27 Июля 2024 Суббота

Успешнее всего через торговые автоматы продаются кондомы и контактные линзы
Ольга Чеснокова Мединдустрия
31 мая 2016, 18:28
Фото: Оксана Добровольская
15117

Американский старшеклассник из Алабамы Тейлор Розенталь  сумел прославиться и в 14 лет стать самым молодым венчурным предпринимателем в США, разработав  проект вендинговой машины (торгового автомата) для продажи недорогих наборов первой помощи в общественных местах. Подросток получил $100 тысяч инвестиций  благодаря помощи инкубатора стартапов The Round House Startup Space, сообщает американская пресса.  11 мая в Нью-Йорке на конференции TechCrunch Disrupt Розенталь представил готовый прототип своего автомата, а сеть американских парковок Six Flags заказала ему 100 таких аппаратов по цене $5,5 тысячи за штуку. В них будут продаваться наборы первой помощи, необходимые при порезах, ожогах и укусах по цене от $5,99 до $15,95, а также резиновые перчатки, бинты и марлевые компрессы. В России продажа лекарств через торговые автоматы запрещена, однако сопутствующие медицинские товары, как выяснил Vademecum, продаются довольно успешно. 

С  инициативой продавать наиболее востребованные безрецептурные лекарства через вендинговые машины еще в 2010 году выступили депутаты  комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству. Речь шла о недорогих препаратах первой необходимости, которые не требуют особых условий хранения.

Предполагалось, что за счет экономии на персонале и аренде помещений лекарства  в автоматах будут стоить дешевле, чем при покупке в аптеке. Автоматы должны были появиться в крупных аптечных сетях, торговых центрах, а также в подземных переходах.

Тогда же аналогичная идея была выдвинута председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Владиславом Резником, он внес проект соответствующих поправок в закон «Об обращении лекарственных средств». По словам Резника, автоматическая торговля позволила бы снизить стоимость лекарств на 30–40% за счет снижения издержек.

Однако все эти добрые намерения разбились о суровую реальность – действующее законодательство противоречит самой идее вендинговой торговли как автоматизированной круглосуточной продажи лекарств без участия человека.

Любой пункт продажи лекарств, согласно требованиям закона, должен быть соответствующим образом сертифицирован, а также укомплектован квалифицированным персоналом с образованием провизора или фармацевта.  Чтобы соблюсти все эти требования, к каждой вендинговой машине придется приставить продавца, что будет очевидным абсурдом.

Поэтому на сегодняшний день вендинговые автоматы торгуют исключительно  товарами, для  торговли которыми не требуется аптечной лицензии: пластырями, бинтами, зубными пастами, контактными линзами и др. В поликлиниках и больницах можно увидеть автоматы по продаже гигиенических бахил и медицинских масок. Женские консультации устанавливают автоматы с влажными и сухими салфетками, одноразовыми комплектами для осмотра, наборами для роддома и для новорожденных.

_DSC8757.jpg

 Как сообщили Vademecum в одной из крупных компаний по производству торговых автоматов VendShop, рынок вендинга в России продолжает стремительно развиваться.

«Мы, как производители вендингового оборудования, с каждым годом увеличиваем объемы сбыта продукции нашего предприятия. Лидером по количеству и разнообразию автоматов по-прежнему является Москва, но 80% заказов компании VendShop поступает из регионов. Наблюдается увеличение разнообразия торговых аппаратов, а также импортозамещение вендингового оборудования, связанное с повышением курса иностранных валют», – говорит представитель компании.

По данным VendShop, в среднем каждая седьмая заявка на оборудование – это линзоматы, кондоматы и автоматы по продаже тампонов и прокладок. «Одним из наших постоянных клиентов является аптечная сеть «Самсон-Фарма», которая уже установила более 40 автоматов по продаже презервативов и контактных линз по всей Москве и планирует расширять парк вендингового оборудования», – уточняют в компании.

Пользуются также спросом автоматы, реализующие нелекарственные препараты из аптечного ассортимента, такие как бинты, пластыри, лечебная косметика, зубные пасты и щетки.

Одним из постоянных клиентов, устанавливающих автоматы с зубными пастами, щетками и сопутствующими товарами в торговых центрах, в VendShop  назвали швейцарскую компания Curaprox.

По словам представителя другой вендинговой компании – Uvenco, – несмотря на кризис, объем продаж вырос в этом году на 10%. Среди ее продукции наибольшим спросом пользуются линзоматы.

Одной из первых аптечных сетей,  решившихся на установку торговых автоматов, стала сеть «Первая помощь». Установить автоматы по реализации безрецептурной продукции, предметов гигиены, контрацепции планировали в 60 аптеках Санкт-Петербурга. Срок окупаемости проекта по плану составлял от трех до шести месяцев, всего в реализацию планировалось вложить до 40 млн рублей. Однако в 2014 году после поглощения «Первой помощи» аптекой «Радуга» проект был закрыт, уже установленные автоматы убраны.

Аптечная сеть «Самсон-Фарма» сделала акцент на установку аппаратов по продаже контактных линз и презервативов.

«В наших аптеках большую часть ассортимента составляют лекарственные препараты, в том числе препараты для лечения хронических заболеваний, зачастую собираются большие очереди. Тем не менее мы понимаем, что нужно наращивать продажи нелекарственных категорий. Мы установили кондоматы прежде всего для удобства покупателей. Во-первых, люди, которые пришли за презервативами, не будут стоять в очереди, выжидать удобного момента. А во-вторых, покупателю психологически проще совершить покупку анонимно, он покупает то, что ему удобно – в нужном цвете, фасовке, размере. Кондомат решает эти вопросы. Это и удобно, и быстро», – рассказал Vademecum генеральный директор аптечной сети Самсон Согоян.

На сегодняшний день компания установила в своих аптеках 19 кондоматов.

Другой проект Согояна  – установка линзоматов в торговых центрах, всего их установлено семь штук.

Сама процедура установки достаточно дорогостоящая, рассказывает Согоян: арендуется площадь, которая может составлять около полутора квадратных метров, плюс закупка аппаратов, каждый из которых стоит от 200 тысяч рублей. Окупить вложенные средства получилось за 2,5 года, как и планировалось. Компания и дальше будет устанавливать кондоматы, а вот проект с линзоматами  решено притормозить из-за нестабильного спроса.  «Люди экономят, и на линзах особенно, потому что данная продукция недешевая, средний чек составляет больше 1 500 рублей», – говорит Самсон Согоян.

Интернет-магазин  «Доставка линз» задумался о продаже контактных линз через вендинговые автоматы еще в 2004 году. В 2007 году компания зарегистрировала в Российском авторском обществе разработку «Способ продажи контактных линз при помощи автоматического аппарата». В 2011 году компании удалось запустить проект, несмотря на то что все бизнес-справочники уверяли, что продавать товар дороже $10–15 через вендинг-машины невозможно. На сегодняшний день компания установила 630 линзоматов на территории Москвы и Санкт-Петербурга. В ассортименте – контактные линзы Bausch&Lomb, CIBA Vision (Alcon), CooperVision, Johnson&Johnson, Maxima, Ocular Sciences, Sauflon.

_DSC8755.jpg

Через год у них появился конкурент – московская компания Mr.Lensomat24  (ООО «Новые торговые технологии») начала продавать франшизу на автоматизированную торговлю контактными линзами. Стоимость стартового франчайзингового пакета на один линзомат составляла 390 тысяч рублей, а срок окупаемости этого вложения – 4–6 месяцев.

Еще одна компания, которая пыталась продавать контактные линзы через линзоматы, – «Айкрафт Оптика», чьи салоны открыты более чем в ста городах РФ. Однако у нее проект «не пошел». «У нас есть магазины с очень большим трафиком, и, чтобы развести потоки потребителей, мы приобрели два линзомата. Однако с ними возникло много технических проблем – монетоприемник, например, не был адаптирован к ценам и скидкам, которые мы предлагали, не принимал бонусные карты. Эксперимент продлился два месяца, и мы отказались от этой идеи», – признался Vademecum директор компании Сергей Машуков.

вендинг, автоматы по продаже лекарств, линзоматы, кондоматы, безрецептурные препараты, парафармацевтика, россия

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении