «Здоровье нации – основа процветания России», Наталья Стадченко напомнила, что в 2016 году внесли изменения в закон об ОМС, согласно которому формируется нормированный страховой запас. Его фонды могут тратить на обучение медперсонала, приобретение нового оборудования и ремонт старого.
Некорректное распределение средств системы ОМС нередко встречается в регионах, однако за это отвечают не только представители власти субъекта, но и сами территориальные фонды ОМС. И в целом фонды зависят от регионального правительства – руководство территориального фонда назначает областная администрация.
Например, в конце мая нижегородскую комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования обвинили в нарушении Закона о конкуренции. В марте 2018 года в УФАС обратились несколько предпринимателей, которые сообщили, что местные власти дают преимущества госучреждениям, многие из которые оказывают в том числе и платные услуги.
Из-за того что ФФОМС не может контролировать распределение средств территориальными фондами ОМС, глава Минздрава РФ Вероника Скворцова предложила централизовать всю систему, чтобы региональные отделения стали подразделениями Федерального ФОМС, а не подчинялись только главам региональных ведомств.
В настоящее время, по уставу, ФФОМС «осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы ОМС». Терфонды обязаны отчитываться перед федеральным фондом и региональным правительством о своей работе.