11 Декабря 2024 Среда

ТОП100 санаторно-курортных организаций по итогам 2016 года
Ольга Гончарова, Анастасия Напалкова, Сергей Соболев Мединдустрия
14 сентября 2017, 9:00
Фото: южнаяпровинция.su
11595

По данным Vademecum, участники ТОП100 санаторно‑курортных организаций России, оперируя в 2016 году совокупным коечным фондом почти 80 тысяч мест, суммарно выручили 65,5 млрд рублей. Частные компании, развивающие санкур как отдельный бизнес, оказались наиболее активными игроками индустрии – их доля составила 34% общего дохода сотни самых заметных операторов отрасли. Тогда как доли государства, профсоюзов и корпораций, которым санатории нужны в первую очередь для лечения своих сотрудников, не превысили 30%. Санатории интересуют отельеров, профильных инвесторов и предпринимателей, проявивших себя в других отраслях российской экономики: среди владельцев попавших в рейтинг компаний Vademecum обнаружил участников списка Forbes Геннадия Тимченко и Игоря Кесаева.

Отправной точкой для формирования ТОП100 наиболее успешных санаторно-курортных организаций стал анализ реестра профильных лицензий Росздравнадзора, откуда были скачаны сведения обо всех юридических лицах, в разрешительных документах которых присутствовала словоформа «санаторно-курорт*». Из перечня в 2,5 тысячи компаний были исключены предприятия, самостоятельно не развивающие санаторно-курортные объекты. К таким мы отнесли, например, ОАО «РЖД», в котором за санкур отвечает его «дочка» АО «РЖД-Здоровье», или Центр ядерной медицины МИБС, оперирующий исключительно в сегменте лучевой диагностики и терапии.

На втором этапе сортировки из реестра были исключены компании, для которых санаторно-курортные услуги не являются основным видом деятельности. Среди таких предприятий оказалась, например, Кемеровская городская детская клиническая больница №2 или дорожные больницы, подведомственные тому же ОАО «РЖД». Мониторинг VM показал, что на балансе таких предприятий мог находиться действующий санаторий, но генерируемая им выручка не приносила владельцу значимого дохода. Кроме того, из анализируемого перечня были исключены узкоспециализированные здравницы, в том числе туберкулезные и пульмонологические. Здесь мы исходили из того, что санаторно-курортное учреждение, и в этом его особенность, является не только организацией, оказывающей медуслуги, но и туристическим объектом. На том же основании мы исключили из аналитического поля и психоневрологические учреждения с лицензией на санкур. Не учитывались в итоговых расчетах и круглогодичные школы-профилактории.
Чьих будете.png

Итоги деятельности отобранных таким образом организаций были сверены с данными баз «СПАРК-Интерфакс» и Федерального казначейства (форма бухгалтерской отчетности 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» за 2016 год). В открытых источниках удалось обнаружить сведения лишь о 778 юридических лицах. Они и были ранжированы по выручке за 2016 год. В силу жесткого отбора за пределами рейтинга, к сожалению, остались многие известные профильные учреждения. Например, из 20 здравниц, принадлежащих Управлению делами Президента РФ, результаты своей работы раскрыли лишь пять организаций, по остальным не нашлись даже планы финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год. На запросы VM представители многих учреждений не ответили или отказались раскрывать отчетность.

Рука-владыка.png

Дальше для каждой из отобранных нами компаний был определен не просто учредитель, но основной бенефициар. Тут сложности возникли прежде всего с акционерными обществами. Если учредителей ООО регистрирует ФНС и вся информация о них есть в ЕГРЮЛ, то достоверная информация о владельцах АО содержится в закрытых для посторонних реестрах акционеров. По некоторым АО установить бенефициаров по состоянию на прошлый год так и не удалось. Запросы в большинство этих компаний с целью уточнить имена владельцев остались без ответа.

По каждой санаторно-курортной организации были также собраны сведения о количестве койко-мест по состоянию на декабрь 2016 года. Такие сведения запрашивались у сотрудников этих учреждений разных уровней и владельцев.

По итогам агрегации и селекции собственники санаторно-курортных организаций были условно разделены на четыре группы. Первая категория – государственные санатории: бенефициарами около 30 отрейтингованных компаний являются, как выяснил VM, федеральные и региональные ведомства, органы исполнительной власти. Совокупная выручка попавших в эту группу рейтинга организаций в 2016 году составила 20,2 млрд рублей.

Казенный приказ.png

Еще одну группу владельцев профильных активов можно условно назвать «корпорациями» – сюда мы включили государственные и частные компании, развивающие санатории прежде всего для своих сотрудников. Таким организациям, как РЖД, «Газпром», «Ростех», принадлежат 18 предприятий с совокупной выручкой 13,3 млрд рублей. 

Фирменные в цвету.png

В третью категорию собственников были включены различные профсоюзные организации, которые так или иначе входят в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР), – эту группу составили 11 участников настоящего рейтинга с общей выручкой 5,8 млрд рублей. Наконец, частным предпринимателям принадлежат 36 операторов из ТОП100, а их совокупная выручка в 2016 году составила 22,5 млрд рублей.

Профкоммерсы.png

Суммарный доход прочих участников рейтинга – 3,7 млрд рублей – был генерирован компаниями, не попадающими в перечисленные категории, или структурами, собственников которых найти не удалось.

Чтобы увеличить, кликните по картинке

ТОП 100_1 копия.jpg

Амбиции частного бизнеса в этой сфере подтверждает и анализ деятельности всех обнаруженных VM 778 санаторно-курортных организаций. Частники здесь заняли второе после государства место по совокупному объему выручки. И если 354 госпредприятия выручили в 2016 году 41,6 млрд рублей, то 147 частных компаний продемонстрировали суммарный оборот в 37,9 млрд рублей.

Среди владельцев частных предприятий уже сформировались крупные профильные инвесторы. Например, собственную сеть санаториев развивает гостиничный оператор «Амакс» Группа «Гост Отель Менеджмент», самостоятельно или вместе с партнерами, владеет тремя попавшими в ТОП100 санаториями. Отдельным направлением для своих инвестиций называют туризм и связанные с ним рекреационные услуги «Интеррос» Владимира Потанина и «Синара» Дмитрия Пумпянского. В будущем к ним может присоединиться и ГК «Северсталь», планирующая построить санаторий и несколько туристических объектов на территории кластера «Белокуриха-2» в Алтайском крае – соответствующий инвестпроект оценивается в 6 млрд рублей.

Среди владельцев санаторно-курортных объектов замечены участники списка Forbes. Например, сочинским санаторием «Спутник» владеют структуры Геннадия Тимченко (четвертое место в рейтинге Forbes-2017). По данным ЕГРЮЛ, им принадлежит около 75% санатория. Оставшимися долями владеют «СМП-Банк» и бывший член его правления Максим Егунов. Санаторий имени Фрунзе в Сочи принадлежит Игорю Кесаеву (41-е место в Forbes) и Сергею Кациеву (86-е место), предпринимателям, основной актив которых – ГК «Меркурий», владеющая крупнейшим в стране продавцом сигарет «Мегаполис» и розничной сетью «Дикси». Несколько предприятий принадлежат детям известных предпринимателей и чиновников. Например, собственником пансионата «Шексна» недалеко от Сочи выступает Виктор Липухин, сын первого гендиректора «Северстали» Юрия Липухина. Совладелец геленджикского санатория «Приморье» – Сергей Чемезов, сын главы «Ростеха». Доля в санатории «Южное взморье» (Сочи) есть у Анны Ипатовой, по данным СМИ, приходящейся дочерью бывшему губернатору Саратовской области. Эту традицию планирует продолжить и младший сын генпрокурора РФ Игорь Чайка – его девелоперская компания ООО «ЮБК» планирует приобрести крымский санаторий «Зори России». «В настоящее время проводится оценка объекта, готовятся предпроектные предложения, прорабатывается возможный механизм реализации проекта», – сообщил VM директор ООО «ЮБК» Иван Баукин.

Что же так привлекает частных предпринимателей в санкуре? Начальник отдела маркетинга ООО «Санаторно-курортный комплекс «Русь» в Ессентуках Денис Гамм считает, что по сравнению, например, с отелем санаторий приносит больший доход: «В гостинице чаще всего действуют стандартные тарифы, и они очень ограничены по допуслугам. У нас около 1 500 только дополнительных платных медуслуг. 98% населения – люди больные или недообследованные. Становится все больше людей, которые потенциально готовы платить 6 тысяч рублей в сутки и больше, но не в Турции, а в России. Они устали от заграничных курортов, где можно только поесть и позагорать». Заместитель генерального директора по реализации услуг и использованию номерного фонда ООО «Лечебно-оздоровительный комплекс «Витязь» Андрей Гайдара отмечает еще одно преимущество санкура – сниженную налоговую нагрузку: «Путевки и медицинские услуги освобождены от НДС. Мы можем работать и как отель, но в итоге получается, что ценник в сутки на путевку с санаторно-курортными услугами будет такой же или дешевле, чем цена проживания и питания».

Приват да цент.png

Средние вложения в санаторно-курортный комплекс эксперты, опрошенные VM, оценили в 5 млн рублей в пересчете на одно койко-место, срок окупаемости – в 7–10 лет, а среднюю рентабельность – в 10–15%. «Сложность санаторно-курортного бизнеса в том, что это «издержкоемкая» услуга, на одного отдыхающего в среднем приходится 1,2–1,4 человека персонала. У нас высокие тарифы на отопление, горячую воду, налог на землю», – говорит заместитель директора по маркетингу компании «Алтай-West» Сергей Криворученко.

Чтобы повысить рентабельность, операторы санкура внедряют дополнительные, часто дорогие услуги, такие как спа, косметология, пластическая хирургия. «Ввели карбокситерапию, которая омолаживающе действует на организм. У нас были гости, которые говорили: «Все прекрасно, но за карбокситерапией мы регулярно ездим в Карловы Вары». И мы тоже купили специальное оборудование», – рассказывает Криворученко. Развивать спа-услуги, а вместе с ними китайскую медицину и иглоукалывание планируют и в ООО «Лечебно-оздоровительный комплекс «Витязь». «Мировая практика показывает, что популярны не лечебные, а так называемые оздоровительные программы для здоровых людей. Это современный фитнес, йога, расслабляющий массаж, диетолог, психолог – то, что дает релакс, психологическую разгрузку. Основной и самый желанный клиент санаториев, процентов 70, это женщины, а у них такие услуги пользуются спросом», – говорит Андрей Гайдара.

Еще одна явно просматриваемая в санкуре тенденция – развитие сетей. «Сетевая форма объединения санаторно-курортных организаций наиболее эффективна, она создает возможность развития в каждой организации одного наиболее значимого специализированного диагностического и лечебно-профилактического направления», – говорит председатель совета директоров АО «РЖД-Здоровье» Елена Жидкова.

санаторно-курортное лечение, ржд, ржд-здоровье, газпром, ростех, северсталь, белокуриха, тимченко, кесаев, чайка, алтай-west
Источник: Vademecum №15, 2017

Минтруд велел делиться: регулятор намерен добавить младшему медперсоналу компетенций среднего. Мнения

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»