18 Ноября, 22:36

Вес прикрас

Ольга Гончарова, Дарья Шубина
20 Апреля 2015, 19:06
9755
VADEMECUM собрал все оттенки серого и цветного на рынке препаратов, медизделий и оборудования для косметологии
Российский косметологический рынок по многим параметрам можно ставить в пример другим сегментам коммерческой медицины. Здесь самые бизнес‑ориентированные врачи, убедительно широкий ассортимент и налаженная схема доставки аппаратов, изделий и препаратов, распространяемых сотнями дилеров и дистрибьюторов. Есть у этого рынка и «серая» сторона – наряду с легальными инструментами в индустрии красоты обращается контрафакт, используются классические схемы параллельного импорта. Навести в отрасли порядок не помогли и участившиеся в последние годы проверки Росздравнадзора. VADEMECUM взялся систематизировать данные о сегменте: собрать всю ассортиментную линейку, разглядеть в ней оттенки легитимности, выявить наиболее востребованные типы продукции и страны ее происхождения.

Любые попытки определить параметры рынка косметологической продукции в России или найти его основных игроков сразу превращаются в многоходовой квест. Отраслевые сайты и форумы пестрят разнообразными рейтингами и антирейтингами продуктов, поставщики и клиники конкурируют в беззастенчивости продвижения своих фаворитов. И в то же время исследовательские компании отдельно этот сегмент почти не изучают.

Все существующие замеры косметологической индустрии очень условны. Сегмент продуктов для эстетических инъекций, например, традиционно оценивается в $150–200 млн, а объем продаж аппаратной косметологии – в миллиарды рублей. Но ни один из подобных параметров до сих пор не был проверен и подтвержден. Приблизительность связана в том числе и с отсутствием соответствующего запроса от игроков рынка. ≪Цифр нет, да и нужны ли они? – рассуждает медицинский директор компании Premium Aesthetics Павел Краюшкин. – Вот, я понимаю, американский рынок – там все уже стабильно, идет планирование на годы и десятилетия вперед. А у нас рынок бурно и быстро развивается. Здесь все до конца не урегулировано законодательно, поэтому все знать и до копейки рассчитывать никому пока не надо. Максимум план развития на год‑два вперед≫.

С другой стороны, за последние 10 лет на российский косметологический рынок вышли многие глобальные компании‑производители, сформировались крупные дистрибьюторы и многопрофильные клиники, поэтому необходимость в качественной оценке финансовых параметров этого рынка постепенно назревает. Правда, как исследовать рынок при таком многообразии продукции, никто толком не знает.

Аналитический центр VADEMECUM решил действовать поступательно – сначала собрать и проанализировать весь представленный в индустрии ассортимент, разбить его на сегменты, а уже затем последовательно оценивать каждую из выявленных категорий. В этом исследовании мы анализируем весь присутствующий на рынке косметологический инструментарий. А в дальнейшем будем постепенно прорабатывать отдельные фрагменты картины, оценивая ту или иную категорию уже не только с точки зрения доминирования каких‑то брендов и популярности наименований продукции, но и по обороту и другим существенным финансовым параметрам.

Для выстраивания ассортиментной матрицы рынка мы опросили представителей более 150 оперирующих здесь дистрибьюторских и производственных компаний, запросив у них каталоги и прайс‑листы продукции, наличествующей в I квартале 2015 года. Аналитики проводили опрос, представляясь руководителями ≪открывающихся≫ салонов красоты ≪Марина≫, ≪Москвичка≫ и тому подобных. Конспирация была необходима: с одной стороны, на рынке обращается большой объем незарегистрированной продукции, которую игроки по понятным причинам не афишируют, с другой – в разговорах с представителями клиник компании охотнее рассказывают о последних рыночных трендах и ожидаемых отраслью новинках.

Полученную информацию мы верифицировали по реестрам лекарственных препаратов Минздрава и медицинских изделий Росздравнадзора, а также у контрагентов дистрибьюторов – отдельных врачей‑косметологов и представителей профильных клиник.

В ходе исследования VADEMECUM были обнаружены около 260 продуктов для косметологических инъекций и более 1 100 наименований оборудования. При этом если в случае инъекций мы учитывали основные бренды, считая линейки инъекционных продуктов одной марки за один продукт, то в сегменте оборудованиямы отдельно учитывали каждое SKU (stock keeping unit), или наименование аппарата, поскольку в большинстве случаев устройства одной марки имели разный функционал. Например, если в аппарате отечественного производителя ≪ЭСМА 12.02≫ используются технологии электротерапии, то в машине ≪ЭСМА 12.03≫ – ультразвук, и это уже совсем другой продукт.

Одной из задач исследования стало выявление основных стран происхождения представленной на рынке продукции. Эту информацию мы запрашивали у дистрибьюторов и поставщиков, а по зарегистрированной продукции – уточняли в открытых реестрах регуляторов. При этом мы старались учитывать фактическую страну производства каждой номенклатурной позиции, так как зачастую позиционируемое на рынке происхождение продукта не совпадало с реальным местом его изготовления. Например, филлер Classic израильской фирмы Dr.Korman производится на заводе компании Xcelens в Швейцарии, а филлер и биоревитализант под маркой Essentyals компании Scientech corp, зарегистрированной в Швейцарии, выпускается в Италии. Аналогичные несовпадения встречались и у отечественных компаний. Филлер Repleri, например, позиционируется как разработка российской компании ≪НовоНексус≫ совместно со швейцарскими партнерами, но фактической страной производства этого продукта, согласно регистрационному удостоверению, является Китай. И потому в итоговых подсчетах мы учитывали этот продукт как китайский.

Еще одной задачей, которую аналитики VADEMECUM ставили для себя в исследовании, – определить долю незарегистрированной продукции. На этом этапе выборку по‑≪серому≫ удалось сделать только в сегменте инъекционных продуктов. Из‑за неожиданного многообразия эстетических аппаратов определение доли нелегального обращения в этом сегменте мы отложили на следующий заход. Тем не менее косвенно о том, какой вес здесь имеет незарегистрированная продукция, можно судить по значительной доле продаваемых в России аппаратов из Китая (подробнее – в материале ≪Аппаратная ввозня≫).

Начиная анализ легитимности, мы ожидали, что после проведенных в последние два года проверок и предупреждений Росздравнадзора часть нелегальных изделий уже ушла с рынка. Но оказалось, что они по‑прежнему продаются дистрибьюторами и используются в клиниках и частными врачами‑косметологами. Вот типичный пример: в ноябре 2013 года Росздравнадзор опубликовал официальное письмо с перечнем незаконно обращающихся на рынке мезонитей Magic Lift, Thread Queen, которые, по данным VADEMECUM, не ушли с рынка и в I квартале 2015 года и продолжают реализовываться без регистрационного удостоверения.

Справедливости ради стоит заметить: представителям клиник и самим очень непросто разобраться, была продукция действительно зарегистрирована или нет, – дистрибьюторы грешат подделкой официальных документов. ≪Регистрационное удостоверение одного из обнаруженных мною при проверке в клинике косметологии медизделий было подписано М. Мурашко, но выдано в 2010 году. Хотя в то время он еще не был врио руководителя Росздравнадзора, следовательно, тот, кто подделывал документ, просто не удосужился уточнить, кто в момент ≪подписания≫ возглавлял службу≫, – отмечала в своей статье на портале 1nep.ru аналитик индустрии красоты Елена Москвичева в январе 2015 года.

По итогам исследования мы попытались хоть как‑то ранжировать основные компании‑дистрибьюторы, работающие на косметологическом рынке. Поскольку сделать полноценный рейтинг в отсутствие финансовых показателей деятельности игроков и оценки объема продаж невозможно, мы пока ограничились условным ≪рэнкингом≫. В список VADEMECUM вошли дистрибьюторы, присутствующие во всех основных продуктовых нишах, но не все, а лишь те компании, чей товар на 90% обнаруживается в реестрах регуляторов. Если бы мы учитывали компании со стопроцентно легальным портфелем, к сожалению, в списке не набралось бы и пяти игроков.

рынок оборудования для косметологии, косметология, косметологический бизнес
Поделиться в соц.сетях
Экс-министру здравоохранения Челябинской области в шесть раз сократили назначенный за взятки штраф
Сегодня, 18:23
Центр здоровья детей опроверг закрытие программы трансплантации почки
Сегодня, 17:57
Roche за $1,4 млрд покупает разработчика средства от идиопатического легочного фиброза Promedior
Сегодня, 15:23
Медицинский налог для прибывающих в Британию мигрантов поднимут с £400 до £625
Сегодня, 14:52
Vademecum открывает продажи аналитического отчета об экспортном потенциале российских эстетических клиник
Аналитический центр Vademecum принимает заявки на приобретение прикладного исследования, детально описывающего практику привлечения иностранных пациентов российскими клиниками эстетической медицины.
13 Ноября 2019, 12:09
В Москве изъяты незарегистрированные косметологические препараты на 3 млн рублей
21 Октября 2019, 14:22
Росздравнадзор создает рабочую группу по борьбе с косметологами-надомниками и контрафактом
ТО Росздравнадзора по Москве и Московской области готов участвовать в создании межведомственной рабочей группы по защите прав и безопасности граждан, обращающихся за медицинской помощью по профилю «косметология», сообщил глава территориального подразделения службы Андрей Плутницкий на IX Межрегиональном форуме дерматовенерологов и косметологов.
7 Октября 2019, 18:58
Самые важные новости прошедшей недели
6 Октября 2019, 17:19
Порядок оказания медпомощи по профилю «косметология» обновят в 2020 году
3 Октября 2019, 12:59
В Москве возбудили уголовное дело после смерти пациентки косметологического кабинета
11 Сентября 2019, 13:20
Фармбизнес
Токсичные подходы: как Allergan блокирует конкурентов Ботокса
1923
Главным специалистом Минздрава по дерматовенерологии и косметологии стал Николай Потекаев
24 Августа 2019, 18:07
Анна Дычева-Смирнова: «Повестку общения с потребителем перехватывают соцсети, где сложно контролировать достоверность информации»
19 Августа 2019, 21:47
Анна Дычева-Смирнова
Генеральный директор Reed Exhibitions Russia
«Повестку общения с потребителем перехватывают соцсети, где сложно контролировать достоверность информации»
19 Августа 2019, 8:32
Курганский Роспотребнадзор намерен закрыть клинику пластической хирургии Persona Nova
В Управлении Роспотребнадзора по Курганской области заявили, что Курганский городской суд 8 августа удовлетворил иск ведомства о ликвидации компании «Мэрилин», управляющей клиникой пластической хирургии Persona Nova. Медцентр, считают инспекторы, допускал «систематические нарушения прав потребителей».
15 Августа 2019, 15:20
В 2018 году в России было проведено 6,7 млн косметологических инъекционных процедур
12 Августа 2019, 13:16
Мединдустрия
Все оценки серого: почему российский рынок косметологических инъекций изощренно сопротивляется «обелению»
5457
Челябинская клиника пластической хирургии пожаловалась в УФАС на недобросовестные действия шести конкурентов
В Челябинское управление ФАС 23 июля поступила жалоба от администрации клиники пластической хирургии «Дипплекс», обвиняющей шесть частных профильных медучреждений в отсутствии лицензий на предлагаемые ими виды услуг. Аналогичные претензии, сформулированные ТО Росздравнадзора в отношении самой «Дипплекс», УФАС частично рассмотрела 24 июля.
24 Июля 2019, 16:50
Как за 4 года сформировать рынок генетических тестов для клинической практики и быть его новатором: опыт Basis Genotech Group
Превентивная медицина считается новым вектором развития мировой индустрии здравоохранения. Россия также следует данным курсом. В апреле 2018 года Министерство здравоохранения РФ издало приказ №186 «Об утверждении концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины», закрепляющий эти принципы, в частности индивидуальный подход к пациенту, в качестве приоритетной задачи государственной политики в области здравоохранения.
13 Июля 2019, 21:23
В Москве осуждены лже-косметологи, повредившие лица 19 пациенткам
Савеловский районный суд Москвы вынес приговор по делу о нелегальных косметологических услугах, которые оказывались индивидуальным предпринимателем Натальей Коростелевой и ее соучастницами – Екатериной Егоровой и Саният Яикбаевой.
17 Июня 2019, 18:39
Яндекс.Метрика