03 Ноября 2024

Старушка-пришивалка
Ольга Каныгина, Марина Кругликова
21 апреля 2014, 18:17
5588

В Европе правила игры в сегменте реконструктивной пластической хирургии задает государство

Реконструктивная хирургия как отрасль медицины происходит из Европы. Сейчас в большинстве европейских стран, как, впрочем, и в России, сегмент зависит от государственного финансирования и лишь в очень скромных масштабах развивается в частном секторе. Однако, чтобы провести такую операцию за государственный счет, пациенты часто вынуждены проходить непростую процедуру согласования вмешательства с органами власти и врачами казенных учреждений здравоохранения.

ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОНОС

Одной из стран, которые называют родиной европейской восстановительной хирургии, является Франция. Реконструктивная пластическая хирургия начала активно развиваться здесь еще в 1914–1918 годы, во время Первой мировой войны, когда множество людей получили серьезные травмы и увечья лица – лишились губ, щек, глаз. По данным ряда французских изданий об истории медицинских наук, из восьми миллионов мобилизованных в то время человек от 10 тысяч до 15 тысяч получили подобные повреждения, что составило около 15% от общего числа раненых. Это дало мощный толчок развитию реконструктивной хирургии – врачи стали проводить огромное количество восстановительных пластических операций с целью дать воинам шанс вернуться к обычной жизни в обществе.

С тех пор французские специалисты всегда находились на шаг впереди своих коллег из других стран, занимающихся реконструкцией. Например, первая успешная аллотрансплантация кисти была проведена именно во Франции, в Лионе, в 1998 году 48-летнему Клинту Хэлламу из Новой Зеландии, который получил серьезную травму циркулярной пилой и из-за нее лишился конечности. Руководил операцией, которая длилась 13 часов, профессор Жан-Мишель Дюбернар из больницы Эдуарда-Эррио в Лионе. Правда, спустя полгода после успешно проведенного вмешательства пациент отказался продолжить курс лечения и прервал терапию иммунодепрессантами. В результате начались осложнения, и по просьбе самого Хэллама в 2001 году в Лондоне ему ампутировали руку.

Французы гордятся тем, что в их стране была сделана и первая операция по частичной пересадке лица. Такое вмешательство провели в городе Амьен в ноябре 2005 года 38-летней Изабелль Динуар, у которой лицо было изуродовано после укусов собаки. Манипуляцией руководили глава отделения челюстно-лицевой хирургии в Университетском больничном центре Амьена – профессор Бернар Девашель и все тот же профессор Дюбернар из Лиона. В ходе операции женщине провели пересадку в области так называемого треугольника смерти, состоящего из носа, губ и подбородка. «Материал» был взят от донора, у которого наступила смерть головного мозга. Операция была проведена главным образом по медицинским показаниям: до вмешательства Динуар практически не могла есть, пить и отчетливо говорить. Поскольку повреждения пациентки были крайне серьезными, было невозможно использовать традиционный метод реконструкции – пересадку тканей с других частей тела, поэтому врачи выбрали донорский материал. Операция прошла успешно, и женщина получила возможность вернуться к нормальной жизни.

Сейчас реконструктивные операции во Франции проводятся в основном в государственном секторе здравоохранения. Финансируемая из бюджета медуслуга предоставляется людям, имеющим врожденные пороки, такие, например, как заячья губа, перенесшим тяжелые, в основном раковые, заболевания, попавшим в автокатастрофу, получившим ожоги или увечья вследствие укусов животного, и другие.

Однако подобные вмешательства за казенный счет можно сделать далеко не во всех медучреждениях, а лишь в государственных больницах или клиниках, вступивших в договорные отношения с Фондом социального страхования. А для проведения операции необходимо получить официальное одобрение медицинского совета, который должен быть уверен, что это необходимо пациенту, заявитель не является мошенником и не хочет за государственный счет реализовать свои эстетические предпочтения. Если же пациент обращается за возмещением потраченной суммы после проведения операции, то ему может быть отказано. Полная же оплата из бюджета поступает строго в том случае, если есть медицинские показания для такой операции.

АНГЛО-ГЕРМАНСКИЙ АКЦЕПТ

Аналогичная ситуация с финансированием реконструктивных операций прослеживается в Великобритании – бюджет Соединенного Королевства тоже оплачивает пластические операции только в том случае, если коррекция необходима пациенту по медицинским показаниям. Для проведения реконструктивного вмешательства за счет государства пациент должен обратиться к своему лечащему врачу, который, в свою очередь, выяснит, можно ли назначить больному какое-либо альтернативное операции лечение. Если же врач считает, что хирургического вмешательства не избежать, то пациента отправляют к еще одному, специальному, консультанту, который и принимает окончательное решение.

Особняком в сегменте реконструктивной хирургии стоит Германия. В отличие от других европейских стран, здесь основную часть пластических операций составляют именно реконструктивные, а не эстетические вмешательства. По данным Немецкого общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (DGPRÄC), в 2011 году реконструктивные операции лица и хирургия кисти занимали 70% всего сегмента немецкой пластической хирургии без учета инъекций против морщин. Совокупно немецкие пластические хирурги проводят около 1 млн операций в год, таким образом, количество ежегодно проводимых реконструктивных операций может составлять 700 тысяч вмешательств. По словам президента DGPRÄC Петера М. Фогта, такая статистика лишний раз доказывает, что пластическая хирургия – это нечто большее, чем просто хирургия красоты: «Эстетическая хирургия, как правило, базируется на навыках, которые приобретаются в реконструктивной хирургии».

Как отмечают немецкие пластические хирурги, высокий уровень реконструктивной хирургии в Германии обусловлен значительными инвестициями, которое государство направляет в развитие центров высоких технологий, в том числе специализирующихся на реконструктивной и микрохирургии. Именно поэтому Германия заслуженно считается одним из самых популярных в мире центров медицинского туризма по направлению реконструктивной хирургии, в том числе и у российских пациентов.

реконструктивная хирургия, пластическая хирургия

ТОП200 частных многопрофильных клиник по выручке за 2023 год

Евгений Шляхто: «Все устроено так, что особенно далеко ты от проблем не спрячешься»

Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций

Хаотическая одиссея. Как консолидация отрасли меняет участников ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты сентября 2024 года

Андрей Телятников: «Рынок все расставит на свои места»