В лечении гепатита С в последние два года произошла революция – появились новые препараты, способные вылечить эту болезнь за 12 недель с вероятностью около 90%. Однако стоимость их слишком высока, поэтому российские пациенты получают препараты по старым схемам лечения и в недостаточном количестве.
На лечение больных ВИЧ государство тратит в год около 20 млрд рублей, при этом терапией охвачено всего 20–30% из 1 млн зарегистрированных больных. Но в отношении ВИЧ Минздрав, по крайней мере, признал наличие проблемы, и министр здравоохранения Вероника Скворцова даже пообещала удвоить бюджет на борьбу с этой болезнью.Больным гепатитом С достается от государства и того меньше, хотя количество больных хроническим гепатитом С (ХГС) в стране, по разным оценкам, – от 1,8 млн до 2,1 млн человек. Лечение получают менее 1 тысячи человек, общая сумма расходов составляет всего около 1 млрд рублей в год, причем лечение современными препаратами типа софосбувира (безинтерфероновая терапия) получают менее 10% заболевших.
Подробнее об этих проблемах читайте в интервью главного внештатного специалиста по инфекционным заболеваниям Минздрава РФ Ирины Шестаковой.
Учитывая стоимость курса терапии в диапазоне от 700 тысяч до 1 млн рублей, чтобы вылечить всех, потребуется астрономическая сумма свыше 1 трлн рублей.
«Главная проблема, с которой сталкиваются и врачи, и пациенты в России, – стоимость этого курса лечения. На Западе речь идет о десятках тысяч долларов, а у нас курс лечения обходится около миллиона рублей. Первоочередная задача сегодня – нахождение Минздравом источника финансового обеспечения приобретения препаратов от гепатита (по действующему законодательству лечение вирусных гепатитов входит в базовую программу ОМС). Параллельно надо разрабатывать новые стандарты лечения в условиях ограниченного финансирования, выделяя целевые группы пациентов, которым лекарственная помощь нужна безотлагательно и работать с ними необходимо в первую очередь. И, конечно, очевидно назрела необходимость производства лекарственных препаратов для лечения вирусных гепатитов по полному циклу: от синтеза молекул до готовой лекарственной формы», – считает Игорь Никитин, медицинский директор «Нацимбио», дочерней компании «Ростеха», которая претендует на то, чтобы стать единым поставщиком препаратов для лечения ХГС.
«Нацимбио» уже подписала соответствующее соглашение с компанией – разработчиком препаратов от ХГС «Химрар», но внедрение этих разработок – пока дело будущего.
А вот другой российский разработчик, компания «Биокад», уже объявил, что начиная с 1 августа на 57% снизит цену на курс монотерапии препаратом пегилированного интерферона.
Тем временем пациентские организации пытаются обрушить патент на софосбувир в Роспатенте и в суде, чтобы дать отечественным компаниям возможность производить более дешевые дженерики и снизить стоимость лечения.