27 Июля 2024 Суббота

Разделали под Durex
Василий Когаловский, Екатерина Макарова, Анна Петрошай Фарминдустрия
1 декабря 2015, 11:04
10657

Reckitt Benckiser ушла с рынка медицинских расходных материалов.

Британская компания Reckitt Benckiser (RB), владелец брендов Nurofen, Clearasil, Vanish и Durex, избавилась от своего российского дистрибьютора «Медком‑МП», специализировавшегося на реализации медизделий. RB продала 100% акций этой компании другому британскому холдингу – Prologics UK LLP, владеющему сейчас в России разноплановыми активами, в том числе компанией по подбору персонала Work Service, универмагом Debenhams и логистической фирмой Prologics. В «Медком‑МП», годовая выручка которого в прошлом году превысила 12 млрд рублей, новые владельцы получили только b2b‑направление – продажи медицинских расходников. Всю линейку презервативов под брендами Durex, Contex, «Соблазн» и другими, обеспечивавшую половину продаж «Медком‑МП», продолжит реализовывать RB.

О том, что RB завершила сделку по продаже 100% ООО «Медком-МП», VM рассказали сразу несколько участников рынка медицинских изделий. «Сделка состоялась в конце сентября, в октябре компания провела двухнедельную инвентаризацию, на время которой прекратились поставки продукции. Но сейчас все отгрузки возобновились», – уточнил один из собеседников VM.

Представители «Медком-МП» комментировать сделку отказались. Однако информацию о приобретении дистрибьютора подтвердил VM председатель правления и гендиректор Prologics UK Пол Софианос: «Мы были заинтересованы в выходе на российский рынок медицинских изделий, который станет одним из наших приоритетных направлений в ближайшие годы. И «Медком-МП» по многим показателям стал для нас подходящим партнером». По данным СПАРК-Интерфакс, 100% ООО «Медком-МП» на сегодняшний день принадлежит компании Prologics UK LLP. О завершении сделки по продаже ООО «Медком-МП» говорится и в финансовом отчете RB за III квартал 2015 года.

По словам собеседников VM, Prologics UK приобрела только b2b-подразделение «Медком-МП» – направление, отвечающее за дистрибуцию перевязочных материалов, перчаток и другой продукции, ориентированной в первую очередь на клиники. Реализацию товаров для потребителей, в том числе презервативов под брендами Durex, Contex и другими, RB оставила за собой. «Нас совсем не интересовал сегмент презервативов, мы планируем сосредоточиться сейчас на продаже фармацевтических и медицинских изделий», – говорит Пол Софианос.

О том, что RB планирует избавиться от направления медицинских расходников, на рынке стало известно еще несколько месяцев назад, – свидетельствуют собеседники VM. «Уже с начала года бизнес «Медком-МП» предлагали многим российским и международным компаниям. Продавцов консультировала компания KMPG», – говорит топ-менеджер крупной аптечной сети. Эту информацию подтвердили VM и источники в KPMG. Неожиданностью для отрасли стало лишь имя приобретателя – до сих пор британская Prologics UK LLP никак не проявляла себя на медицинском рынке. Так почему же RB, так долго искавшая покупателя, остановилась на непрофильной компании? И почему вообще решила уступить кому-либо российского дистрибьютора?

«Медком-МП», один из крупнейших отечественных поставщиков медизделий, меняет владельцев уже третий раз за свою историю. Дистрибьютор вышел на рынок еще в середине 90-х и развивал реализацию двух номенклатурных групп – продукции для клиник (перчатки, шприцы, перевязочные материалы) и потребительских товаров. Причем основную долю доходов компании в последней категории составляли продажи презервативов: сначала американских Lifestyles, потом Durex британской компании SSL International и, наконец, собственных брендов, заметнейшим из которых стал Contex. В середине 2000-х компания была одним из ведущих игроков на рынке перевязочных материалов и абсолютным лидером на рынке презервативов. Contex, в частности, лидировал в сегменте по продажам – как в натуральном, так и в денежном выражении.

Тогда-то быстрорастущий бизнес «Медком-МП» поглотил их партнер – компания SSL International. А в 2010 году и саму SSL купил за 2,5 млрд фунтов стерлингов международный холдинг со штаб-квартирой в Великобритании – Reckitt Benckiser, производящий потребительские товары для дома, гигиены и здоровья. В результате этой сделки владельцем 100% ООО «Медком-МП» стала структура RB Beleggingsmaatschappij Lemore B.V. Участие в капитале ООО «Медком-МП» международного холдинга благотворно сказалось на финансовых результатах российского дистрибьютора МИ. По данным СПАРК-Интерфакс, с 2010 по 2014 год выручка компании выросла на 65% – до 12,4 млрд рублей. По словам источника, близкого к «Медком-МП», оборот примерно поровну делили две категории товаров: линейка презервативов и расходные материалы для клиник, среди которых одним из локомотивных брендов были перевязки Silkofix египетской компании Pharmaplast.

Тем не менее уже в 2014 году RB приняла решение продать «Медком-МП», что укладывалось в ее глобальную стратегию по избавлению от непрофильных активов. Например, в прошлом году RB выделила в отдельный бизнес и провела размещение на Лондонской фондовой бирже акций британского фармпроизводителя Indivior. К концу 2014 года RB присоединила продажи презервативов в России к своему дивизиону Consumer Health Brands. В активе «Медком-МП» осталась лишь b2b-номенклатура: перевязочные материалы, перчатки, маски и другие расходники для клиник. «Где-то с мая мы перестали продавать презервативы. У нас остался только госпитальный сегмент, а презервативы – у Reckitt Benckiser», – подтвердил VM представитель филиала «Медком-МП» в Казани.

Эту усеченную модель крепкого российского оптовика RB и начала предлагать потенциальным покупателям. Пол Софианос из Prologics UK отмечает, что интересы RB и его холдинга здесь удачно совпали: «Мы как раз искали партнера на рынке медицинских изделий в России. И почти сразу остановили свой выбор на «Медком-МП», у этого дистрибьютора очень сильная логистическая база – 40 складов по всей стране. Не так много компаний в России, имеющих охват от Владивостока до Махачкалы». Впрочем, судя по официальной отчетности RB, сама компания не считает сделку удачной. В финансовом отчете холдинга за III квартал этого года говорится, что убытки холдинга, полученные при отчуждении «Медком-МП», составили 55 млн фунтов стерлингов, из которых 35 млн фунтов стерлингов – из-за значительного ослабления курса российского рубля с момента продажи актива. Да и в целом, говорится в документе, из-за валютных колебаний перспективы российского рынка пока остаются неопределенными. Сумму сделки представители RB и Prologics UK не комментируют. Представители компаний – поставщиков перевязочных материалов оценивают 100% дистрибьютора в несколько сотен миллионов рублей.

После завершения сделки в «Медком-МП» поменялся генеральный директор. Мирт Альварадо Рамон Антонио передал бразды правления компанией Алексею Супову, который, как пояснили в Prologics, и раньше входил в топ-менеджмент «Медком-МП». «Алексей Супов, по сути, исполнял значительную часть обязанностей генерального директора. Сейчас все встало на свои места», - говорит собеседник VM.

По уверениям Пола Софианоса, основная команда дистрибьютора сохранена (подробнее о планах Prologics по дальнейшему развитию «Медком-МП» – в интервью с председателем правления британского холдинга). Источники VM в компании говорят, что пока смена владельца никак не отразилась на взаимоотношениях оптовика с контрагентами. «Как нам говорят, в ближайшие пять лет бизнес будет развиваться без каких-либо значимых изменений», – говорит представитель «Медком-МП» в Саратове.

По словам опрошенных VM участников рынка, случившиеся преобразования скорее повлияют на рыночную перспективу продуктов потребительской линейки RB – презервативов. «RB рассматривала разные варианты развития этого направления – например, от снижения позиций Contex, который не является их собственным брендом, до полного ухода этой марки презервативов с рынка», – говорит один из собеседников VM, осведомленный о планах компании. В RB соответствующий запрос VM оставили без ответа.

Представители оптовых и розничных компаний – партнеров RB информацию о грядущей перетряске продуктового портфеля не подтверждают. По словам Елены Ивановой, менеджера по связям с общественностью ГК «Мегаполис», занимающейся дистрибуцией контрацептивов марок Contex и Durex, на деятельность их компании сделка никак не повлияет.

«Сейчас все зависит от RB, – полагает генеральный директор республиканской аптечной сети Татарстана «36,6» Артур Уразманов. – Contex и Durex пока занимают 65–70% рынка, это очень хорошая доля. А вообще, «Медком» предоставлял лучшие условия по презервативам, чем RB, которая стала сокращать издержки, да и в целом ведет более жесткую политику». Впрочем, с такой оценкой поведения RB согласны далеко не все представители фармритейла. «Мы пока никак на себе не ощутили последствий этой сделки. Контракты с «Медкомом» и RB у нас заключены до конца 2016 года, изменений в них не было», – уверяет генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.

«Презервативы как бизнес меня никогда не интересовали»

Глава британской Prologics UK LLC – о стратегии компании на российском рынке медизделий

Текст: Ольга Гончарова

В течение нынешней осени Prologics UK LLC, до сих пор мало известная в России, провела на отечественном рынке масштабную экспансию. В сентябре британская компания закрыла сделку по приобретению 100% ООО «Медком-МП», а в прошлую пятницу, 27 ноября, ее дочерняя структура Reviva Holdings Ltd объявила о покупке за 5 млн евро российских универмагов финской Stockmann. Председатель правления и гендиректор Prologics UK LLC Пол Софианос рассказал в интервью VM, почему его компания так активно заинтересовалась российским рынком, как собирается развивать медицинскую дистрибуцию и почему поддерживает российские власти в их политике импортозамещения.

– В ноябре на рынке стало известно сразу о двух проведенных вами крупных сделках. С чем связана такая M&A-активность Prologics UK LLC в России?

– На самом деле в нашем интересе к российскому рынку нет ничего удивительного. Я сам живу здесь уже около 20 лет – раньше возглавлял российское подразделение компании PepsiCo, потом работал в других компаниях, а также в Американо-Российском инвестфонде. А в 2004 году мы с моим кузеном и другом Полом Кристодулу решили создать собственную компанию Prologics UK LLC. Тогда мы видели большие перспективы в логистическом бизнесе в России, поэтому нашим первым активом здесь стала транспортная компания Prologics. В 2008 году мы купили Work Service, а уже через четыре года она вышла на биржу, но и после этого мы остались мажоритарными акционерами в этой структуре. Сейчас это наша самая крупная инвестиция, компания оперирует в 15 странах, включая Россию. В прошлом году мы инвестировали в Reviva Holdings Ltd, развивающую в России универмаг Debenhams, и получили в этой компании миноритарную долю. Ну и, наконец, в этом году завершили две сделки – по покупке Stockmann и «Медком-МП». Причины этих M&A очень просты – мы верим в перспективы этих двух рынков и нам подвернулись хорошие возможности быстро вырасти в этих сегментах.

– Сделка с «Медком-МП» завершилась в сентябре. Вы уже успели провести какие-либо изменения в компании?

– Нет, конечно! Я до сих пор изучаю имена сотрудников. Но если серьезно, то мы не планируем проводить в этой структуре никаких серьезных перестановок. Здесь есть люди, которые работают 10–12 лет в этом бизнесе, и все они – профессионалы своего дела. Мы сейчас очень довольны той командой, которую получили. Но, безусловно, как и любая организация, мы изучаем рынок и смотрим в сторону тех сегментов, в которые могли бы выйти. Сейчас у «Медком-МП» 12 крупных поставщиков, но мы собираемся значительно увеличить это количество уже в следующем году.

– В сделку не вошел потребительский «хит» – презервативы. Как вы считаете, компания сильно пострадала от их потери?

– Презервативы как бизнес меня никогда не интересовали, и мы с самого начала не собирались покупать эту линейку. Конечно, это направление занимало значимую долю в общей выручке компании. Но мы считаем, что сможем очень быстро восстановить потребительский сегмент в бизнесе дистрибьютора за счет новых фармацевтических брендов. В частности, сейчас мы очень внимательно смотрим на препараты, которые поддерживают здоровье детей и беременных женщин. Думаю, что за счет расширения линейки мы очень быстро достигнем прошлогодних показателей «Медком-МП», когда они еще продавали линейку презервативов. А фармацевтический и медицинский бизнесы будут занимать примерно равные доли в выручке.

– Помимо Durex, у «Медком-МП» был и собственный сильный бренд Contex. Планируете включать новые собственные продукты в портфель компании?

– Да, мы сейчас думаем об этом. Но окончательное решение зависит от того, как будет развиваться рынок.

– В государственном госпитальном сегменте сейчас значительно сокращается объем закупок медизделий. Вас это не пугает?

– Конечно, мы понимаем, что российский медицинский рынок сейчас на пороге больших изменений. Коммерческий сегмент будет, безусловно, расти, финансирование государственных госпиталей будет сокращаться, а их расходы – увеличиваться. Тем не менее и той и другой категории клиник будут нужны качественные перевязки и другие материалы для хирургии по приемлемой цене. В этот момент мы хотим оказаться на рынке и стать ведущим поставщиком расходных материалов для таких учреждений.

– Сейчас российские власти ведут активную политику импортозамещения. Как это, на ваш взгляд, может повлиять на рынок в целом и на бизнес «Медком-МП» в частности?

– Я считаю, что политика импортозамещения – очень хорошая идея. Пришло время находить и развивать медицинские изделия высокого качества в России. Непонятно, почему, например, здесь могут производить презервативы такого же качества, как в США, но при этом совсем не производят хирургические инструменты, которые делают даже в Малайзии. Мне кажется, должны быть приняты меры, чтобы стимулировать отечественных производителей и сделать их продукцию конкурентоспособной. Мы как дистрибьютор не только собираемся сотрудничать с российскими производителями медизделий, но и всеми способами стимулировать их на дальнейшее развитие. Мы будем помогать им изучать рынок и находить на нем перспективные ниши.

reckitt benckiser, durex, contex, медком‑мп

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении