Медицинская помощь входит в ТОП10 самых востребованных в России платных услуг. По данным Росстата, за девять месяцев 2014 года больше, чем на лечение россияне потратили только на коммунально‑бытовое обслуживание, транспорт, связь и образование. Совокупные расходы отдельных физических лиц на поддержание своего здоровья и затраты компаний на программы добровольного медицинского страхования сотрудников за этот период составили 318 млрд рублей, или 6% от всех денег, обращающихся в сфере потребительских услуг. Такого масштаба коммерческая индустрия здравоохранения достигла менее чем за 20 лет.
Днем рождения этого рынка считается дата вступления в силу постановления Правительства РФ от 13 января 1996 года №27 ≪Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями≫. В этом документе впервые применительно к медицине были описаны нормы денежных отношений организаций с клиентами, лечение названо ≪услугой≫, а пациент – ≪потребителем≫.
С середины 90-х на рынке произошел заметный рост: повсюду начали открываться первые частные клиники и медицинские центры, в Россию хлынули импортные препараты, медизделия, расходные материалы и оборудование, начали строить свой бизнес первые медицинские дилеры. Потребление в сегменте демонстрировало на удивление стабильную положительную динамику, и даже в кризисные 1998 и 2009 годы, как свидетельствуют участники рынка, тормозилось незначительно.
Сейчас многие одиночные частные клиники выросли в крупные сети, отдельные чиновники здравоохранения стали успешными медицинскими предпринимателями, а дилеры медизделий превратились в дистрибьюторов с диверсифицированным портфелем. На рынке закрепились мировые мейджоры, прошли крупные сделки M&A.
В то же время рынок живет своей жизнью и для широкой деловой общественности во многом остается terra incognita. Большинство участников рынка не раскрывают свои финансовые показатели, а ключевые фигуры и бенефициары компаний-операторов и вовсе предпочитают оставаться в тени. Хватает в молодой индустрии персонажей, вопреки фактуре приписывающих себе статус первооткрывателей той или иной рыночной ниши.
VМ намерен детально разобраться в истории рождения российского рынка медицинских услуг, если угодно – составить свою энциклопедию индустрии здравоохранения. Этапом этого исследования станет открытие и регулярное наполнение новой рубрики журнала – ≪Первопроходцы≫. Здесь мы будем рассказывать о том, как возникали и развивались отдельные направления коммерческого здравоохранения, находить в каждом из сегментов рынка бесспорных родоначальников и последователей, чьи свидетельства позволят нарисовать достоверную картину сотворения отрасли, а оценки текущих событий – заглянуть в завтрашний день.
В нашем проекте пока наметилось несколько ключевых сюжетов. Например, истории о том, как формировалась инфраструктура рынка – о первых частных медицинских клиниках и сетях, их создателях, инвесторах и сделках. Карты торговых путей – рассказы о том, как была налажена в России дистрибуция препаратов, медицинских изделий, оборудования и расходных материалов для коммерческих клиник, как в страну заходили мировые мейджоры, какие стандарты они здесь устанавливали. Отдельной главы, на наш взгляд, заслуживают политика и практика импортозамещения – это пул историй о родившихся в постсоветский период предприятиях, бросивших вызов глобальным производителям всей востребованной в коммерческой медицине товарной номенклатуры.
Особый рассказ – о рождении рынка добровольного медицинского страхования, о первых продавцах и покупателях полисов ДМС, об этапах наполнения страховых контрактов, об отношениях страховщиков с клиниками.
Энциклопедия индустрии, конечно же, будет неполной, если обойти вниманием ключевые фигуры советского здравоохранения, тех, кого рыночные реалии заставили подвинуться в отраслевой иерархии или вовсе оставить практику.
Мы приглашаем всех, кто был причастен к созданию в России коммерческого здравоохранения, стать участником нашего проекта или рекомендовать в качестве героя рубрики кого-то из своих коллег. Заявки, предложения и комментарии можно отправлять по адресу: goncharova@idffmedia.ru.
А открывает рубрику история рождения рынка силиконовых имплантатов груди, записанная со слов первого российского дилера этих весьма популярных сегодня медизделий.