На рынке иммунобиологических препаратов происходит тихая революция. За минувшие 15 лет Национальный календарь профилактических прививок менялся всего два раза, но вдруг под занавес 2013 года Госдума приняла сразу в трех чтениях закон о внесении в него прививки от пневмококковой инфекции. И какой прививки – с ее появлением 5,5-миллиардный бюджет календаря фактически удвоился.
То, что чрезвычайно прижимистый в последнее время Минфин так легко утвердил расходы на новую прививку, кажется невероятным.
Конечно, у каждого чуда должен быть автор-волшебник, и на эту роль убедительно претендует руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов.
Госкорпорация в минувшем году продемонстрировала твердое намерение взять под свое крыло отечественную иммунобиологию, учредив Национальную иммунобиологическую компанию (НИК), в которую вошли основные российские поставщики вакцин.
Но вот незадача – никто из них пневмококковую вакцину не производит, что рушит стройную концепцию «биологического щита Родины». Иностранцы уже начали выполнять хитрые обходные маневры – в сентябре в правительство ушло письмо за подписью главы РСПП Александра Шохина о том, что налажен выпуск «уникальной вакцины против пневмококковой инфекции на производственном комплексе ООО «НПО Петровакс Фарм» совместно с компанией Pfizer…»
Впрочем, наши тоже не лыком шиты: как выяснилось, наладить производство собственной вакцины взялся НИИВС – Петербургский институт вакцин и сывороток (читайте об этом в статье «Сыворотки навыворот» на стр. 9), который надеется в этом деле на поддержку «Микрогена», читай НИК.
В общем, борьба предстоит нелегкая, и в «Ростехе» это понимают, потому и стали искать для стратегического руководства НИК политического тяжеловеса. Неудивительно, что как-то сама собой всплыла кандидатура Геннадия Онищенко. Правда, при более близком рассмотрении отставной глава Роспотребнадзора выглядит не лучшим руководителем для НИК. Согласись он занять должность, ему придется смириться с кардинальной сменой ролей, что заслуженному деятелю не с руки: ведь надо будет не запрещать, а добиваться разрешения. Да, задача НИК – рынок перепахать, но и других серьезных пахарей здесь хватает, придется учитывать не только государственный интерес.
Роман Кутузов,
заместитель главного редактора