29 Сентября 2023 Пятница

Сияние поглощения
Ольга Кучерова Фарминдустрия
4 февраля 2014, 15:00
4296

Гиганты фарминдустрии не спешат объединяться, сделав ставку на небольшие покупки и органический рост

Год назад аналитики прогнозировали грядущую консолидацию фармрынка с большим количеством мегасделок слияния и поглощения (M&A), мотивируя это необходимостью для Big Pharma догнать по темпам роста и объемам продаж остальные компании сектора. Однако вместо того, чтобы покупать друг друга, крупнейшие фармацевтические компании стали «размениваться на мелочи», в результате их доля на рынке M&A упала до нового минимума. Если в период 2007–2009 годов доля крупнейших компаний в сделках составляла 86%, а в 2010–2012 годах – 59%, то в 2013 году этот показатель рухнул до 18% – на этом рынке их теснят биотехнологические (Big Biotech) и специализированные (Speciality Pharma) компании.

Такие данные содержатся в опубликованном 27 января исследовании компании EY (входит в британскую группу Ernst&Young Global Limited) ≪Компании фармацевтической отрасли: изменение экономического потенциала и отставание в росте доходов≫. Аналитики EY пересчитали с учетом последних данных свой Firepower Index (Индекс потенциала), который определяет способность компании совершать M&A сделки, и обнаружили, что серьезную конкуренцию на рынке слияний и поглощений для Big Pharma составили крупнейшие компании биотехологического сектора, потенциал которых вырос за год на 55% против 14% роста у Big Pharma.

Оценка результатов сделок M&A принесла еще больше сюрпризов: сумма средней сделки Big Pharma составила менее $5 млрд, и этими компаниями не было совершено ни одной сделки крупнее $10 млрд. И это при том, что темпы роста продаж Big Pharma не просто замедлились, но даже ушли в минус, а на 2015 год, по прогнозам EY, отставание роста доходов крупных фармкомпаний от других участников фармацевтического рынка составит $100 млрд. Возникновение этого разрыва в 2010 году стало следствием патентного обвала и появления на рынке огромного количества дженериков. По данным IMS Health, 3%-ный рост объема продаж фармпродукции в США в 2013 году обеспечен за счет дженериков (сектор вырос на 4%). А в портфелях компаний Big Pharma – преимущественно оригинальные препараты. При этом в 2014 году общие потери выручки фармкомпаний в результате выхода на рынок конкурирующих дженериков, по прогнозам, удвоятся по отношению к 2013 году и достигнут $30 млрд.

Вследствие этого в 2013 году совокупные продажи Big Pharma окажутся на 1-2% ниже, чем в 2012 году, прогнозирует Capital IQ (сейчас имеются данные лишь на 30 ноября 2013 года). А средний уровень роста в целом по отрасли в период с 2013 по 2017 годы, как обещает IMS Health, составит 3–6% – в первую очередь за счет бурного роста биотехнологических и специализированных фармкомпаний (в два–четыре раза выше среднего по отрасли). В 2015 году совокупные продажи 25 компаний Big Biotech (включает компании с объемом продаж от $1 млрд) могут достигнуть $200 млрд.

Дополнительным ≪депрессивным≫ фактором для Big Pharma стало то, что ставка на развивающиеся рынки, которые порадовали фармкомпании ростом в 12% в 2011 году, в 2013 году не оправдалась – этот сегмент показал весьма скромный рост, не достигающий 10%. Аналитики считают, что в дальнейшем рассчитывать на них, как на фактор роста, не стоит.

В 2013 году не оправдался и расчет крупных фармкомпаний на сопутствующие бизнесы, которые могли бы компенсировать упадок в секторе ЛС: рост продаж ветеринарной, парафармацевтической, диагностической продукции и вакцин также замедлился. В этих условиях вполне логично было ожидать многомиллиардных слияний крупных компаний (что и прогнозировали многиеаналитики). Однако менеджеры Big Pharma решили иначе.

Почему же крупнейшие фармкомпании не оправдали надежд аналитиков на крупные сделки по слиянию и выбрали путь мелких и осторожных поглощений? Аналитики полагают, что вполне удовлетворенные нынешним положением дел с прибылью акционеров, крупнейшие фармкомпании делают ставку не на укрупнение бизнеса, а на органический рост. Однако, предупреждают эксперты, это весьма рискованная позиция, поскольку запуск новых препаратов принесет существенную финансовую отдачу не через год и не через два, а за это время бурно растущий биотехнологический сектор вполне может еще серьезнее потеснить столпов рынка. По оценкам EY, к концу 2013 года средний потенциал M&A биотехнологических и специализированных фармкомпаний вплотную приблизился к среднему уровню потенциала компаний Big Pharma ($35 млрд за одну покупку).

Это, кстати, еще одна причина, препятствующая росту активности крупнейших фармкомпаний – чем больше на рынке конкурентов, способных выложить за продающуюся компанию десятки миллиардов, тем выше может в итоге взлететь цена. А в такой ситуации для Big Pharma проще и вовсе не вступать в борьбу, сосредоточив усилия на покупке более мелких компаний, которые могут принести ощутимый прирост прибыли в обозримом будущем, например, за счет разработки ≪прорывных≫ препаратов. Такая тенденция была озвучена на ежегодной январской конференции JP Morgan Healthcare.

В секторе R&D компании Big Pharma тоже ведут себя суперосторожно – стремятся снижать риски и разделять финансовую ответственность за вывод на рынок новых препаратов между несколькими партнерами, поскольку инвестиции в разработку и КИ могут не принести ожидаемых дивидендов. Недавний пример подобного провала – покупка ирландской Shire (относится к сектору Speciality Pharma) компании Advanced BioHealing за $750 млн. Целью покупки была технология создания искусственной биоинженерной кожи Dermagraft. Ирландцы надеялись, что Dermagraft станет основой для создания сети клиник регенеративной медицины и принесет весомую прибыль. Однако клинические испытания новой методики лечения диабетической стопы с помощью Dermagraft провалились, в результате в январе 2014 года Shire вынуждена была бесплатно передать права на искусственную кожу американской Organogenesis. Теперь у ирландской компании осталась слабая надежда получить в соответствии с соглашением до $300 млн роялти, если технология будет все-таки когда-нибудь одобрена и Dermagraft поступит в продажу. На данный момент чистые потери Shire от этого просчета составляют $650 млн.

Понятно, что подобные истории даже самых крупных игроков на рынке заставляют осторожничать, однако, как показывает статистика, кто не рискует, тот постепенно теряет темпы роста и начинает отставать от рынка.

Тем не менее, по прогнозам экспертов EY, в 2014 году наметившиеся тенденции сохранятся: представители Big Pharma будут потихоньку, зачастую вскладчину, приобретать права на инновационные препараты в средней стадии разработки и продавать непрофильные активы, концентрируясь на нескольких узких сферах.

big pharma

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»