29 Сентября 2023 Пятница

Служба одного ока
Дарья Шубина Мединдустрия
12 января 2015, 15:53
6191

Глобальные оптические игроки укорачивают товаропроводящие цепочки в России

Мировые гранды, даже если и замечают боковым зрением санкционные риски, прицелы от российского оптического рынка не отводят. Мейджоры производства очковых линз и медицинских оправ меняют здесь локальных дистрибьюторов на собственные торговые филиалы, а лидеры сектора контактных линз не только пристально следят за аудиторией, но и пытаются влиять на регуляторную обстановку в своем сегменте.

Оптикам в России, действительно, есть где развернуться: только за 2013 год, по данным VADEMECUM, сегмент очковых и контактных линз, медицинских оправ и солнцезащитных очков вырос на 14% по сравнению с 2012 годом и достиг объема в $3-4 млрд. Европейские рынки такой динамикой похвастаться не могут: по оценкам GFK, в 2013 году совокупный оптический товарооборот здесь вырос не более чем на 1,7% и составил 15 млрд евро. Даже с учетом этого соотношения отраслевые эксперты называют российский рынок «полупустым», прогнозируя дальнейший рост продаж и расширение инфраструктуры. По оценке маркетологов, количество салонов оптики в России должно в ближайшие пять лет удвоиться – с 3 тысяч в 2014 году до 6 тысяч к 2019 году. Говорить с таким оптимизмом о потенциальной глубине оптического рынка экспертам позволяет офтальмологическая статистика: в той или иной коррекции зрения нуждаются как минимум 40 млн россиян.

В качестве перспективной площадки для прямых продаж Россия стала рассматриваться мировыми оптическими игроками еще несколько лет назад. В 2009 году итальянский производитель медицинских оправ компания Safilo открыла в нескольких российских городах филиалы. В 2011 году международный концерн по производству очковых линз Essilor выкупил долю в компании «Оптик Мекк», входящей в дистрибьюторскую группу «ЛУЙС-Оптика». А французская компания BBGR, выпускающая очковые линзы, решилась на прямой контакт с ритейлерами в 2013-м, когда выкупила контрольный пакет акций российской Маркетинговой оптической компании.

Возвести тренд в тенденцию наблюдателей заставил один из крупнейших в мире производителей оправ – итальянская компания Luxottica в начале 2014 года открыла в России торговое представительство. Несколько лет выступавшая официальным дистрибьютором продукции Luxottica в России компания «Совер-М» срочно принялась искать зарубежному партнеру равноценную замену и, надо сказать, преуспела – на клич «свободная касса» откликнулась итальянская же компания Marcolin, третья в мире по объемам продаж медицинских оправ и солнцезащитных очков премиум-класса. А уже в декабре 2014 года, убедившись в потенции российского контрагента, Marcolin объявила о покупке 51% акций «Совер-М».

На протяжении первой половины 2014 года готовилась к новым отношениям со своим западным партнером еще одна российская дистрибьюторская компания – «Аввита», перешедшая с конца сентября под контроль немецкого концерна Rodenstock. Суммы сделок на оптическом рынке редко раскрываются, однако через контрагентов «Аввиты» в рознице VADEMECUM удалось оценить приобретенный немцами оптовый бизнес примерно в 8 млн евро.

Зарубежных оптических игроков, судя по всему, не пугают ни санкции ЕС, ни волатильность российских финансовых рынков. Покупка апробированных бизнес-решений по доступным ценам, даже с оглядкой на упомянутые риски, оказывается выгоднее работы с нуля, утверждают отраслевые эксперты. Готовые каналы продаж – несомненный козырь в борьбе с конкурентами из азиатских стран, активно предлагающих российскому потребителю очковую продукцию no name и no brand.

Деятельное присутствие мировых мейджоров ощущается и в сегменте контактных линз. Компания Johnson&Johnson, лидирующая здесь, по данным GFK, с долей в 60%, предприняла попытку повлиять на содержание регламента оказания оптометрический помощи, над проектом которого работает российская Оптическая ассоциация. В рекомендации по обращению оптических продуктов был внесен пункт, предполагающий реализацию контактных линз по рецептам с указанием торгового наименования продукта. Мотивация авторов инициативы здравая – повысить уровень безопасности пациентов, которые пренебрегают регулярным посещением офтальмолога и осмысленным подбором средств контактной коррекции зрения.

Как еще внедрение рецептурного отпуска линз может повлиять на рынок? Возможно, усложнит жизнь интернет-магазинам и линзоматам. И если первые, по оценкам Euromonitor, продавшие онлайн в 2013 году контактных линз на 4 млрд рублей (20% сегмента), наверняка готовы по необходимости подстроиться под работу с рецептами, то владельцам 800 линзоматов придется менять вендинговый ассортимент или продавать бизнес – и то и другое окажется проще и выгоднее переустройство автоматов под распознавание и прием рецептов.

оптический рынок

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»