
На рынке иммунобиологических препаратов происходит тихая революция. За минувшие 15 лет Национальный календарь профилактических прививок менялся всего два раза, но вдруг под занавес 2013 года Госдума приняла сразу в трех чтениях закон о внесении в него прививки от пневмококковой инфекции. И какой прививки – с ее появлением 5,5‑миллиардный бюджет календаря фактически удвоился.
То, что чрезвычайно прижимистый в последнее время Минфин так легко утвердил расходы на новую прививку, кажется невероятным.
Конечно, у каждого чуда должен быть автор‑волшебник, и на эту роль убедительно претендует руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов.
Госкорпорация в минувшем году продемонстрировала твердое намерение взять под свое крыло отечественную иммунобиологию, учредив Национальную иммунобиологическую компанию (НИК), в которую вошли основные российские поставщики вакцин.
Но вот незадача – никто из них пневмококковую вакцину не производит, что рушит стройную концепцию «биологического щита Родины». Иностранцы уже начали выполнять хитрые обходные маневры – в сентябре в правительство ушло письмо за подписью главы РСПП Александра Шохина о том, что налажен выпуск «уникальной вакцины против пневмококковой инфекции на производственном комплексе ООО «НПО Петровакс Фарм» совместно с компанией Pfizer…»
Впрочем, наши тоже не лыком шиты: как выяснилось, наладить производство собственной вакцины взялся НИИВС – Петербургский институт вакцин и сывороток (читайте об этом в статье «Сыворотки навыворот» на стр. 9), который надеется в этом деле на поддержку «Микрогена», читай НИК.
В общем, борьба предстоит нелегкая, и в «Ростехе» это понимают, потому и стали искать для стратегического руководства НИК политического тяжеловеса. Неудивительно, что как‑то сама собой всплыла кандидатура Геннадия Онищенко. Правда, при более близком рассмотрении отставной глава Роспотребнадзора выглядит не лучшим руководителем для НИК. Согласись он занять должность, ему придется смириться с кардинальной сменой ролей, что заслуженному деятелю не с руки: ведь надо будет не запрещать, а добиваться разрешения. Да, задача НИК – рынок перепахать, но и других серьезных пахарей здесь хватает, придется учитывать не только государственный интерес.
Роман Кутузов,
заместитель главного редактора