19 Января, 19:16

«Построить систему с нуля и без проблем невозможно»

Марина Кругликова
2 Марта 2015, 16:51
6371
Глава IT-департамента Минздрава РФ – о трудностях перевода российских медицинских организаций на современные технологии
Полгода назад в Минздраве в четвертый раз за время строительства ЕГИСЗ сменился директор Департамента информационных технологий и связи. Ответственную должность заняла Елена Бойко, ранее курировавшая информатизацию органов власти в Минкомсвязи. Деятельность ее предшественников сопровождалась кор­рупционными скандалами, пристальным вниманием надзорных органов и неоднократными предложениями найти, наконец, замену не справляющимся. Что Минздрав в итоге и сделал. Действующая глава IT-департамента министерства впервые рассказала VADEMECUM, почему создание ЕГИСЗ оказа­лось настолько трудным делом, что ей вновь приходится заниматься им практически с нуля.

– Ваши прежние коллеги из Минкомсвязи в по­следние годы методично критиковали Минздрав, в том числе за неумелое ведение госзакупок по ЕГИСЗ. Как так вышло, что именно вас пригла­сили в Минздрав?

– В Минкомсвязи я отвечала за развитие госуслуг в сфере здравоохранения и участвовала в межведомственной рабочей группе по созда­нию ЕГИСЗ, в прошлом году меня пригласили перейти в Минздрав России. Я не стала бы на­зывать слова моих коллег критикой. Скорее спор или дискуссия по очень сложному, многокомпо­нентному проекту. Многие из этих комментариев были приняты. Это рабочий процесс.

– Как вы оцениваете работу предшественников?

– Произошел существенный прорыв в инфра­структурном обеспечении медицинских орга­низаций, были заданы основные векторы раз­вития функционала информационных систем в здравоохранении.

Вместе с тем были и препятствия. Проект изна­чально был децентрализован, а с учетом того, что стадия НИОКР была пропущена, некоторые регионы при его реализации столкнулись с трудностями, к которым не были готовы. Так как участников проекта очень много (органы управ­ления и организации в сфере здравоохранения, руководители медицинских организаций, врачи, разработчики и многие другие), необходимо было создать для всех единое понимание плана меро­приятий по развитию каждого сегмента ЕГИСЗ и вовремя его корректировать.

Очевидно, что построить систему такого уровня, как ЕГИСЗ, с нуля и без каких‑то проблем практически невозможно. Поэтому в каком‑то смысле сегодня немного легче, потому что мы можем учитывать предыдущий опыт.

– Участники рынка говорят, что внедрение ЕГИСЗ, помимо объективных обстоятельств, тормозила банальная коррупция, замеченная на всех этапах строительства системы. Вы учитываете этот фак­тор в оценке текущего положения дел?

– Нужно признать, что недопонимание и вопро­сы могли возникать из‑за отсутствия в концепции ЕГИСЗ четкой «дорожной карты» реализации системы, что делало процесс менее прозрачным.

– В конце 2013 года ваши предшественники заявля­ли, что создание регионального фрагмента ЕГИСЗ на местах завершено. Вы же объявили о финале этого этапа базовой информатизации лишь год спу­стя – в конце 2014‑го. С чем связаны разночтения – с календарем, с терминологией?

– В соответствии с концепцией, этап базовой ин­форматизации должен был завершиться к концу 2012 года. В 2013 году разработчики МИС прово­дили адаптацию внедренных систем к процессам медицинских организаций. В 2014 году происхо­дила интеграция МИС с федеральными систе­мами ЕГИСЗ. В целом о завершении процесса создания регионального сегмента нельзя сказать и сейчас. Впереди огромная работа по развитию функционала существующих систем, подклю­чению пользователей и обучению медицинских работников, а также созданию и развитию ре­гиональных интеграционных систем.

– Какое финансирование предусмотрено на разви­тие федеральных сервисов системы?

– В декабре 2013 года распоряжением правитель­ства для обеспечения вычислительных мощ­ностей, сопровождения и развития ключевых компонентов федерального сегмента ЕГИСЗ были назначены единственные исполните­ли – государственные компании [«Ростелеком», «Ростех», НИИ «Восход». – VADEMECUM], с которыми Минздрав России будет заключать контракты. В настоящее время мы готовим для утверждения «дорожную карту», после утверждения последовательности реализации компонентов федераль­ного сегмента системы будут рассчитаны необхо­димые объемы финансирования.

– В конце января Фонд «Здоровье» потребовал от Минздрава отчета о выполнении госзака­за на работы по развитию ключевых подсистем ЕГИСЗ, затраты на который составили более 84 млн рублей. Общественников смутило, что серьезная работа по дорогостоящему контракту была выполнена за очень короткий срок – меньше чем за месяц. Скажите, как это удалось сделать компании‑подрядчику ГК «Ростех»?

– Контракт, о котором вы говорите, связан с развитием, а не с созданием ключевых систем. После создания первой и второй очередей фе­деральных сервисов последовала их адаптация, в том числе реализация нового функционала уже существующих систем. Единственный испол­нитель ГК «Ростех» сопровождает эти системы уже год и находится в постоянном контакте с регионами. Частично «Ростех» сам формиру­ет план доработок, которые по согласованию с Минздравом России включаются в очередной этап развития систем. К моменту подготов­ки этого госконтракта «Ростех» обладал всей необходимой информацией по сопровождаемым системам, позволяющей оценить объем работ, и специалисты имели возможность подготовить­ся к их выполнению.

– Как сейчас, по вашей оценке, обстоят дела с раз­витием ЕГИСЗ в регионах?

– В части инфраструктуры рабочие места меди­цинских работников обеспечены необходимым оборудованием на 56%. Это средний показатель по всем субъектам. В некоторых регионах он лучше, но мы можем сделать вывод, что тоталь­ность в этом вопросе пока не обеспечена. Если говорить о программном обеспечении, почти во всех медицинских организациях, которые участвовали в программе модернизации здра­воохранения, были внедрены информацион­ные системы, которые обеспечивают ведение расписаний врачей. Во всех субъектах действует сервис удаленной записи на прием к врачу, многие внедрили электронный сервис льгот­ного лекарственного обеспечения и систему электронных медицинских карт. В настоящее время ряд регионов автоматизируют централь­ные лаборатории, переводят рецепты, справки и листки нетрудоспособности в электронный вид. Существенных успехов добились те субъ­екты, которые изначально рассматривали информатизацию здравоохранения региона как единый проект и его организацию выполняли централизованно.

– Сколько в среднем регионы закладывают в своих бюджетах на информатизацию здравоохранения в 2015 году?

– Для функционирования регионального сегмен­та ЕГИСЗ должны быть обеспечены сопровождение и развитие медицинских информационных систем, инфраструктура в виде компьютерного оборудования для медицинских организаций, каналы связи, региональный ЦОД, программное обеспечение для централизованных региональных систем и многое другое. Дополнительно необхо­димо профинансировать обучение пользователей, а также организационные работы по внедрению новых компонентов и сопровождению всего регионального сегмента ЕГИСЗ.

Очевидно, что расходы субъектов будут значи­тельно различаться в зависимости от численно­сти населения, размера территорий и состояния инфраструктуры. В основном расходы на вне­дрение информационно‑коммуникационных технологий в медицинской организации финан­сируются за счет средств ТФОМС.

Важно понимать, что внедрение информаци­онных технологий подразумевает повышение качества медицинского обслуживания, облегче­ние работы медицинского персонала, улучшение здоровья пациентов. И может измеряться эко­номическими показателями. А значит, затраты на информатизацию в медицинской органи­зации должны сегодня рассматриваться как инвестиции, которые будут возвращены в виде сэкономленных средств от более эффективного расходования ресурсов и могут быть направлены на повышение качества и количества предостав­ляемых медицинских услуг.

– Сегодня все регионы интегрированы с федераль­ными сервисами?

– В рамках ЕГИСЗ функционирует большое количество систем. С некоторыми из них субъ­екты интегрированы и используют функцио­нал в полном объеме. Если говорить о системах ФЭР и ИЭМК, то более 90% регионов в течение 2014 года провели интеграционные работы на те­стовой площадке ЦОД, а около 20% уже работают с данными федеральными сервисами. В 2015 году все субъекты будут передавать информацию в фе­деральные системы.

– В прошлом году многие регионы жаловались на трудности при интеграции с сервисами ФЭР и ИЭМК. С чем это было связано?

– В 2013 году Минздрав России выполнял доработку федеральных систем, в том числе ФЭР и ИЭМК. Внедрение в промышленную эксплуатацию результатов работ происходило в 2014 году. По указанным системам были суще­ственно изменены интеграционные профили, что потребовало модификации соответствующего функционала на стороне региональных систем. Фактически субъекты дорабатывали свои систе­мы и заново проходили интеграционные тесты. Проанализировав трудоемкость этого процесса, Минздрав России в работах по развитию ключевых систем, произведенных в конце 2014 года, обеспечил преемственность сервисов взаимо­действия. В будущем при развитии систем также будет обеспечена преемственность, и дополни­тельная интеграция по уже пройденным этапам не потребуется.

– Действительно ли для регионов, где еще не впол­не состоялись собственные сегменты, так актуаль­на интеграция с федеральными сервисами?

– Повторюсь, федеральный сегмент ЕГИСЗ со­стоит из нескольких систем. С частью из них все регионы взаимодействуют уже продолжительное время, например, с системой ведения нозологических регистров. Важно производить интегра­цию с транзакционными сервисами, поскольку они обеспечивают в первую очередь сервисы для пациентов. Таким образом мы должны обе­спечить равные права и доступность услуг для граждан.

Региональный сегмент создается для того, чтобы обеспечить интероперабельность медицин­ских информационных систем, установленных в медицинских организациях региона, и создать единое информационное пространство, кото­рое позволит реализовать сервисы для оказания медицинской помощи на уровне региона. Для регионов, в которых еще не создан региональный сегмент и не развиты медицинские информа­ционные системы, часть федеральных сервисов особо актуальна, так как они в том числе обеспе­чивают необходимый функционал для предоставления услуг гражданам.

– Когда можно будет говорить о единстве феде­рального и регионального сегментов ЕГИСЗ?

– Технологически ЕГИСЗ станет единой систе­мой, когда все созданные медицинские информационные системы будут функционировать на основе единой нормативно‑справочной информации, что обеспечит возможность обмена информацией в установленном формате. Это также позволит реализовать концепцию одно­кратного ввода и многократного использования первичной информации, полученной от меди­цинского работника, гражданина. Частично это работает уже сейчас, то есть информация из МИС передается в федеральные системы, но полномас­штабно заработает, когда все медицинские работ­ники будут иметь доступ в МИС, а МИС будут интегрированы в региональные и федеральные системы.

– Какие сервисы планируется включить в ЕГИСЗ в перспективе?

– Компоненты ЕГИСЗ должны развиваться на всех уровнях: федеральном, региональном и учрежденческом.

На уровне медицинских организаций будет развиваться функционал информационных систем, поддерживающий лечебно‑диагно­стический процесс. Сейчас Минздрав России совместно с разработчиками медицинских ин­формационных систем прописывает требования к функционалу учрежденческих и региональных МИС, которые в итоге станут стандартом для внедренных информационных систем и повысят их качество. На региональном уровне необхо­димо запустить единую систему диспетчери­зации скорой медицинской помощи, систему телемедицинских консультаций, единый архив медицинских изображений. На федеральном уровне, кроме организации единых правил, нормативно‑справочной информации, пра­вового обеспечения, необходимо создать еди­ные системы управления ресурсами, системы поддержки принятия врачебных решений. Еще один важный сервис, который мы в перспективе будем создавать, – обеспечение непрерывного медицинского образования. Нам важно, чтобы врачи в любой точке страны обладали равными возможностями доступа к образовательной ин­формации. Мы предполагаем, что первые курсы станут доступны уже в 2015 году.

информатизация здравоохранения, егисз
Поделиться в соц.сетях
Минздрав расширил номенклатуру медицинских специальностей
17 Января 2020, 20:01
Стадченко: ряд регионов в 2019 году некорректно спланировали межтерриториальные расчеты
17 Января 2020, 18:50
Строительство поликлиники на севере Москвы обойдется городу в 900 млн рублей
17 Января 2020, 18:38
Минздрав намерен ввести обязательное тестирование на ВИЧ-инфекцию для граждан в возрасте от 15 до 55 лет
17 Января 2020, 17:38
Удмуртия потратит 539 млн рублей на оснащение медучреждений и ФАП компьютерной техникой
13 Января 2020, 14:35
Обновлен порядок расчета НМЦК при закупках лекарств
Опубликован приказ Минздрава РФ №56926, описывающий правила расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при проведении аукционов на закупку лекарств. Прежний порядок существенно не пересмотрен. Начальная цена аукционов по-прежнему будет устанавливаться как минимальная из рассчитанных по четырем методикам.
25 Декабря 2019, 17:07
В единый каталог включат 12 тысяч позиций взаимозаменяемых лекарств к 2022 году
Минздрав РФ 24 декабря презентовал открытый единый структурный справочник – каталог лекарственных препаратов (ЕСКЛП), содержащий информацию о зарегистрированных лекарствах для участников системы госзаказа. До этого он был доступен только заказчикам и исполнителям госконтрактов.
24 Декабря 2019, 16:30
Правительство РФ проведет эксперимент по маркировке коронарных стентов и подгузников
Правительство РФ с 1 февраля 2020 года начнет эксперимент по маркировке двух видов медизделий – коронарных стентов и подгузников. Обязанность по маркировке будет возложена на ООО «Оператор-ЦРПТ», систему мониторинга инкорпорируют в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Производители, импортеры и дистрибьюторы будут участвовать в эксперименте на добровольной основе.
5 Декабря 2019, 13:43
Утвержден порядок маршрутизации пациентов на ВМП с использованием ЕГИСЗ
26 Ноября 2019, 19:36
МВД представило законопроект о получении медицинских данных водителей
20 Ноября 2019, 8:55
Опрос: только 4% медорганизаций в РФ перешли на электронные медкарты
Компания «Медицинские информационные решения» (МИР) представила результаты исследования «Практическое применение медицинскими работниками цифровизации (информатизации) здравоохранения», которое проводилось с 23 по 29 октября 2019 года совместно с Ассоциацией развития медицинских информационных технологий (АРМИТ). Опрос, в котором приняли участие 4 398 (87%) врачей и 682 (13%) специалиста среднего медицинского персонала из 82 регионов России, был посвящен изменениям в работе медорганизаций после вступления в силу 1 января 2018 года федерального закона №242-ФЗ, регламентирующего оказание медпомощи с применением телемедицинских технологий.
19 Ноября 2019, 18:40
«Ростех» назначен единственным поставщиком услуг по построению ЕГИСЗ до конца 2020 года
Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил ГК «Ростех» единственным поставщиком услуг по построению Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Монопольный статус госкорпорация получила до 31 декабря 2020 года, при этом компания может привлекать субподрядчиков для исполнения контрактов при единственном условии – личном выполнении не менее 1% от всего госзаказа по ЕГИСЗ.
19 Ноября 2019, 14:03
Мединдустрия
Откуда кликуши растут: Что заставляет пациентские организации говорить о провале в России глобальной стратегии борьбы с ВИЧ
3323
Минздрав намерен включить в НМЦК на поставку медизделий стоимость гарантийного обслуживания
6 Ноября 2019, 19:10
Минздрав обновил порядок расчета НМЦК на закупку лекарств
Минздрав России опубликовал скорректированный проект приказа, утверждающий порядок определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при закупках лекарств. В этой версии документа появились новые исключения из правил расчетов средневзвешенной и референтной цены, уточнено, как определять НМЦК при повторном объявлении аукциона, если первый не состоялся. Кроме того, документом предусматривается, что для определения цены закупки у единственного поставщика заказчик сможет применить только один из четырех возможных методов анализа рынка.
28 Октября 2019, 18:17
МВД внесло в правительство законопроект об обмене с Минздравом данными о противопоказаниях к вождению
Министерство внутренних дел России внесло в Правительство РФ законопроект, предусматривающий обмен между Минздравом и МВД данными о наличии противопоказаний или ограничений к управлению автомобилем. Предполагается, что Госавтоинспекция будет получать информацию исключительно о возможных ограничениях, без указания конкретного диагноза и раскрытия данных истории болезни водителя.

30 Сентября 2019, 14:40
ТФОМС Московской области опробует ИИ для медико-экономической экспертизы
25 Сентября 2019, 18:18
Минздрав разработал новый порядок расчета начальной цены контракта на закупку лекарств
Новый порядок расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК), предлагаемый регулятором вместо описанного в приказе №871н от 2017 года, сохраняет принцип выбора минимального из рассчитанных по одной из четырех методик значений, однако предполагает исключение из расчетов отдельных значений в особых случаях, а также меняет порядок формирования НМЦК при повторном объявлении аукциона.
11 Сентября 2019, 19:44
Минздрав прокомментировал провал лекарственных тендеров 2019 года
7 Августа 2019, 20:02
СП: медучреждениям не хватает средств на высокоскоростной интернет
Счетная палата РФ проанализировала практику внедрения и использования «информационно-коммуникационных технологий» в здравоохранении, в том числе подключение медучреждений к интернету, внедрение медицинских информационных систем (МИС) и телемедицинских технологий. Аудиторы обратили внимание на рост тарифов на интернет-связь, в некоторых регионах динамика достигала 330%, а 18 из 68  опрошенных СП субъектов  в  2019 году на эти цели требуется дополнительно 187,7 млн рублей.
30 Июля 2019, 20:21
Самые важные новости прошедшей недели
Vademecum представляет самые важные и интересные новости прошедшей недели.
20 Июля 2019, 21:30
Минздрав представил управленцев, которые займутся созданием «цифрового контура»
В Минздраве заключили, что «цифровизация требует комплексных решений». Их поиском займутся новые руководители ключевых направлений и структур – Дмитрий Селиванов, Дмитрий Зеленков, Александр Корсак и Никита Одинцов.
17 Июля 2019, 9:10
«Ростелеком» и «Ростех» создали нового оператора ЕГИСЗ
Дочерняя компания ПАО «Ростелеком» «РТ Лабс» и входящий в состав ГК «Ростех» Национальный центр информатизации создали совместное предприятие «Цифромед». Инвестиции в проект не раскрываются.
15 Июля 2019, 9:13
Яндекс.Метрика