Объем продаж халяльных вакцин и БАДов в мире в 2016 году вырос на 7,7% и составил $45 млрд. На Россию, как и в 2015 году, приходится менее 1% этого рынка, однако, несмотря на это, отечественные производители заинтересованы в получении сертификатов о соответствии своей продукции нормам ислама. Зачем им это нужно, разбирался Vademecum.
Халяльная медицина
Система добровольной сертификации «Халяль» была запущена в России в 2009 году Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии; тогда свидетельство о регистрации системы было выдано Духовному управлению мусульман Татарстана (ДУМ) и ЗАО «Республиканский сертификационный методический центр «Тест-Татарстан». Чтобы получить сертификат соответствия лекарств и продуктов религиозным нормам, компания должна была подать в ДУМ соответствующее прошение, а также предоставить документы о производственном цикле препарата. После проверки документов и самого производства членом ДУМ производитель может получить соответствующий сертификат. В настоящее время, по данным Росстандарта, выдавать сертификаты по стандарту «Халяль» имеют право 12 организаций.
Препараты, соответствующие религиозным нормам, не должны содержать спирт и другие запрещенные для мусульман вещества, например, кровь и клетки тканей свиней. Кроме того, халяльными не могут считаться лекарства, изготовленные на основе клеток животных, умерщвленных не в соответствии с канонами ислама.
По данным международной консалтинговой компании Future Market Insight (FMI), объем продаж халяльных БАДов и вакцин в России в 2015 году достиг $65–75 млн, что составило менее 1% от мирового рынка этих препаратов. В 2016 году этот рынок, согласно исследованиям FMI, вырос до $45 млрд.
Мировыми лидерами по производству халяльных БАДов, по данным FMI, в прошлом году стали Chemical Company of Malaysia Berhad (CCM), Abbott и Amway (данные по объему продаж халяльной продукции FMI не приводит). В пресс-службе Amway рассказали Vademecum, что компания продает свои халяльные БАДы в Малайзию, Индонезию, Сингапур и Турцию. Abbott недавно сертифицировала в США свою вакцину «Инфлювак» как халяльную, рассказала Vademecum медицинский директор подразделения признанных на рынке лекарственных препаратов компании Abbott Татьяна Владимирова.
Маркетинговое решение
Вполне естественно, что правом выпустить на рынок «правильную» для мусульман продукцию воспользовалась казанская компания «Татхимфармпрепараты», которая в феврале 2016 года получила сертификат по стандарту «Халяль» на кетгут – саморассасывающийся хирургический шовный материал, производимый из бараньих кишок. Наличие сертификата должно помочь производителю заключить договоры о поставке кетгута в мусульманские страны, рассказал Vademecum начальник отдела продаж компании Эдуард Галиев.
Однако в России, в отличие от мусульманских стран, где все лекарства и медицинские изделия должны соответствовать стандарту «Халяль» и без этого не получают доступ на рынок, специальной разработкой препаратов в соответствии с религиозными требованиями практически никто не занимается. В стране действует другая схема – те БАДы и вакцины, которые не содержат запрещенных исламом веществ, как раз и регистрируются как халяльные. «Специально заниматься разработкой халяльных препаратов в нашей стране никто не станет – это очень дорого. Если будет мода на хяляльные лекарства, то все больше производителей начнет их соответствующим образом маркировать. Но это коснется только ОТС-рынка», – пояснила эксперт по регистрации лекарственных препаратов Елена Григоренко.
В этом признаются и представители компаний-производителей – по их словам, сертификат по стандарту «Халяль», который можно получить на уже обращающиеся на рынке препараты, работает в качестве маркетингового решения. Например, за последние два года томский производитель «Артлайф» получил такие сертификаты более чем на 60 БАДов. «Наша продукция изначально соответствовала нормам ислама, – говорит начальник отдела маркетинга компании Татьяна Строева. – В частности, в состав наших БАДов не входит свиной желатин. Поэтому в какой-то момент мы решили получить на них сертификаты по стандарту «Халяль», чтобы привлечь внимание мусульман».
Эта стратегия сработала: в ряде регионов продажи «Артлайф» выросли в несколько раз, утверждает Строева. «После сертификации наши продажи кратно увеличились в Казахстане, – перечисляет она. – В Казани наш оборот вырос в три-четыре раза».
«Получение сертификатов «Кошер» и «Халяль» – это маркетинговое решение, направленное на продвижение продукции в регионах с присутствием больших диаспор приверженцев той или иной религии, – говорит председатель совета директоров ЗАО «Эвалар» Наталия Прокопьева. – По этой причине мы получали сертификат «Кошер» на девять продуктов для продвижения на американском рынке».
Председатель комитета по стандарту «Халяль» централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан Марат Низамов говорит, что потребность в халяльных лекарствах в России есть, а потому этот рынок будет продолжать расти.