Бюджет, выделяемый правительством США на медицинское обслуживание ветеранов, превышает $60 млрд в год. Однако, как выяснилось, эти средства не всегда доходят по назначению: когда в госпитале, так и не дождавшись медпомощи, скончались 40 ветеранов, в американских СМИ разразилась настоящая буря.
В последний понедельник мая Америка отмечает День памяти, посвященный американским военнослужащим, погибшим во всех войнах и вооруженных конфликтах, в которых США когда-либо принимали участие. По традиции, в этот день президент США произносит патриотическую речь на Арлингтонском военном кладбище. Однако 26 мая в словах президента США Барака Обамы звучал не столько пафос, сколько тревога: «События последних дней напомнили нам о том, что мы должны приложить больше усилий, чтобы выполнить свой долг перед ветеранами и их семьями, окружить их заботой и предоставить возможности, которых они заслуживают».
Под «событиями последних дней» президент имел в виду скандал, разразившийся примерно месяц назад, когда была обнародована информация о том, что в Фениксе (штат Аризона) скончались около 40 американских бывших военных, которые не смогли своевременно получить медпомощь в военном медцентре этого города. Несколько сотрудников медцентра заявили, что руководство поручило им скрывать реальное количество ветеранов, нуждающихся в медицинской помощи, так как центр не располагал возможностями оперативно обслужить всех желающих. Врач и несколько «других сотрудников» заявили, что некоторые из бывших военных ждали очереди 21 месяц, а руководство центра поручило им не включать ожидающих медпомощи ветеранов в официальные списки, для того чтобы не портить официальную отчетность. Распространенная информация не указывала на прямую взаимосвязь задержки лечения и смерти пациентов, однако вызвала большой переполох – начали поступать жалобы о том, что аналогичные злоупотребления могли иметь место в других медицинских военных центрах.
В США медицинским обеспечением бывших военнослужащих занимается специальное ведомство – Министерство по делам ветеранов. Это четвертое по величине федеральное министерство после Министерства обороны, Министерства здравоохранения и Министерства образования. Бюджет Министерства по делам ветеранов на 2015 год запланирован в размере $165 млрд, общее количество сотрудников – около 280 тысяч человек. В компетенцию министерства входит оформление ипотечных кредитов, страхование жизни, медицинское обслуживание, назначение пенсий и даже организация похорон для ветеранов Вооруженных сил США и членов их семей.
В частности, это ведомство курирует более 1 500 медицинских центров, которые предоставляют медицинскую и психологическую помощь 6,5 млн бывших военных.
Вскоре после скандала в Фениксе ассоциации бывших военных стали обращаться с аналогичными жалобами на задержки в медобслуживании в клиниках министерства, находящихся в штатах Колорадо, Техас, Миссури, Иллинойс, Северная Каролина и других.
По мнению авторов издания National Journal Джордана Карни и Стейси Капер, эти проблемы имеют долгую историю: еще со времен президента Кеннеди медицинская система Министерства по делам ветеранов периодически давала сбои. Например, в 90-е годы это было связано с тем, что система не была рассчитана на стремительное увеличение количества ветеранов, особенно получивших ранения. «Однако увеличение количества ветеранов не может быть причиной всех проблем, которыми страдают военные медицинские клиники, – считает Джонатан Кон из журнала New Republic. – Система оказания медуслуг ветеранам излишне бюрократизирована».
Сенатор-республиканец Джефф Миллер высказал мнение, что проблема заключается не в нехватке средств, а в неумелом управлении, которое осуществляет руководство Министерства по делам ветеранов. В связи с этой проблемой вспомнили предложение, уже звучавшее ранее в стенах Сената, в соответствии с которым ветеранам должна быть предложена возможность проходить лечение в частных медицинских клиниках. «Эту меру нужно было предпринять несколько лет назад», – заявил Дерек Бенетт из объединения «Ветераны Ирака и Афганистана».
Процесс подачи заявок ветеранами на лечение и записи на прием к врачам крайне усложнен и запутан, сопровождается многочисленными согласованиями. Многие документы ведутся до сих пор на бумаге. В 2012 году проверка деятельности военных клиник показала, что многие сотрудники не знали о появившихся в системе нововведениях, а тренинги персонала проводились некачественно. Тогда ведомство пообещало исправить эти недочеты, но, как заявляют члены комиссии, проводившей проверку, существенного прогресса добиться не удалось. Наконец, эксперты по вопросам ветеранов в Гарвардском институте государственного управления им. Кеннеди предложили провести коренную реформу принципов работы медицинских комиссий, присваивающих бывшим военным инвалидность.
В глазах американцев главным ответственным за нарушения оказался руководитель Министерства по делам ветеранов Эрик Шинсеки – боевой генерал, карьера которого началась на вьетнамской войне.
15 мая американские конгрессмены вызвали Шинсеки для объяснений. Руководитель министерства заявил, что информация о злоупотреблениях в медицинских центрах стала для него полной неожиданностью и повергла в шок. Шинсеки заверил сенаторов в том, что проведет тщательное расследование всех обстоятельств дела.
Пресса не без ехидства напоминает, что о проблемах военных медицинских центров в Министерстве по делам ветеранов заговорили еще в 2010 году. Тогда был даже подготовлен специальный доклад, в котором перечислялись наиболее распространенные способы уловок, к которым прибегают сотрудники медцентров для того, чтобы фальсифицировать данные. Эрик Шинсеки не мог не знать об этих злоупотреблениях, что позволяет многим сделать вывод о его профнепригодности. «Шинсеки провел почти шесть лет на своей должности без ощутимой пользы для дела», – констатирует Джо Клейн в журнале Time.
«Американский легион», самая крупная из ветеранских организаций, выступила с заявлением, в котором призвала Шинсеки уйти в отставку. «Его патриотизм и жертвенность во имя нации находятся вне всякой критики. Однако его деятельность на посту руководителя Департамента по делам ветеранов имеет совсем другой характер. Он показал себя на нем как плохой руководитель», – говорится в заявлении «Американского легиона».
«С каждым днем мы все меньше доверяем ему», – заявил Дерек Бенетт, руководитель другого объединения – «Ветераны Ирака и Афганистана».
Барак Обама отправить Шинсеки в отставку отказался.
Правящей Демократической партии США особенно неприятен тот факт, что именно на основании жалоб на неэффективность системы оказания медпомощи ветеранам вопрос о необходимости ее модернизации был еще несколько лет назад поднят Бараком Обамой, пообещавшим создать «систему XXI века».
«По большому счету, проблемы с оказанием медпомощи ветеранам связаны не столько с работой отдельного департамента, но обусловлены тем, что в целом система общественного здравоохранения представляет собой ахиллесову пяту американского общества», – убежден Джонатан Кон. Очереди и многомесячные листы ожидания характерны и для частных медицинских центров. «Их пациенты также страдают от задержек, только об этом меньше пишут в газетах», – считает эксперт.
Впрочем, это не оправдывает Барака Обаму и его администрацию, ведь именно масштабная реформа государственного здравоохранения, прозванная журналистами Obamacare, была провозглашена одним из приоритетных направлений политики Демократической партии.
Получается, что к концу второго срока администрации так и не удалось наладить работу здравоохранения в целом и медпомощи ветеранам, в частности.