Сотрудники ставропольской фармкомпании ОАО «НПК «Эском» 19 апреля обратились с письмом к Президенту РФ Владимиру Путину и председателю СК РФ Александру Бастрыкину. Подписанты, как это стало модно после прямой линии президента, пожаловались на систематические задержки при начислении зарплаты и оплаты декретного отпуска, отчислениях в Пенсионный фонд и прочие нарушения. Однако истинные проблемы предприятия гораздо серьезнее: за инфузионный актив идет ожесточенная юридическая борьба между владельцами компании и ее главным кредитором – ФК «Открытие». Оппоненты наперегонки банкротят «Эском», пытаясь взять под свой контроль бизнес оценочной стоимостью 8 млрд рублей.
ОАО НПК «Эском» было создано в 1998 году, с 2001 года компанию возглавляет гендиректор Сергей Азиров. Предприятие обеспечивает выпуск более 60 наименований инфузионных и инъекционных растворов при производительности 10 млн флаконов в месяц. По данным СПАРК-Интерфакс, в июне 2015 года семья Азирова передала принадлежащие ей 99,67% акций «Эскома» кипрской компании «Самерфилд Сервисиз Лимитед», которая формально и является сейчас основным владельцем предприятия.
По данным DSM Group, в 2015 году НПК «Эском» занимал вторую строчку среди лидеров рынка инфузионных растворов с долей 9,3%. Выручка, согласно отчету самой компании, за прошлый год составила 1,8 млрд рублей. Еще 6,5% профильного рынка занимает принадлежащее концерну «Эском» петербургское ОАО «Фирма «Медполимер». Их суммарная доля рынка сравнялась с показателями лидера – тверского «Гематека», занимающего 15,8% рынка инфузионных растворов.
Дела предприятия до недавних пор шли вполне успешно, и «Эском» планировал занять до 25% рынка инфузионных растворов, но в бизнес вмешалась геополитика. В 2014 году из-за событий на Украине компания утратила основного поставщика необходимой для производства растворов медицинской тары – житомирскую «Юник Фарму». К концу 2014 года компании удалось договориться с другим производителем тары – ставропольским ОАО «ЮгРосПродукт», но к сентябрю 2015 года и эта компания обанкротилась.
Из-за проблем с упаковкой предприятие два года работало на 30% мощности, и уже по итогам 2015 года чистый убыток «Эскома» составил 546,2 млн рублей.
«В октябре 2015 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обратилось в кредитующие предприятие банки с просьбой… о реструктуризации задолженностей… Однако основной кредитующий банк – «Финансовая корпорация «Открытие» – не только не произвел реструктуризацию, но и, воспользовавшись ситуацией, предпринял меры по принудительному взысканию задолженности», – говорится в обращении компании «Эском» к отраслевой общественности и СМИ (есть в распоряжении VМ).
Правда, в этом обращении ничего не сказано о другом претенденте на увязшее в долгах предприятие. В январе 2016 года свой иск о банкротстве «Эскома» подала ставропольская компания «ЭСТМедикал», которой, по данным СПАРК-Интерфакс, руководит Андрей Водолазкин – один из членов совета директоров того же «Эскома». Единственным учредителем «ЭСТМедикал» с 15 марта 2016 года значится Мариам Газикова, которую рядовые сотрудники «Эскома» знают как бывшую домработницу Сергея Азирова.
И без того запутанная ситуация осложняется тем, что преимущественное право на рассмотрение иска о банкротстве «Эскома» принадлежит «ЭСТМедикал». Может быть, именно поэтому банк «Открытие» переуступил свои имущественные претензии к «Эскому» некоему ООО «Байкал». «Юридически «Байкал» не аффилирован с банком, однако это их внутренняя компания», – рассказал VM юрист «Эскома» Геворк Халатян. Так о чем же спор? Суммарно требования «Открытия», а теперь «Байкала», к предприятиям ГК «Эском» составляют более 2 млрд рублей. При этом банк при помощи ООО «Бюро оценки бизнеса» установил, что стоимость ставропольского завода «Эском» составляет 633,5 млн рублей. То есть, дождавшись своей очереди в суде по поводу банкротства, «Байкал» может получить контроль над компанией за долги «Открытию». В «Эскоме», естественно, с такой оценкой не согласны: по данным отчета от 18 октября 2013 года, выполненного консалтинговой группой «НэоЦентр», стоимость 100% пакета акций ОАО «НПК «Эском» составляла почти 8,2 млрд рублей. «Самостоятельно оценив акции, банк «Открытие» хотел в досудебном порядке отнять их, не уведомив нас об этом, – говорит Геворк Халатян. – При этом их стоимость была занижена более чем в десять раз. А вообще сейчас в суде рассматривается обоснованность введения процедуры банкротства в отношении «Эскома». В ФК «Открытие» комментировать ситуацию отказались. Телефоны ООО «Байкал», обозначенные в СПАРК-Интерфакс, молчат.