27 Июля 2024 Суббота

Принять блистер к сердцу
Алексей Каменский Фарминдустрия
9 декабря 2013, 12:48
9021

VM проверил, как и чем торгуют интернет-аптеки

Для эксперимента мы взяли десятку лидеров опубликованного в этом номере первого рейтинга интернет‑аптек. Хочется назвать их крупнейшими. Но если piluli.ru и apteka‑ifk.ru (аптеки «Скажите А») еще держат марку – первую из них ежемесячно посещают примерно 3 млн человек, вторую – около мил­лиона, то ниже по таблице аптеки стремительно мельчают. У №4 посещаемость, а вместе с ней и доходы, на порядок меньше, чем у лидера. А последняя из десяти исследованных аптек, созданная больше деся­ти лет назад wer.ru, находится по посещаемости в третьей сотне сайтов раздела «Медицина» LiveInternet. Чтобы было понятнее – это середина восьмой тысячи общего рейтинга сайтов Рунета.

Интернетом все больше интересуются российские аптечные сети (недавно темой занялась «Ригла»), сайты размножаются с огромной скоростью, возника­ют всевозможные их агрегаторы, отрасль определенно на подъеме. Так что вопрос, что же она собой представ­ляет для потребителя, назрел.

Еще несколько слов о подопытной десятке. VM исключил из эксперимента немосковские сети, а также аптеки, которые остановились на полпути к превращению в настоящий интернет-магазин. Это, прежде всего, «Самсон-Фарма»: интернет-заказ здесь возможен и активно рекламируется, обещаны скидки, вот только забирать его надо самостоятельно. Так же устроен бизнес apteka.ru – с той разницей, что самовы­воз там налажен из партнерских, а не из собственных аптек. Претензий к «Самсон-Фарма» нет: на сайте компания убедительно объясняет свое решение тем, что интернет-торговля лекарствами в России вооб­ще-то запрещена. Но изучать в данном случае нечего: самовывоз заказа мало отличается от обычного похода в аптеку. Настоящий интернет-покупатель должен получить все, не вставая от компьютера. В нашем исследовании – смелые аптеки, которые несмотря ни на что возят лекарства на дом.

Вопрос вопросов – стоит ли заказывать лекарства по интернету? Чтобы приблизиться к ответу, нужно оценить удобство сервиса и его безопасность для здоровья. Соблюдается ли там, где нужно, «холодо­вая цепочка» (температурный режим от +2 до +8)? Заказываем вакцины, инсулины, интерфероны. Как дела с проверкой рецептов? Берем сильное обезбо­ливающее Кетанов, антидепрессант Амитриптилин, препарат от нейропатических болей Лирика, который помогает при «ломке» (правда, и сам может вызвать привыкание). Для исследования широты ассортимен­та заказывался нечасто встречающийся нитроглице­рин в виде спрея (Нитроспрей), одно время пропав­ший из аптек крем Деситин и прочие. Приходилось дозаказывать то Аспирин, а то и пластырь, чтобы набрать минимально необходимую для интернет-зака­за сумму. Дело того стоило.

САЙТЫ И ФАРМАЦЕВТЫ

Рассказ об экспериментах вроде нашего принято начинать с описания «контакта с сайтом». Но как раз с этим больших проблем у десятки лидеров, на первый взгляд, нет. На страницах онлайн-аптек вывешены инструкции к препаратам. Начинаешь набирать название лекарства – сразу выпадают подсказки. Хорошее подспорье для малосведущих в фармацев­тике. Однако у «Еврофарм», третьей в списке, нет подсказок. У «Александровской аптеки» подсказка кривая – по названию инсулина Атрипид она выдала противогрибковый крем Батрафен. Лекарства – не та сфера, где над такими ошибками стоит смеяться.

После заказа почти все аптеки немедленно высылают письмо-подтверждение. Однако от «Столицы-Ме­дикл» и Zdorovieinfo подтверждения так и не пришли. Неудобно устроена система у e-lekar. Окон с над­писью «ваша корзина» открывается ровно столько штук, сколько вы заказали препаратов, и, разбираясь, которая из корзин самая полная, легко запутаться (если исходить из того, что покупатель – обыч­ный человек, а не интернет-гик). Еще одна проблема «Лекаря» родилась из самых лучших его побуждений: при попадании товара в корзину автоматически дается скидка на него, а доставка возможна, начиная с опре­деленной суммы заказа – ты думал, что уже преодолел барьер, но из-за скидки получается, что надо купить что-то еще. Странно ведет себя сайт Zdorovieinfo.ru (это одна из «интернет-витрин» аптек А5). Чтобы перейти к окончательному оформлению заказа, нужно в своем адресе дважды написать «Москва» – один раз как регион, второй раз как город. Причем о том, что нужно сделать так, вам предстоит догадаться – под­сказки нет. А на сайте аптеки «Статим» лишь после долгих поисков обнаруживаются часы работы «стола заказов». Заказ оформлен примерно в 7 часов вечера, ты сидишь и ждешь ответа, а тебе никто не пишет и не звонит. Оказывается, они час назад уже закрылись. Контрпример: из аптеки wer.ru, где заказ тоже делался после окончания работы, подтверждение пришло сразу. Контрпример еще лучше – piluli.ru. Письма здесь отправляются чуть ли не беспрерыв­но – заказ получен, заказ сформирован, заказ выдан курьеру, его телефон такой-то.

Что, если нужна дополнительная информация? Кон­сультационная поддержка в интернет-аптеках есть – но почти повсюду хромает. Даже там, где помимо телефонного консультанта есть онлайн-помощник. На вопрос, часто ли Амитриптилин вызывает побоч­ные реакции, виртуальные консультанты без особых размышлений высылают длиннейшую инструкцию к препарату. Объяснить, что называется, по-человече­ски – часто ли бывают нежелательные реакции, на что в первую очередь обратить внимание – попытался лишь один консультант. И никто из перезвонивших «фармацевтов» самостоятельно не задался вопросом: вот вы покупаете лекарство, которое нужно хранить строго в холоде, заказываете доставку в офис (это уточнялось в наших заказах) – не нужно ли вам вспо­могательное средство для охлаждения? Хотя после соответствующего вопроса все немедленно это «сред­ство» предлагали – спецпакет «Снежок». Маленькое свидетельство высокой образованности: консультант «Столицы-Медикл», когда зашла речь о шприце для введения вакцины Полиорикс, отлучилась на минутку «спросить у специалистов», какой требуется шприц.

«Колл-фармацевты» явно работают с предельной нагрузкой и торопятся. Это хорошо для бизнеса апте­ки, но плохо для покупателя. «Пилюли» после заказа перезвонили буквально через несколько минут, а когда выяснилась проблема с Амитриптилином, рецепт на который я обещал поискать, обещали перезвонить. Однако повторного звонка я не дождался. А когда «отзванивалась» аптека «Статим», я просто не успел взять трубку (кстати, с пожилыми людьми, основными потребителями лекарств, такое случается довольно часто). Следующего звонка дождаться не удалось, при­шлось звонить самому. Оператор заверила, что «как раз собиралась позвонить», но тут же пригрозила, что если курьер тоже не сможет дозвониться – «уедет и все лекарства с собой увезет».

СЕТЕВОЙ РЕЦЕПТ

Рецепт на лекарство в России – вещь, конечно, довольно условная. На некоторые препараты он совершенно необходим, на другие – нужен, но если попросить, «можно и так», на третьи – «почти не ну­жен». В интернет-аптеках неразбериха разрослась до пугающих размеров.

Оплот строгости – apteka-ifk.ru. Рецепт на Амитрипти­лин и Кетанов нужно предъявлять лично – и не курье­ру, а в аптеке. Понятие отсканированного документа этой аптеке чуждо. Соответственно, такой заказ нужно забирать самостоятельно. Так же строго обстоит дело с наличием рецепта и в «Е-лекаре». Это неудивительно, потому что он является еще одним «лицом» все той же аптеки «Скажите А». «Лекарь» оказался рекордсме­ном еще по одному показателю – здесь самая большая минимальная сумма заказа, начиная с которой возможна доставка, – 1,5 тысячи рублей. Из-за всех этих проблем мы решили отменить заказ.

Чуть мягче «Александровская аптека». Рецеп­ты на Кетанов, Лирику, Амитриптилин нужны, но лично везти их не надо – можно просто пока­зать курьеру. В результате в заказе остались только коклюшно-дифтерийная вакцина и две упаковки шипучего Аспирина в довесок. На следующий день из аптеки позвонили, чтобы сообщить, что и с вак­циной не получится – срок годности истекает прямо сейчас, в декабре.

У «Пилюль» свои вариации на тему рецепта. Ке­танов можно купить и так (только при заказе надо поставить галочку «подтверждаю наличие рецепта»), а рецепт на Амитриптилин можно отсканировать и послать в аптеку.

В старейшей интернет-аптеке wer.ru все оказалось очень мягко – привезли Кетанов и Амитриптилин, никаких рецептов не требовали. Препарат для лечения наркозависимых Лирика был в наличии далеко не везде, а там, где он был, обычно требовал­ся рецепт. Просто так доставила его одна аптека – «Столица-Медикл».

За гранью добра и зла – аптека «Коптевская». Хотя в заказе были и Кетанов, и Амитриптилин, сайт оставил их «рецептурность» без внимания, зато попросил поставить галочку – подтверждение о том, что у меня есть рецепт на вроде бы безобидный Ни­троспрей. Но какая разница, наличие его все равно никто не проверил.

ХОЛОДНАЯ ДОСТАВКА

Интернет-аптеки, как правило, сами доставкой не за­нимаются, а сотрудничают с курьерскими фирмами. «Утром около аптечного склада нас собираются сотни, сегодня несколько часов пришлось ждать, пока выдадут мою партию», – поделился один из курьеров. Типичный курьер – мужчина или женщина между 45 и 60 годами с большим целлофановым пакетом в руке, где грудой навалены пакетики размером поменьше – заказы. На плече – сумка-холодильник, жесткий прямоугольный кофр с молнией. Впрочем, бывают кофры поменьше и помягче, которые удается засунуть в общий пакет. Иногда используются и другие, более примитивные способы охлаждения. Но об этом позже. По Москве курьер передвигается на метро и в состоя­нии развезти за день от 10 до 20 заказов. Стандартная плата за доставку – 150 рублей, и она практически целиком достается курьеру. В выходные доставки обычно нет, получается, что курьер, работая очень активно, имеет шанс заработать до 60 тысяч ру­блей в месяц: не так уж и плохо.

Первый из доставщиков (заказ из «Еврофарм») оказался и самым позитивным – занялся этим делом, чтобы поднакопить на мотоцикл, а потом втянулся, и вот уже четыре года в профессии. «Мой рекорд – 22 заказа за день», – похвастался он. Несмотря на мотоциклетную куртку и залихватский вид, ездит он, как и все коллеги, на метро – зато за городом только на мотоцикле. Он кратко, но емко объяснил, как пользоваться охлаждающим пакетом «Снежок» (военная разработка, кстати) и ушел бодрым шагом. Уже следующая курьер (аптека «Коптевская») продемонстрировала все проблемы профессии. Поко­павшись в большом пакете, она не без труда нашла заказ VM – точнее, ту его часть, которая не требует «холодовой цепи». Рядом обнаружился и «холодиль­ник» – обычный пластиковый пакет, вроде тех, что продаются в «Ашане» для замороженных продуктов. Как он закрывается и закрывается ли вообще, я так и не понял. Но курьер попросила не волноваться за температурный режим и для моего успокоения до­стала и дала подержать кусок льда, завернутый в еще один целлофановый пакет. Примерно так же выгля­дел «холодильник» и у курьера из apteka-ifk.

ГОДЕН – НЕ ГОДЕН

Если верить Яндексу, в России более 250 интернет-ап­тек. Радует, что у первой десятки осмотр упаковок и надписей (с этого рекомендуют начинать проверку сомнительного лекарства) не дал поводов для сомне­ний, а со сроком годности все оказалось в порядке. Если быть точным, Интерферон выглядел как про­сроченный: в инструкции написано «срок годности см. на упаковке», а там выбито – декабрь 2012 года. Но это проблема производителя, фирмы «Микроген»: надписи на ампулах свидетельствуют, что декабрь прошлого года – это дата выпуска, просто инструкция и коробка оказались несколько «рассогласованны».

Ассортимент «крупнейших аптек» оставляет желать лучшего. Нитроглицерин-спрей присутствовал менее чем у половины, многих лекарств «нет в наличии», а на сайте Zdorovieinfo.ru не удалось найти даже Аспи­рин и Арбидол. Очень невелик был и набор вакцин. Даже у «Пилюль», неформального лидера отрасли, не было (по крайней мере быстро не нашлось) ни од­ной вакцины против гриппа.

Впрочем, учитывая особенности интернет-достав­ки, стоит, наверное, хорошо подумать, прежде чем заказывать даже в самых крупных интернет-апте­ках России лекарства, требующие «холодовой цепи». Стоит также приготовиться к тому, что искать замену отсутствующим препаратам и вникать в тонкости их применения вам придется самостоятельно: фармацевтическая грамотность сотрудников аптечных колл-центров вызывает сомнения. Сделав заказ, нельзя ни на секунду расставаться с телефоном, а так­же нужно смириться с тем, что название аптеки, где вы делали заказ, и юридического лица, представитель которого будет звонить для уточнения деталей, могут быть совершенно разные – передо мной на столе чек от ООО «Спутник», идентифицировать по которому аптеку я могу, только прибегнув к своим довольно беспорядочным записям.

Зато проблемы интернет-аптек с лихвой компен­сируются возможностью сэкономить время и, если постараться, деньги, особенно не заботясь о такой формальности, как рецепт.

интернет-аптека

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении