По данным International Agency for Research on Cancer, ежегодно в мире регистрируется 600 тысяч новых случаев рака шейки матки (РШМ). Каждый год от РШМ умирают около 300 тысяч женщин – большинство летальных исходов приходится на страны с низким и средним уровнями доходов. При этом РШМ – одно из немногих онкологических заболеваний, которые можно предотвратить с помощью профилактических мероприятий. К таковым ВОЗ относит скрининговые программы и вакцинацию подростков против связанного с РШМ вируса папилломы человека (ВПЧ). Инвестиции в программы предупреждения РШМ позволили ряду европейских и североамериканских стран в разы сократить смертность в этой группе онокобольных. VM попытался разобраться, почему в России до сих пор не разработана национальная программа скрининга, а вакцинация против ВПЧ проводится точечно и бессистемно.
ГДЕ ОНКО, ТАМ И РВЕТСЯ
Внедрение скрининга в онкологии сродни «длинным» деньгам – результаты инвестиций становятся заметны далеко не сразу. Примерно за 30 лет проведения скрининговых мероприятий в европейских странах смертность от РШМ снизилась там на 50–70%. Досадно, что одним из первых государств, внедривших схожую с современным скринингом систему обследования, был СССР, однако преемственности не получилось: РШМ занимает в России лидирующие позиции в структуре злокачественных образований у молодых женщин.
В 2012 году в России РШМ был впервые диагностирован у 15 051 женщины, за предшествующие пять лет, по данным Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина (РОНЦ им. Н.Н. Блохина), прирост заболеваемости РШМ составил 12,2%. В общей структуре злокачественных образований у женщин по количеству случаев РШМ находится на пятом месте.
Однако еще более удручающим обстоятельством является тот факт, что РШМ занимает максимальную – 21,9% – долю среди всех онкозаболеваний женщин активного репродуктивного возраста 15–39 лет, лидируя в этой возрастной группе в качестве причины смерти. «Заболеваемость растет среди самых молодых женщин, мы теряем способность к деторождению у этих женщин, а в худшем случае – и самих женщин», – говорит руководитель отдела организации противораковой борьбы НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова Вахтанг Мерабишвили.
Тревожнее звучит еще одно замечание экспертов: РШМ «молодеет». «Возраст, когда может быть выявлен не только преинвазивный, но и инвазивный РШМ, снижается, это чаще всего женщины моложе 30 лет. Это связано с ранним началом половой жизни – 14–16 лет – и ранним инфицированием ВПЧ высокого онкогенного риска. В моей практике самой молодой больной, которая погибла от традиционной формы РШМ, было 18 лет, сейчас умирает женщина 20 лет – на момент выявления заболевание уже перешло в третью стадию, мы ей, увы, ничем помочь не можем», – признается онкогинеколог, старший научный сотрудник научно-консультативного отделения РОНЦ им. Н.Н. Блохина Любовь Короленкова.
Развитие инвазивного рака из предраковых заболеваний шейки матки обычно длится 10–15 лет. Именно поэтому ВОЗ настаивает на внедрении национальных скрининговых программ, способных обнаружить патологию на раннем этапе, когда лечение будет эффективным – организация разработала специальные рекомендации для борьбы и предотвращения РШМ.
«Эффективность скрининга доказана при раке молочной железы, предстательной железы и колоректальном раке. Но лучше всего на скрининг реагирует РШМ», – утверждает Елена Кутырина, менеджер направления «Женское здоровье» компании Becton, Dickinson and Company, производящей диагностическое оборудование.
Клиницисты подтверждают этот тезис. «РШМ – уникальный объект для скрининга: развивается поэтапно, имеет четкие клинические формы, у женщины есть 10 лет на своевременную диагностику», – говорит Вахтанг Мерабишвили.
Скрининг предполагает периодическое обследование условно здорового населения и помогает выявить предпатологию или патологию на раннем этапе. «Главной целью цервикального скрининга является не инвазивный рак, а предраковые поражения до этапа преинвазивного рака – тогда возможно несложное и высокоэффективное вмешательство, при котором сохраняется детородная функция и фертильность женщины практически не снижается», – поясняет Любовь Короленкова. ВОЗ рекомендует обследовать женщин 25–65 лет один раз в три–пять лет, впрочем, начальный возраст скрининга и частота наблюдений зависят от финансовых возможностей государства.
«Существуют 84 схемы скрининга для РШМ, из них семь сохраняют максимальную продолжительность жизни при минимальных затратах, – утверждает Елена Кутырина. – Экономическая эффективность этих мероприятий, то, как программы влияют на заболеваемость и смертность, просчитаны».
В большинстве европейских стран система обследования женщин четко отлажена. «В Финляндии, например, при канцер-регистре есть отдел, который занимается цитологическим скринингом. Раз в пять лет в муниципалитеты – будем говорить, в участковые ФАПы, – поступает информация о том, кто в этом году должен быть вызван на скрининг. Система отработанная, – рассказывает заведующая цитологической лабораторией Новгородского онкологического диспансера Ольга Иванченко. – Эти медучреждения работают с раннего утра до позднего вечера, в течение года женщина может запланировать визит. Если в обозначенный период она не приходит, ей высылают устройства, позволяющие самостоятельно взять материал и отправить его в лабораторию. Между ЛПУ и загсами заключены договоры, позволяющие медучреждениям получать актуальную информацию о численности населения, возрастном и пофамильном составах. При этом все ЛПУ имеют доступ к информационной системе, в которой отражены результаты осмотра и лечения – эти данные видит каждый врач на территории страны». За 20 лет показатели смертности от РШМ в Финляндии снизились на 50%, отмечают онкологи. Скрининговые программы, внедренные в Канаде, США, Швеции, Дании и Исландии, привели к еще более внушительному результату – снижению смертности на 70% (подробнее о мировой практике см. в материале «Санкции по пакетам» на стр. 30).
Российские онкологи предъявить подобные результаты, увы, не могут – скрининговая госпрограмма в нашей стране пребывает в стадии невнятной нормативной декларации.
«Когда говорят, что у нас есть скрининг – это неправда. У нас есть ранняя диагностика [выявление заболевания в тех случаях, когда пациент сам обращается к врачу. – VM]. Эти понятия путают – или специально, чтобы подтасовать факты, или от безграмотности», – категорична в оценках Елена Кутырина.
Руководитель цитологической лаборатории НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова Виктор Новик полагает, что эффективный скрининг невозможен без централизации управления всеми этапами процесса исследования – от подготовки диагностируемой аудитории до обобщения результатов анализов. Но пока даже в теории, на бумаге ведомственных документов, попытки организовать нечто похожее на скрининг выглядят неубедительно.
В ноябре 2012 года Минздрав издал приказ №572, утверждающий порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», где, в частности, прописан «цитологический скрининг на наличие атипических клеток шейки матки» при проведении профилактических осмотров женщин. Однако ни о регулярности обследований, ни о целевых возрастных группах в документе не говорится. Ответы на эти принципиальные для скрининга вопросы Минздрав дал в декабре 2012 года, выпустив приказ №1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения». Согласно описываемому здесь регламенту, фельдшер или акушерка раз в три года должны проводить осмотр и брать мазок на цитологическое исследование у женщин – от 21 года до 99 лет включительно. Кроме того, раз в три года акушер-гинеколог должен проводить осмотр женщин, чьи анализы продемонстрировали патологические изменения. Таким незатейливым образом в стартовавшую в 2013 году программу диспансеризации был включен онкологический компонент.
Описанные в ведомственных приказах регламенты обследований вызывают у онкоспециалистов массу вопросов. «Предполагается, что гинеколог знает всех женщин по месту прописки и будет их приглашать. При этом каждый мазок учитывается просто как «галочка», никто не разбирается, что одной женщине сделали 10 мазков, а другая 10 лет не была у гинеколога, – указывает на огрехи системы Елена Кутырина. – Количество цитологических мазков увеличивается на 30% ежегодно, но в то же время заболеваемость и смертность от РШМ растет».
При этом, свидетельствуют специалисты, полученные данные нигде не учитываются, не анализируются и не контролируются, процент охвата женщин неизвестен.
«Обратной связи не существует, – возмущается заместитель директора РОНЦ им. Н.Н. Блохина Давид Заридзе. – Цитологический мазок посмотрели, но дальше не знают, что происходит с человеком, у которого первичный диагностический тест показал подозрение на рак». По мнению онкологов, скрининговая программа не работает прежде всего потому, что ее внедрением занимаются специалисты абсолютно иного профиля. «Минздрав поручил все Научно-исследовательскому центру профилактической медицины, в области онкологии они вообще ничего не понимают, – считает Заридзе. – Недавно Бойцов [главный специалист по профилактической медицине Минздрава. – VM] заявил, что в 2013 году диспансеризацию прошли 29,6 млн человек, в этой популяции выявили 270 тысяч больных раком – больше 1,3%. Это говорит о том, что он вообще не разбирается в проблеме. По его цифрам получается, что заболеваемость раком составляет 1 300 случаев на 100 тысяч человек. Фактически же этот показатель выглядит совершенно иначе – 460 случаев. То есть они нашли виды рака, которые не существуют, таких цифр быть не может – это понятно, если посмотреть любую онкостатистику – и российскую, и мировую».
Подобная некомпетентность действующих лиц тем более удивительна, что внедряемая повсеместно скрининговая идеология фактически была сформулирована отечественными специалистами. «СССР – единственная страна в мире, которая после войны наладила цервикальный скрининг, – рассказывает заведующий кафедрой акушерства, гинекологии и репродуктивной медицины РУДН Виктор Радзинский. – Конечно, он был примитивным, но именно эта система была рекомендована ВОЗ в 1978 году всему миру как образец. Куда бы ни пришла женщина – в ФАП или в огромную московскую поликлинику к стоматологу, – ее не записывали на прием, пока она не пройдет ежегодный профилактический осмотр – тогда он не назывался скринингом». В 1976 году Министерство здравоохранения СССР выпустило приказ №425 «О мерах по дальнейшему улучшению и развитию онкологической помощи населению», в котором, в частности, содержалось положение о работе смотровых кабинетов. В том же году в стране были созданы централизованные цитологические лаборатории. Вскоре стало очевидным, что скрининг резко повышает выявляемость предраковых заболеваний. Увы, во время Перестройки смотровые кабинеты по недомыслию или бедности были ликвидированы, система профосмотров развалилась.
РАЗМЫТЫМИ МАЗКАМИ
Внедрение скрининговых программ требует капитальных финансовых и организационных затрат, эффективность которых видна далеко не сразу. Вероятно, этим и объясняется пассивность управленцев, ответственных за профилактику РШМ. «Невозможно здесь и сейчас получить результат, и, например, главным онкологам неинтересно заниматься скринингом, – рассказал VM на условиях анонимности предприниматель, занятый в сфере лабораторной диагностики. – Им спускают задание – необходимо снизить смертность на 5% в следующем году, и они не хотят заниматься скринингом, а лучше закупят фармпрепараты».
По свидетельству сразу нескольких собеседников VM, заинтересованные группы специалистов неоднократно направляли в Минздрав предложения по организации скрининга РШМ, однако ответов по существу от ведомства не последовало. Эксперты солидарны в том, что организация скрининга потребует значительных вложений, но сколько-нибудь точной суммы требуемых инвестиций назвать не могут. В Минздраве, куда VM обращался с запросом о перспективах организации национальной программы скрининга, ни подробными, ни приблизительными планами государства на этот счет не делятся.
В распоряжении VM оказался проект национальной программы скрининга, разработанный в 2012 году по заказу одной из компаний – производителей диагностических систем. «В 2011 году совокупные затраты РФ в связи с заболеваемостью РШМ составили 112,12 млрд рублей, а предполагаемые затраты за последующий шестилетний период составят в целом 171,5 млрд рублей», – прогнозируют авторы проекта. При этом, по их подсчетам, «затраты при введении программы скрининга, включая стационарное диагностическое лечение пациенток с РШМ, первичное обследование раз в три–пять лет женщин в возрасте 30–69 лет при охвате 80%, углубленное обследование всех пациенток с выявленными дисплазиями, составят 167,8 млрд рублей за шесть лет. Таким образом, уже через шесть лет после введения программы экономия бюджета составит почти 4 млрд рублей за год, при этом число заболевших будет снижаться ежегодно».
Специалисты, ратующие за скорейший запуск национальной скрининговой программы, готовы на первых порах на сужение рекомендованной ВОЗ аудитории исследования. «Считается, что идеальный скрининг – это ежегодный осмотр здоровых женщин от 25 до 65 лет, – говорит ведущий научный сотрудник отделения онкогинекологии НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова Елена Бахидзе. – Но это большие затраты. До 25 лет выявляемость преинвазивного рака не превышает 8% – это невыгодно. А после 65-ти – не имеет смысла, если эти женщины подвергались скринингу ранее. Мы должны выбирать свою модель скрининга, понимая, что идеальную модель не поднять экономически. И реально нужно смотреть на вещи – проводить скрининг каждые 5–10 лет».
Программная профилактика РШМ в России помимо финансовых барьеров встречает идеологические: среди отечественных специалистов нет консенсуса по вопросам выбора инструментов и методик исследования. Онкологи, гинекологи и цитологи не могут прийти к единому мнению, с какого именно исследования нужно начинать скрининг РШМ – цитологического или ВПЧ-теста. ВОЗ для масштабных программ рекомендует цитологический мазок, а при достаточных ресурсах государства предлагает дополнять цитологию ВПЧ-тестированием женщин старше 30 лет.
Но с эффективностью цитологического скрининга тоже есть проблемы, говорят эксперты. «Работы, основанные на госпитальных данных, показывают, что 47% госпитализированных по поводу РШМ женщин подвергались адекватному цитологическому скринингу, – рассказывает Елена Бахидзе. – Доказано, что РШМ не развивается без ВПЧ». Но, по ее мнению, начинать скрининг с ВПЧ-теста нецелесообразно: считается, что не более 1% всех инфицированных ВПЧ женщин заболевают, потому что в большинстве случаев вирус элиминирует – самостоятельно устраняется.
К сожалению, экономическую эффективность той или иной схемы скрининга никто не просчитывал. «Нет четких данных о том, что ВПЧ-тест выгоден, – говорит Бахидзе. – Комбинация тестов – цитологии и ВПЧ – обладает большей ценностью в отношении выявления патологии. Может оказаться, что проведение двух тестов раз в шесть лет более выгодно, чем ежегодные цитологические исследования. Если будем разрабатывать программы скрининга, думаю, эти данные нужно учитывать».
Есть среди отечественных специалистов последователи модели, предложенной в 2013 году американской National Comprehensive Cancer Network: начинать скрининг с 21 года, до 30 лет проводить только цитологию, а после 30 лет, если у государства есть возможность, дополнять ее ВПЧ-тестированием. Другие специалисты полагают, что современный скрининг непременно следует начинать с ВПЧ-тестирования, а возраст аудитории – понижать до 25 лет.
НЕ ДОРОЖЕ ДЕТОК
Разнообразие мнений нивелирует лишь цена вопроса. ВПЧ-тесты, в отличие от цитологических исследований, не покрываются бюджетами ОМС и представлены только на коммерческом рынке. Стоимость российских тестов без генотипирования начинается от 800 рублей, с генотипированием – от 1 200 рублей. Цена импортных ВПЧ-тестов начинается от 2 200 и 2 500 рублей соответственно.
Региональные тарифы ОМС на проведение традиционной цитологии колеблются в диапазоне 200–800 рублей, жидкостной – в среднем от 450 до 650 рублей. Традиционное цитологическое исследование в коммерческом сегменте стоит 800–900 рублей, жидкостное – 1 200– 3 500 рублей.
В России большинство цитологических исследований проводится традиционным способом, в Европе и США лаборатории работают с жидкостной цитологией.
«Европейские методы непривычны для наших цитологов, им нужно переучиваться – клетки по-другому выглядят, картинка получается объемная, – поясняет Елена Кутырина. – Когда весь мир перешел на жидкостную цитологию, мы были закрыты».
К плюсам жидкостной методики специалисты относят быстроту и стандартизацию метода. «Цитологическая диагностика полностью зависела от человека, – рассказывает заведующая лабораторией клинической цитологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина Лариса Мехеда. – От гинеколога – как он взял материал и нанес на стекло, потом от человека, который красит материал, затем от цитолога, который его смотрит. Ошибки могут быть допущены на любом этапе. Жидкостная же цитология позволяет их избежать, повышает точность метода и дает дополнительные возможности – проведение иммуноцитохимического теста, не требующее дополнительного вызова обследуемой на ВПЧ-тестирование, при необходимости – определение чувствительности опухоли к химиотерапии».
Жидкостная цитология улучшает качество интерпретации материала, солидарны специалисты, остается решить проблемы дороговизны метода и дополнительного обучения цитологов. Оснащение лаборатории, работающей с жидкостной цитологией, обходится примерно в 5 млн рублей: в России, по данным Becton, Dickinson and Company, работают 30 лабораторий подобной модификации. Есть и более продвинутая аппаратура, предназначенная для быстрого просмотра большого количества исследований, – автоматический анализ позволяет отбросить те стекла, в которых нет подозрительных клеток, и сосредотачивает внимание специалиста на стеклах с возможной патологией. Такая конфигурация лабораторного оборудования обойдется в 38 млн рублей.
Однозначных рекомендаций по внедрению «правильного» скрининга нет в отрасли ни у кого – этот неутешительный вывод специалисты озвучивают единогласно. «Дай бог, чтобы пользовались тем, что есть – простая цитология и кольпоскопия, а там, где видим изменения, особенно после 30 лет, стоит еще делать ВПЧ-тестирование, – резюмирует Виктор Радзинский. – Сегодня никто точно не знает, каким должен быть скрининг. Вирус ВПЧ вызывает риск рака – обследуй, но что ты с ним сделаешь? Потому что лекарства пока нет».
С такой методикой соглашается и замдиректора РОНЦ им. Н.Н. Блохина Давид Заридзе, добавляя, что выступает за создание специализированного центра скрининга злокачественных опухолей: «Но реализация этой идеи – не в моих силах». Вопрос создания национальной скрининговой программы можно решить только на уровне Минздрава, соглашается с коллегами Владимир Новик: «По всей стране скрининг РШМ сразу не внедрить, но можно это делать по отдельным регионам».
Пока собственные программы обследования, разработанные на основе рекомендаций ВОЗ, внедрили только четыре региона – Московская, Ростовская, Тамбовская области и Ханты-Мансийский автономный округ. В качестве методики скрининга здесь смогли себе позволить жидкостную цитологию, услуга была включена в территориальные программы ОМС.
«На базе шести учреждений создали межрайонные цитологические лаборатории, для которых закупили оборудование, создали финансовый механизм, который позволял бы муниципальным учреждениям делать забор, отдавать материал в лабораторию, а потом получать результаты анализов бесплатно», – объясняет работающую в Ростовской области схему скрининга главврач областного онкологического диспансера, главный внештатный онколог регионального Минздрава Евгений Глумов. Обычно ЛПУ, не имеющие собственной лаборатории, оплачивают проведение исследований по гражданско-правовому договору сторонней организации, в Ростове же межрайонные лаборатории, получая от ЛПУ материалы для анализов, выставляют счета за свою работу страховым компаниям. «Мы правильно рассчитали тариф, чтобы покрывать все расходы. Стоимость исследования в конечном итоге составляет 387 рублей. В рамках диспансеризации делается классическая цитология, в зависимости от торгов она стоит примерно 90–95 рублей, – поясняет Евгений Глумов. – Жидкостная цитология дороже, чем традиционная, но она и более информативная – меньше ложноположительных результатов. В идеале следовало бы приобрести устройство для автоматического считывания стекол, но пока такое медоборудование для региона финансово неподъемно».
Автоматическая аналитическая система задействована в ХМАО – ее среди прочих медизделий для скрининга РШМ регион приобрел в конце 2013 года по программе «Современное здравоохранение Югры». Покупка оборудования, организация работы пяти цитологических лабораторий, обучение лаборантов работе с жидкостной цитологией и профильных специалистов по забору материала обошлись в 80 млн рублей. Стоимость услуги скрининга, в зависимости от уровня медорганизации, составляет 559–793 рубля.
Затраты на внедрение скрининга в Департаменте здравоохранения ХМАО мотивировали ростом заболеваемости. По итогам 2013 года на диспансерном учете с диагнозом РШМ состояли 1 719 женщин, в 2012 году – 1 662, в 2011 году – 1 578 пациенток.
Актуальность скрининга подчеркивают и в Минздраве Московской области: ежегодно в регионе выявляется 580–600 новых случаев РШМ. Интенсивный рост заболеваемости приходится на женщин активного детородного возраста 25–45 лет, с каждым годом отмечается «омолаживание» РШМ, 5-6% пациенток приходят к инвалидности. «За период с 2001-го по 2010 годы рост заболеваемости РШМ в возрастной группе до 30 лет превысил показатель в 150%, – подчеркивают в региональном Минздраве. – Не наблюдается желаемой тенденции к снижению частоты запущенных форм РШМ, при этом лечение РШМ является дорогостоящим мероприятием и не всегда дает желаемый положительный результат». Тариф на услугу скрининга в Подмосковье составляет 550 рублей. В октябре 2013 года Минздрав области выпустил приказ «О совершенствовании профилактики рака шейки матки у женщин в Московской области», утвердивший протокол и распределение объемов скрининга в шести медицинских округах региона. Подобные приказы и поквартальные формы отчетности выпущены и в трех других регионах, запустивших скрининговые программы.