27 Июля 2024 Суббота

Везущая Forest воз
Ольга Каныгина
4 марта 2014, 13:30
4011

Actavis купила производителя оригинальных препаратов, чтобы догнать Big Pharma

Судьба самой крупной за последние три года сделки в фармотрасли была решена всего за несколько месяцев. Новый глава Forest Laboratories Inc Брент Сандерс и директор дженерикового гиганта Actavis plc впервые встретились в январе этого года, а уже 18 февраля было объявлено о покупке стоимостью $25 млрд. С помощью брендов Forest второй в мире по капитализации производитель дженериков – Actavis – надеется войти в «высшую лигу» глобальной фарминдустрии.

Пик сделок M&A в отрасли пришелся на 2009-2010 годы, тогда Pfizer приобрела Wyeth за $68 млрд, Merck & Co – Schering-Plough за $41 млрд, а Roche – Genentech за $46,8 млрд. В 2011 году Sanofi купила Genzyme за $20 млрд и с тех пор рынок замер – средняя сумма сделки не превышала $5 млрд, говорится в опубликованном в конце января исследовании консалтинговой компании Ernst&Young. В том же исследовании отмечается, что компании Big Pharma стали гораздо более осторожны в своих покупках, полагаясь на органический рост, а основными двигателями рынка M&A выступили биотехнологические (Big Biotech) и дженериковые (Speciality Pharma) компании.

Своей сделкой по приобретению Forest компания Actavis блестяще подтвердила выводы аналитиков. Эта компания, ранее известная как Watson Pharmaceuticals, всегда развивалась за счет активных поглощений, даже нынешнее свое название она получила после слияния Actavis и Watson в 2012 году. В том же году закончился «патентный обвал» в США, и расти дальше, покупая новые дженериковые компании, стало трудно, отмечал журнал Forbes в статье 2013 года, посвященной новому приобретению Actavis – покупке Warner Chilcott Plc за $9,2 млрд. Благодаря этой сделке компания пополнила портфель оригинальных препаратов лекарствами для женского здоровья и лечения урологических заболеваний. Доля продаж оригинальных препаратов в выручке Actavis возросла с 8% до 25%.

Как отметил гендиректор компании Поль Бизаро, Actavis стремится превратиться из дженериковой компании в полноценного многопрофильного фармпроизводителя, способного конкурировать с гигантами Big Pharma. Сделка с Forest стала очередным шагом к этой цели.

Forest шла к продаже пять лет – именно столько времени известный американский инвестор Карл Икан, купивший в 2009 году 11,3% акций Forest, боролся за места в совете директоров. Компанией в то время уже свыше 30 лет управлял Говард Соломон, не помышлявший о продаже и мечтавший передать дело своему сыну. Наконец, в 2012 году Икан получил место в совете Forest и в 2013 году – второе. В сентябре 2013 года члены совета директоров поддались уговорам Икана и пришли к решению, что 85-летнего Соломона пора отправить в отставку, а на его место назначить Брента Сандерса, который до того возглавлял Bausch + Lomb.

Уже через несколько недель после назначения Actavis и Forest приступили к обсуждению возможного объединения, а после личной встречи Бизаро и Сандерса судьба мегасделки была окончательно решена. Сделка с Forest в три раза крупнее любой другой, проведенной Бизаро в Actavis (всего за последние три года компания совершила покупок на $14,6 млрд, согласно Bloomberg). Бизаро признался, что обдумывал совершение подобной сделки уже несколько лет, однако пока Forest руководил Соломон, она была невозможна.

В портфеле Forest большое количество брендированных препаратов, среди которых Namenda для лечения болезни Альцгеймера, Bystolic – для контроля кровяного давления, Saphris – от шизофрении, Linzess – от хронического запора, а также антидепрессант Viibryd. Всего в 2013 году выручка от продажи этих и других популярных препаратов Forest составила $2,9 млрд.

По прогнозам Actavis и Forest, годовая выручка объединенной компании может составить $15 млрд, для сравнения, выручка Actavis за первые девять месяцев 2013 года составила $4,66 млрд. Управлять объединенной компанией будет Поль Бизаро, а Брент Сандерс войдет в совет директоров вместе с тремя другими представителями Forest.

Actavis приобрела акции Forest с 25%-ной премией к рыночной цене. «Отличный результат для всех акционеров Forest!» – написал в своем Твиттере Икан.

Как оказалось, не для всех – уже 21 февраля акционер Forest Элианор Терберг обратилась в суд с требованием остановить сделку. По ее мнению, цена компании занижена, и акционеры Forest могли бы получить более щедрую плату.

acvatis, big pharma

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении