18 Мая 2024 Суббота

Сбор алтайских травм: как строители рехаб‑центра в Барнауле решились на серийный господряд в медицинской реабилитации
Мария Сидорова Мединдустрия
13 марта 2018, 10:44
Фото: www.baywoodsofannapolis.com
7200

Девелоперская компания «Премиум Строй» заявила о намерении создать до 2023 года в крупнейших регионах страны сеть из 15 реабилитационных клиник – при условии, что местные власти обеспечат за счет программы госгарантий загрузку этих учреждений пациентами. Совладельцы «Премиум Строя» Иван Лужаев и Николай Литовченко не скрывают, что к медицине как таковой имеют весьма опосредованное отношение – в свое время они под знаменами госкорпорации «Ростех» помогали Минздраву РФ достраивать сеть федеральных центров высоких медицинских технологий (ВМТ). В этом же инфраструктурном проекте будущие партнеры и высмотрели для себя перспективную реабилитационную нишу: их первая рехаб‑клиника откроется в 2019 году как раз при Федеральном центре травматологии и ортопедии в столице Алтайского края. Vademecum выслушал девелоперов и попытался оценить состоятельность дерзкого плана непрофильных инвесторов.

До конца 2018 года «Премиум Строй» обещает начать строительство еще трех реабилитационных центров. По словам Ивана Лужаева, локации точно пока не определены, но есть предварительные договоренности с Калининградской и Омской областями, республиками Татарстан и Алтай. Инвестиции в один объект в «Премиум Строе» оценивают в 770 млн рублей, причем на первые четыре центра у компании есть собственные средства. Для строительства еще 11 клиник общей стоимостью около 8,4 млрд рублей девелоперы намерены привлечь средства ВЭБа, который по программе софинансирования может авансировать до 70% стоимости каждого центра. 

«Инвестиции в реабилитационные центры заложены в стратегии развития ВЭБа до 2021 года», – говорит Лужаев, добавляя, что уже общался на эту тему с представителями госкорпорации. В самом ВЭБе подтвердить факт переговоров с «Премиум Строем» на момент сдачи номера в печать не смогли.

Все рехаб-центры, рассказывает Лужаев, будут строиться по единому образцу: на площади 11 тысяч кв. м расположатся стационар на 148 коек, диагностические, процедурные кабинеты, залы ЛФК и бассейн. По задумке авторов проекта, специалисты сети центров будут заниматься реабилитацией по трем профилям – травматологии, неврологии, кардиологии. Речь идет о так называемом втором этапе реабилитации, когда пациентам показаны восстановительные процедуры на третьи – пятые сутки после медицинского вмешательства, например, после ортопедических операций. 

В числе планируемых локаций «Премиум Строй», помимо уже упомянутых, называет крупнейшие российские регионы – Московскую, Ленинградскую, Самарскую, Саратовскую области, Краснодарский, Приморский и Хабаровский края. Окончательный выбор будет зависеть от воли региональных властей по предоставлению в аренду земли под застройку (собственный участок у компании есть только в одной из потенциальных локаций – в Подмосковье), но самое главное – от гарантий госзказа. 

«При 90-процентной загрузке вложения в центр окупятся за семь лет, – говорит Лужаев. – Но помощь по ОМС должны, по нашим расчетам, получать не больше 80% пациентов, хотя некоторые регионы готовы обеспечить нам и 95-процентную загрузку». 

Заложенная в проект норма прибыли в 12–15% будет достигаться за счет предоставления пациентам с полисами ОМС дополнительных услуг и собственно коммерческой реабилитации. Эту бизнес-модель Иван Лужаев рассчитал, опираясь на собственный недолгий опыт взаимодействия с предприятиями индустрии здравоохранения. С 2011-го по 2013 год он возглавлял дочернюю компанию ГК «Ростех» – филиал ОАО «ДЕЗЗ» Росздрава, который курировал строительство Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Барнауле. Его партнер Николай Литовченко в это же время работал руководителем производственно-технического отдела в головном офисе «ДЕЗЗ». А компания «Премиум Строй», по словам Лужаева, была техническим заказчиком по проекту организации сети федеральных центров ВМТ (подробнее – в материале «Вавилонская басня», Vademecum #11 (36) от 31 марта 2014 года).

После выполнения этого подряда Лужаев и Литовченко выкупили «Премиум Строй»: по данным СПАРК-Интерфакс, сделка состоялась в августе 2017 года, партнеры получили по 50% долей компании.

Девелоперам хватило нескольких лет наблюдений за происходящим в индустрии здравоохранения, чтобы понять – федеральные центры ВМТ, построенные за счет нацпроекта «Здоровье», во-первых, перегружены, а во-вторых, не располагают реабилитационными мощностями.

«Разгрузить свои больницы, – добавляет Иван Лужаев, – хотят и те регионы, в которых профильная медицинская помощь раскидана по нескольким нефедеральным клиникам».

Вооружившись этим знанием, Лужаев договорился о создании к 2019 году реабилитационной клиники при Федеральном центре травматологии и ортопедии в Барнауле с гарантированной загрузкой пациентами по ОМС. Уверенности девелоперам из «Премиум Строя» добавили намерения регуляторов утвердить модели страхового покрытия реабилитационной помощи.

По информации Vademecum, в 2017 году в 12 регионах страны прошел эксперимент по внедрению реабилитационных клинико-статистических групп нескольких нозологических профилей. Их финансовое наполнение разнится в зависимости от сложности курации пациента. Например, по данным ТФОМС Свердловской области, в 2017 году базовый реабилитационный тариф для наиболее тяжелых – третьей и четвертой подгруппы – неврологических пациентов рассчитывался в диапазоне от 46 тысяч до 85 тысяч рублей за как минимум 12 дней пребывания в стационаре.

«Тариф по травматологической реабилитации в Барнауле в среднем составляет 3,2 тысячи рублей в день, а стоимость одного дня пребывания в наших четырехместных палатах, включающая все услуги, – 4 тысячи», – говорит Лужаев, поясняя, что пациенты смогут выбрать платные одноместные палаты.

Директор по развитию Медицинского центра «XXI век» Дмитрий Середеньков считает планы «Премиум Строя» чересчур оптимистичными. «Для того чтобы работать по ОМС на 80%, реабилитационному центру придется искать возможности увеличить тариф, а также обязательно найти дополнительные источники дохода», – пояснил он, добавив, что, по его оценке, реабилитационный центр со стационаром за семь лет окупиться не сможет.

Опыт погружения реабилитации в страховые программы сейчас постепенно распространяется по всем регионам, что уже влияет на конъюнктуру рынка. По данным Аналитического центра Vademecum, только в 2017 году новые реабилитационные проекты анонсировали более 10 операторов рынка медуслуг.

Опыт взаимодействия с фондом ОМС в этой сфере уже есть у санатория ГК «Медси» в Отрадном. По оценке директора департамента медицинской реабилитации и велнеса «Медси» Елены Гусаковой, частнику заниматься реабилитацией по ОМС пока сложно: «Чтобы зарабатывать, центру нужно найти наиболее выгодный тариф, понять, какие ресурсы нужны для этого вида реабилитации, и оснастить свои профильные мощности в соответствии с требованиями Минздрава».

Тем не менее в 2018 году в рехаб-сегменте появились еще два заметных проекта, также рассчитывающих на госзаказ. Например, в Самаре 5 марта открылся лечебно-реабилитационный центр сети клиник «Медгард», которой региональное правительство уже пообещало загрузку 720 ОМС-пациентами в год (подробнее – в интервью директора УК «Медгард» Армена Мнацаканяна на стр. 9 журнала Vademecum #4 (161) от 12 марта 2018 года).

Всеми видами реабилитации займется открывающийся в ближайшее время в Геленджике филиал Института пластической хирургии и косметологии (ИПХиК). Куратор проекта, главный пластический хирург Минздрава РФ Наталья Мантурова рассчитывает получить реабилитационные госзаказы не только от фондов ОМС, но и от Минспорта и Олимпийского комитета России.

Наибольший риск быстрорастущих рехаб-проектов – кадровый голод. Столкнувшемуся с этой проблемой в Барнауле «Премиум Строю» пришлось решать ее крайне жестко – в феврале 2018 года девелоперы переманили к себе главного врача Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования Людмилу Григоричеву.

По ее признанию, сейчас для рехаб-центра подобрано около 30% сотрудников, остальных придется собирать из других клиник или доучивать. В штате центра значатся позиции неврологов, травматологов-ортопедов, терапевтов, физиотерапевтов, рефлексотерапевтов, врачей ЛФК, мануальной терапии и функциональной диагностики – всего 28 специалистов. Кроме того, необходимо заместить 60 вакансий среднего и 24 – младшего медперсонала.

«На сегодняшний день у девяти российских вузов есть компетенции для подготовки профильных специалистов – логопедов, психологов, эрготерапевтов, физиотерапевтов и медсестер для реабилитации, они все вместе ведут 30 специализированных образовательных программ, а отрасли нужно почти в пять раз больше», – считает главный внештатный специалист по медицинской реабилитации Минздрава РФ Галина Иванова.

По ее словам, врачей, которых можно переобучить для нужд реабилитации, хватает, и рано или поздно дефицит на этом уровне будет закрыт. Гораздо сложнее обстоят дела со средним медперсоналом. «По разным причинам, – рассказывает Иванова, – требования к компетенциям этих специалистов были утрачены, их подготовка фактически была свернута. Эрготерапевтов же у нас вообще никогда не было, поэтому сейчас на них учатся психологи, инструкторы ЛФК и медсестры с высшим образованием».

реабилитация, реабилитационный центр, рехаб-центры, строительство, премиум строй
Источник: Vademecum №4, 2018

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС