11 Сентября 2024 Среда

Таблица омоложения
Ольга Каныгина, Марина Кругликова Косметология Мединдустрия
15 декабря 2014, 18:06
9293

По каким правилам играют лидеры западного эстетического рынка

Западная косметология концентрируется в двух «идеологических» центрах – мировое лидерство по объему манипуляций принадлежит США, а самая крупная европейская индустрия красоты локализована в Германии. При этом условия ведения бизнеса на этих двух территориях разнятся кардинально. Если в США с крупными клиниками и мейджорами эстетических инъекций отлично соседствует «черный» рынок, то в Германии отрасль жестко зарегулирована, а за малейшие нарушения косметологическим операторам грозят суровые наказания.

КЛЕЙ ПРОТИВ СИЛИКОНА

По данным International Society of Aesthetic Plastic Surgery (ISAPS), США занимает первое место в мире по количеству нехирургических косметологических процедур, к которым относятся лазерное удаление волос, неин­вазивное омоложение лица, склеротерапия, химический пилинг, лазерная шлифовка СО2, дермабразия, инъекции ботулотоксина и рас­сасывающихся филлеров. В 2013 году в стране было проведено 2,5 млн процедур, что соста­вило 21,4% от общего количества подобных манипуляций в мире. Объем национально­го косметологического рынка, по данным American Society for Aesthetic Plastic Surgery (ASAPS), составил в прошлом году $5 млрд, из которых $2,5 млрд пришлись на инъекции, а $1,9 млрд – на омоложение кожи. Рынок стремительно развивается в направлении ма­лоинвазивных вмешательств: если количество пластических операций в 2013 году увеличи­лось всего на 1%, то объем косметологических манипуляций – на 18%.

Косметология отстраивалась в США как биз­нес в 80-е годы, но пик развития индустрии пришелся на конец 90-х – начало 2000-х, когда на рынке получили широкое распростране­ние инъекционные методики. В этот период косметология пользовалась бешеной популяр­ностью: с 1997 года количество косметологи­ческих процедур в стране выросло на 500%.

Сначала отрасль держала себя в рамках кон­сервативных представлений о специализа­ции – в 90-е на рынке работали исключитель­но хирурги и дерматологи. Однако потом это правило «стерлось», и каждый штат стал самостоятельно устанавливать свои стандарты. Сейчас косметологические процедуры в США могут проводить врачи любых специально­стей. В некоторых штатах право на осущест­вление подобных услуг имеют даже медсестры, иногда лишь под контролем врача. Единствен­ное требование, которое распространяется на все штаты, – наличие у оператора лицензии на медицинскую практику.

Параллельно с легальным рынком в стране существует «черная» косметология. Мно­гие врачи здесь не гнушаются применением инъекций из «чистого» силиконового геля, масел, парафина и даже клея – субстанций, запрещенных в косметологии. Прибегать к таким материалам американских косме­тологов заставляют соображения экономии. Если пластическая операция по увеличению ягодиц с помощью силиконовых имплантатов, «как у Дженнифер Лопес», обойдется пример­но в $10 тысяч, то врачи-нелегалы обещают сделать то же самое, но с помощью инъекций (стоимость одной – всего $200). Агенты «чер­ного» рынка, у которых чаще всего отсутству­ет лицензия на работу, как правило, готовы провести процедуру вдвое дешевле легальной цены. Экономия достигается за счет низкой стоимости материалов, которые не прошли проверку FDA.

Клиенты нелегальных косметологов часто становятся жертвами собственной скупости. Например, отличие силиконовых импланта­тов от введения «чистого» силикона заключа­ется в том, что вещество может перемещаться. Организм, распознавший инородную субстан­цию, пытается избавиться от нее, что приво­дит к тяжким медицинским последствиям. Использование же вместо силикона, напри­мер, клея или парафина приводит не только к воспалению, инфицированию кожи, отми­ранию тканей, нарушению работы внутрен­них органов, но и к куда более серьезным последствиям – возможны ампутация и даже смерть. Американские СМИ переполнены сообщениями о несчастных случаях, произо­шедших с клиентами подпольных космето­логических салонов. Один из самых громких прецедентов имел место в 2011 году – 42-лет­няя американка Елена Каро обратилась к Ру­бену Маталлоне-Галвасу и его жене Кармен Торрес-Санчез, которые без всякой лицензии проводили косметические процедуры в под­собке магазина, занимающегося продажами плитки в Лас-Вегасе. Каро сделали инъекцию, как уверяли супруги, Ботокса. Поскольку никаких проблем укол не вызвал, некоторое время спустя она решилась на еще одну про­цедуру. Каро приехала в семейный магазин­чик-салон, чтобы подтянуть ягодицы также с помощью инъекций. Через несколько ча­сов после процедуры корчившуюся от боли женщину нашли на улице и отправили в больницу, где она впоследствии скончалась. Врачи-вредители пытались сбежать из США на родину, в Колумбию, но не успели – пароч­ку арестовали в аэропорту. Началось судебное разбирательство. Супруги были осуждены за непредумышленное убийство, сговор и осуществление медицинской деятельности без соответствующего разрешения. Кармен Торрес-Санчез была приговорена к трем го­дам и двум месяцам тюремного заключения, а Рубен Маталлона-Галвас – к восьми годам ограничения свободы. Также супругов обяза­ли выплатить штраф в размере $12 тысяч.

Сейчас у законопослушных американских косметологов и их коллег, работающих на «се­ром» рынке, появляются серьезные конкурен­ты – мексиканские специалисты. Основная причина, по которой американцы отправля­ются к южным соседям, естественно, демо­кратичная стоимость услуг (в среднем цены в Мексике на 40% ниже, чем в США) при вы­соком уровне медобслуживания. Стандарты подготовки мексиканских специалистов такие же, как в Европе и Северной Америке. Наи­большую популярность среди косметологи­ческих туристов заслужил город Тихуана, расположенный недалеко от границы. Многие клиники здесь специализируются на работе с американскими клиентами. Персонал сво­бодно изъясняется на английском. Пациентам предоставляются скидки на проживание в от­еле и на трансфер до границы с США.

ПОСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

По данным ISAPS, общее количество эсте­тических манипуляций, проведенных в 2013 году в Германии, превысило 310 тысяч, что составляет 2,6% от всех косметологи­ческих процедур в мире. Этот показатель ставит Германию на четвертое место мирового рейтинга (после США, Бразилии и Мексики) и делает европейским лидером косметологи­ческого рынка. Наибольшей популярностью у немецких пациентов пользуются инъекции ботулотоксина (более 162 тысяч) и филлеров (более 129 тысяч). Их доля от общего числа сделанных в 2013 году косметологических процедур составляет 93,7%. Эстетический рынок в Германии жестко зарегулирован, как в области подготовки специалистов, так и в плане требований, предъявляемых к медучреждениям.

Высшее образование для работы космето­логом можно получить двумя способами.

В немецких университетах есть специализи­рованные факультеты, обучение на которых включает четыре года бакалавриата и два года магистратуры. Выпускники считаются врачами-косметологами и получают право прово­дить любые профильные процедуры, такие как инъекции, мезотерапию и так далее. Однако подобное образование дают лишь не­сколько университетов страны.

Более распространенной формой обучения является переподготовка. По данным Немец­кого общества эстетической ботулинотерапии (DGBT) и Общества эстетической дерматологии и косметологии (ADK), косметологами, имею­щими право делать инъекции, могут работать врачи-дерматологи, а также терапевты и не­которые другие специалисты с высшим меди­цинским образованием – при условии, что они прошли соответствующую переподготовку. Кос­метологические инъекции в Германии нередко делают и пластические хирурги. Сейчас в DGBT числятся 882 врача, имеющих право на проведе­ние инъекций Ботокса, тогда как в реестре ADK представлены 217 дерматологов-косметологов.

Инъекции в Германии можно проводить только в клиниках, поэтому клиентам сало­нов красоты бессмысленно даже спрашивать о подобной услуге. Да и прочие медицинские косметологические процедуры, как правило, доступны только в специализированных кли­никах, где предлагаются только эстетические манипуляции в разных сочетаниях – пласти­ческая хирургия и косметология, или отдель­но косметология, либо дерматология и кос­метология. Нарушения любых регламентов строго наказываются. По информации газеты Bild, в 2011 году сотрудник салона красоты без специального оброзования был приговорен к полутора годам лишения свободы и де­нежному штрафу в размере 2 250 евро за то, что после сделанных им инъекций Ботокса несколько пациентов обратились с жалобами на отеки лица и уплотнения кожи.

Гарантированное строжайшим надзором ка­чество услуг делает Германию очень популяр­ной страной для косметологического туризма, в том числе у россиян. В Рунете можно найти множество предложений приобрести инъек­ционный тур в Германию. Один из рекламных сайтов публикует программы поездок по не­скольким эстетическим направлениям – до­статочно связаться с московским представите­лем немецкой компании, который расскажет обо всех подробностях. Заранее оговорена лишь цена тура, который, вне зависимости от выбранной услуги, стоит 850 евро. Косме­тологический ваучер включает консультацию специалиста, проживание в отеле и даже обзорные экскурсии, в пакет не входит только стоимость самих процедур.

врачебная косметология, эстетическая медицина

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»

Безбилетная касса. Почему России нужна система межгосударственных взаиморасчетов за медпомощь мигрантам