В начале октября портал РБК опубликовал материал «На гостаблетках: какие фармкомпании зависят от бюджетных денег». Свое исследование коллеги построили на данных проекта «ГосЗатраты», за которым, как сообщается на сайте, «стоят неравнодушные граждане, желающие порядка в сфере государственных закупок и контрактов», а также Комитет гражданских инициатив, созданный под патронажем бывшего министра финансов РФ Алексея Кудрина.
Основной источник информации «ГосЗатрат» – официальный портал госзакупок zakupki.gov.ru. По сути, «ГосЗатраты» – это красивый интерфейс для работы с данными государственного сайта, не самого, надо признать, дружелюбного к пользователю в смысле удобства эксплуатации.
Один из продуктов «ГосЗатрат» – аналитические отчеты, в том числе по фармрынку, мимо чего мы, разумеется, пройти не могли, поскольку и сами регулярно анализируем госзакупки в этой отрасли (отчет по итогам 2013 года см. в материале «Опт заката до рассвета», VM #18-19 (43-44) от 16 июня 2014 года).
И действительно, равнодушным к труду неравнодушных граждан оставаться сложно. На ТОП20 поставщиков бюджета, по версии «ГосЗатрат», без слез не взглянешь. Нет, мы не решили занудствовать. Просто составленный коллегами рейтинг оказался не то чтобы недостоверным, а просто бессодержательным. Ведь все участники тендеров в нем посчитаны отдельно, без учета косвенно или напрямую аффилированых структур.
Роботизированный анализ госзакупок – вещь, конечно, хорошая. Но объять этот рынок роботу пока не под силу. Например, почему даже явно родственные юрлица, такие как ООО «Биотэк» и МФПДК «Биотэк» или, скажем, «Протек 50» и «Протек 17», в рейтинге «неравнодушных» посчитаны отдельно? Не говоря уже о менее очевидных случаях, например, с лидером бюджетного рынка – группой «Р-Фарм», по нашим расчетам, аффилированы 48 юрлиц, обслуживающих госзаказ.
Коллеги из «ГосЗатрат» взялись за интересное дело, но автоматизировать труд явно поспешили. Чтобы добраться до точных цифр, надо все данные перебирать, что называется, руками, а заодно плотно взаимодействовать все с теми же операторами бюджетного рынка. Кто лучше конкурентов знает, через какие структуры на аукционах играют их ближние?
Понимание неявных связей – ключ к пониманию всего рынка госзакупок. За примером далеко не пойдем – читайте текст на шестой странице.
РОМАН КУТУЗОВ,
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА