20 Января, 3:00

«Реклама фармпрепаратов провоцирует опасное и бесконтрольное употребление лекарств»

Анна Дерябина
20 Января 2017, 10:40
2259
Антон Беляков Фото: infoleaks.ru
Сенатор Антон Беляков – о том, почему он хочет запретить рекламу лекарств и особенно БАДов
Рынок фармацевтической рекламы в 2016 году оправился от кризиса и вновь пошел в рост, достигнув объема в 27,2 млрд рублей по итогам первых девяти месяцев, – это около 10% от всего рекламного рынка. Однако новому благополучию угрожает врач Антон Беляков, который уже пять лет – раньше в статусе депутата Госдумы, а теперь члена Совета Федерации – добивается запрета на свободную рекламу безрецептурных лекарств и БАДов. До сих пор удача ему не сопутствовала, но сенатор сдаваться не намерен. Кто виноват и что делать – Антон Беляков рассказал в интервью Vademecum.

Раньше вы активно боролись с рекламой лекарств и БАДов: делали громкие заявления в СМИ, предлагали внести изменения в закон «О рекламе». Почему в последнее время вы не выступали с новыми законопроектами?

– Сейчас я как раз готовлю очередной законопроект по фармацевтической рекламе. Планирую внести его в Госдуму в ближайшее время.

– Можете рассказать про этот законопроект?

– Не хочу говорить о нем до официального опубликования. Могу лишь сказать, что это будет примерно то же, что вносил раньше: я своих позиций не меняю.

– Давайте поговорим о том, что было раньше. В 2012 году вы внесли в Госдуму законопроект об ограничении рекламы БАДов. В законопроекте говорилось, что реклама БАДов должна быть запрещена во всех СМИ, кроме специализированных медицинских печатных изданий. Но депутаты ваш законопроект в итоге не поддержали. Почему?

– Вы знаете, у меня сложилось впечатление, что никто просто не разобрался. То ли у депутатов и членов правительства времени не было на то, чтобы в нем разобраться, то ли желания.

Плюс было противодействие со стороны производителей БАДов, которые свою позицию отстаивали и подкрепляли не только аргументами, но иногда и еще более ощутимыми основаниями для того, чтобы их точка зрения воспринималась.

– Вы хотите сказать, давали взятки законодателям, чтобы закон не был принят?

– Ну, с фонариком я не стоял, дату и место вам назвать не могу. Но никаких иллюзий на этот счет  абсолютно не питаю. Лобби компаний, имеющих оборот в 5–10 млрд [рублей] в год, очевидно, присутствует.

– Идея этого законопроекта – в том, чтобы полностью запретить рекламу БАДов на телевидении, радио, в печатных СМИ, дав возможность производителям рекламироваться только в медицинских изданиях. Почему вы выступили с таких радикальных позиций?

– Идея заключается не в том, чтобы все запретить. Вследствие недостаточного государственного контроля рынок БАДов в России формировался стихийно. Огромное количество фармпроизводителей столкнулись с тем, что они должны либо регистрировать препарат и тогда проводить клинические испытания, вкладывая в это кучу денег и времени, либо взять и быстренько «бабахнуть» некое нечто, назвав его как-нибудь вроде «Тибетская пыль» или «Коготь дракона», и начать все это дело продавать. Никаких проблем! Еще и рекламируют, обещая те же самые эффекты, как если бы это был фармпрепарат.

Идея законопроекта – в том, чтобы сформировать адекватный рынок. Если бы мы могли создать систему, при которой некорректная реклама БАДов стала бы невозможна, то никаких проблем бы не было: пожалуйста, рекламируйте БАДы, продавайте! Но, к сожалению, государство не справляется. Тогда возникают варианты: либо, если государство не может это контролировать, давайте вообще запретим рекламу и станем продавать БАДы только в аптечных сетях, предупреждая, что это не лекарство, то есть полностью закрутим гайки. Либо если вы можете это контролировать, то контролируйте! Варианты контроля очень простые. Все, что касается препаратов и БАДов, – не производитель или рекламодатель должны разместить рекламу в СМИ, а затем ФАС должна это найти, увидеть, усомниться, побежать разбираться, вызвать на собеседование и прийти к заключению, что ролик некорректный, а ровно наоборот. То есть хочешь рекламировать фармпрепарат или БАД – сначала приходишь в ФАС, показываешь рекламный материал, согласовываешь, а после этого идешь в СМИ. Такой вариант я всегда предлагал как альтернативу своему законопроекту. 

Последние пять лет ФАС и Росздравнадзор с колоссальным трудом пытаются хоть как-то противостоять рекламе, которая все равно продолжает содержать сведения, запрещенные законом. Пусть косвенно, а не так, в открытую, как это делал один производитель БАДов, обещая лечение онкологических заболеваний своим отдельным препаратом, но все же эта проблема есть.

– Вы сами тоже отслеживаете недобросовестную рекламу БАДов? Если сталкиваетесь с подобной рекламой, сообщаете об этом в ФАС?

– Конечно. Я не занимаюсь целенаправленным отслеживанием подобной рекламы, но если что-то подобное замечаю, то пишу заявление в антимонопольную службу.

– Вы также выступали с законодательными инициативами по запрету в СМИ рекламы лекарств и медицинских изделий. Какова ваша позиция по этому вопросу?

– Приведу пример. Несколько лет назад продажи кодеиносодержащих препаратов росли ежегодно стремительными темпами. Эти препараты были безрецептурными. Было абсолютно понятно, что все покупают их потому, что кодеин – это дешевый наркотик, вызывающий привыкание. Фармкомпании радовались, что у них растут объемы продаж. И мы добивались того, чтобы эти препараты не продавались без рецепта. В конце концов, так просто прийти в аптеку и купить кодеиносодержащие препараты стало уже сложно [c 1 июня 2012 года препараты, содержащие кодеин, стали отпускаться в аптеках по рецепту. – Vademecum].

К сожалению, реклама фармпрепаратов провоцирует опасное и бесконтрольное употребление лекарств. Многие люди занимаются самолечением, потребляют те лекарства, которые увидели в рекламе, хотя они могут наносить вред их здоровью. Так вот, если бы завтра все безрецептурные препараты стали бы продаваться как рецептурные, их нельзя было бы купить без рецепта, то, пожалуйста, хоть изрекламируйтесь фармпрепаратами!

– Предложения о снятии запрета на рекламу рецептурных лекарств в СМИ периодически возникают…

– Я не исключаю, что поддержу подобную инициативу при условии, что буду на сто процентов уверен, что без рецепта эти препараты не купить.

– Кто поддерживает ваши законопроекты в правительстве и Госдуме?

– Основная позиция по этому вопросу в правительстве кристаллизуется Федеральной антимонопольной службой. И, на мой взгляд, с ФАС у нас как раз есть взаимопонимание. Мы вместе сталкивались с конкретными проблемами. Я обращался в ведомство с заявлениями о нарушении закона «О рекламе» по целому ряду производителей БАДов, в том числе крупнейших. ФАС принимала соответствующие постановления об изъятии из продаж топовых позиций.

Другое дело, что сейчас начинаются процессы, связанные с импортозамещением и кризисом. Видно, что правительство начинает откатываться назад даже в вопросах рекламы алкоголя: мол, давайте больше производить и больше рекламировать, ведь надо поддерживать государственные телеканалы, а то не хватает средств на контент. На сегодняшний день этот вопрос активно продвигают СМИ, в первую очередь телевизионные каналы, которые стараются хоть как-то компенсировать у себя выпадающие доходы в связи с несколько ухудшившейся экономической ситуацией.

– ФАС выступала с инициативой включить БАДы в перечень лекарственных средств и обязать производителей проводить клинические исследования. Что вы об этом думаете?

– Я считаю, что это жест отчаяния. Он имеет право на существование, но смысл его такой: раз мы не в состоянии прекратить рекламу БАДов, обещающих клинические эффекты, давайте мы тогда будем эти эффекты доказывать. Но по своей сути БАДы не могут иметь эти фармэффекты, потому что они не являются лекарствами.

– То есть лучше все-таки совершенствовать законодательство в сфере рекламе?

– Нужно совершенствовать нормативную базу в целом и образовывать людей. Если вы посмотрите на результаты соцопросов, то увидите, что до сих пор огромное количество россиян, воспитанных на неадекватной рекламе, считают, что БАД – это не то что лекарство, а нечто большее, чем лекарство. Потому что рецепты БАДов основаны на тысячелетних традициях народной медицины. И если уж лекарства не помогли, то тогда надо БАД попробовать – уж он-то точно справится. Этот процент людей потихонечку снижается, но пока еще он довольно велик. 

эвалар, беляков, бад, реклама
Источник Vademecum
Поделиться в соц.сетях
Минздрав расширил номенклатуру медицинских специальностей
17 Января 2020, 20:01
Стадченко: ряд регионов в 2019 году некорректно спланировали межтерриториальные расчеты
17 Января 2020, 18:50
Строительство поликлиники на севере Москвы обойдется городу в 900 млн рублей
17 Января 2020, 18:38
Минздрав намерен ввести обязательное тестирование на ВИЧ-инфекцию для граждан в возрасте от 15 до 55 лет
17 Января 2020, 17:38
Санкт-Петербургский НИИ особо чистых биопрепаратов возглавит Михаил Дубина
24 Декабря 2019, 8:09
Продажа прав на бренд «Аквалор» обернулась иском в 1,84 млрд рублей
Юридический консультант «Нижфарма» (входит в холдинг Stada CIS) компания Bryan Cave Leighton Paisner объяснила, в чем суть судебного разбирательства между «Нижфармом» и производителем БАД «Фармамед» на 1,84 млрд рублей. Оказалось, что это сумма налогов, которые «Фармамеду» пришлось выплатить за продажу «Нижфарму» прав на бренд «Аквалор». Сумма сделки, состоявшейся еще в 2013 году, составила 131 млн евро.
18 Декабря 2019, 9:10
«Только зарегистрированный и качественный продукт может служить гарантией эффективности и качества самой медицинской услуги»
Компания Allergan – один из лидеров* мирового рынка инъекционной косметологии. Репутация – ключевой фактор успешности компании: строгое следование нормам законодательства, этичное отношение к ведению бизнеса и другим игрокам рынка помогают выстраивать долгосрочные отношения как с врачами-косметологами, так и с пациентами. Нина Наследухова, директор бизнес-подразделения эстетической медицины Allergan в России, рассказала, как компания сохраняет собственное реноме и какие методы использует в борьбе с контрафактом на российском косметологическом рынке.
17 Декабря 2019, 11:39
ГК «Эркафарм» намерена нарастить долю СТМ в обороте до 20%
Группа не первый год реализует СТМ в категории «парафармация», а сейчас начинает продажи под собственным брендом лекарств, включая рецептурные препараты. Запустив собственные лекарственные бренды, группа планирует нарастить долю СТМ в обороте до 20%, в том числе за счет оптовых продаж сторонним сетям.
10 Декабря 2019, 13:58
Stada приобретет бизнес украинской «Биофармы»
Дженериковая компания Stada покупает у украинского производителя иммунобиологических и безрецептурных препаратов «Биофарма» права на препараты и производственные мощности в Киевской области. Сумма сделки не раскрывается.
2 Декабря 2019, 17:59
«Эркафарм» наградил лучшие продукты в области аптечной косметики и БАДов
В Москве, в усадьбе Салтыковых-Чертковых, 28 ноября 2019 года вручили ежегодную премию Pharma Beauty Awards, учрежденную группой компаний «Эркафарм». На торжественной церемонии награждения были названы лучшие продукты в области аптечной косметики и биологически активных добавок (БАД). Специальными гостями мероприятия стали Тина Канделаки, Ирина Безрукова, Наталья Бардо, Елена Князева, Аглая Тарасова, Анна Цуканова-Котт, Алена Водонаева, Маша Цигаль, Илья Бачурин, Кристина Шаповалова, Ксения Суркова и другие.
2 Декабря 2019, 11:32
Роскомнадзор заблокировал сайт онлайн-магазина БАД «Эвалара»
В ночь на 29 ноября 2019 года Роскомнадзор заблокировал интернет-магазин «Фитомаркет», инвестором которого является «Эвалар». В компании потери от простоя площадки оценивают в 50 млн рублей в день.
29 Ноября 2019, 14:27
Сергей Белобородов
Генеральный директор сети «Медсанчасть-168»
«Если под боком клиника Мешалкина, кардиохирургией вряд ли будешь заниматься»
29 Ноября 2019, 9:36
Установлены ключевые спонсоры антипрививочной рекламы в Facebook
Группа ученых из американских университетов Джорджа Вашингтона, Джона Хопкинса и Мэриленда выяснила, какие компании стоят за продвижением пропагандирующей отказ от вакцинации рекламы в Facebook. Согласно результатам исследования, основными спонсорами таких сообщений оказались проект Роберта Кеннеди-младшего World Mercury Project и Stop Mandatory Vaccinations Ларри Кука. За их счет продвигались 54% всего рекламного контента о прививках в соцсети с декабря 2018 года по февраль 2019 года.
15 Ноября 2019, 11:52
Мединдустрия
С вами кэша не сваришь: Как медицинские онлайн-сервисы отбирают хлеб у коммерческих клиник
3836
«Квадрат-С» отстоял в московском арбитраже права на обращение БАДа Ферментозим форте
Арбитражный суд Москвы отказал немецкой фармкомпании Berlin-Chemie в удовлетворении иска о запрете обращения биологически активной добавки (БАД) Ферментозим форте от компании «Квадрат-С». Упаковка БАДа, по мнению истца, схожа до степени смешения с принадлежащей Berlin-Chemie серией товарных знаков, включающих словесный элемент «Мезим».
8 Ноября 2019, 19:27
Роспотребнадзор нашел запрещенное вещество в БАДе для потенции от Stada
В партии БАДа «Вука Вука» обнаружено содержание тадалафила – не заявленного при регистрации действующего вещества рецептурного лекарства, предназначенного для лечения эректильной дисфункции, сообщил Роспотребнадзор. Права на продвижение и продажу БАДа «Вука Вука» в России и СНГ принадлежат «Нижфарму» (входит в Stada CIS).
6 Ноября 2019, 13:20
В Казани состоится форум «Регулирование в здравоохранении»
24 Сентября 2019, 17:51
Самые важные новости прошедшей недели
8 Сентября 2019, 20:26
Уголовное дело в отношении руководства РИА «Панда» направлено в суд
3 Сентября 2019, 8:16
Роспотребнадзор предложил маркировать БАД и спортивное питание
В перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, нужно включить биологически активные добавки (БАД) к пище, специализированные продукты для питания спортсменов, а также бутилированную и природную минеральную воду, считает руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. Об этом она написала в Минпромторг.
30 Августа 2019, 13:11
Роспотребнадзор: более 300 наименований БАД совпадают или похожи на лекарства
28 Августа 2019, 20:42
Яндекс.Метрика