Завод открылся в октябре 2016 года в столице страны Манагуа, старт производства был намечен на март 2017 года, но выпуск вакцин так и не начался.
В письме на имя Рогозина, факт получения которого подтвердил изданию «Коммерсантъ» источник в аппарате правительства, Минздрав указывает, что в смете «изначально не были заложены средства на исполнение функции заказчика-застройщика», средства ушли и на создание «лаборатории внутреннего контроля качества производимой продукции», дороже ожидаемого оказалось и строительство здания и комплекса чистых помещений, оборудование. Это «в общей сложности привело к возникновению кредиторской задолженности», указывает министерство.
Возник дефицит на $11,6 млн, из которых $8,7 млн – расходы РФ, еще $890 тысяч Минздрав запросил на обучение персонала. Частично дефицит будет компенсирован за счет заимствований, а также деятельности управляющей компании завода.
Правительство Никарагуа уже внесло дополнительно $2,3 млн пропорционально вкладу в уставный капитал предприятия, отметил Минздрав. «Пустые, но затратные мегаобещания – константа политики президента Ортеги», – интерпретировала этот шаг местная газета La Prensa.
В Минфине «выразили готовность поддержать предложение и рассмотреть вопрос о частичном финансировании за счет средств, выделяемых РФ на оказание содействия международному сотрудничеству», сообщается в письме.
Решение о строительстве завода было принято в 2013 году, соответствующее соглашение подписано на Петербургском международном экономическом форуме в 2014 году. Россия вложила 60% всего финансирования – 1 млрд рублей ($14 млн по курсу на конец 2015 года), остальное – Никарагуа. Средства выделялись в виде субсидии Санкт-Петербургскому НИИ вакцин и сывороток (СПбНИИВС), который занимается этим проектом.