27 Июля 2024 Суббота

Полечили на орехи
Анна Родионова Мединдустрия
12 октября 2015, 13:02
5021

Сибирские частные клиники отвоевывают право на выполнение госзаказа.

Новосибирское УФАС 5 ноября рассмотрит дело в отношении областного Минздрава и Территориального фонда ОМС по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Поводом для вмешательства службы стала жалоба Ассоциации руководителей медорганизаций Сибири (АРМОС), отстаивающей интересы частных клиник, чье участие в обслуживании населения по полисам ОМС «обнулили» региональные чиновники.

В сентябре 2014 года 37 новосибирских частных компаний вошли в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, и таким образом обязались с 1 января 2015 года принимать застрахованных государством пациентов. Однако уже 2 февраля Минздрав и ТФОМС области выпустили совместный приказ «О государственном задании на 2015 год», распределяющий объемы получения медицинской помощи в системе ОМС. Этим документом коммерческие клиники, уже начавшие работу с застрахованным населением, были либо вовсе отрезаны от страховых бюджетов, либо получали заметно урезанные подряды. Из 37 негосударственных медорганизаций госзадание оставили лишь 18 клиникам, четыре из которых – станционные больницы РЖД. «Главным врачам медицинских организаций, государственное задание которым настоящим приказом не установлено, предоставить на рассмотрение комиссии по разработке территориальной программы ОМС информацию о фактически оказанных в январе-феврале объемах медицинской помощи для принятия решения об их оплате», – говорилось в совместном приказе. Кроме того, большинство из заявившихся в реестре ОМС негосударственных клиник получили из областного Минздрава уведомления о том, что с марта 2015 года уже выделенный им объем госзадания оплачиваться не будет.

Министр здравоохранения региона Олег Иванинский пояснил позицию ведомства – госзаказ получили медорганизации, закрывающие отсутствующие у госучреждений направленияи (или) выполняющие дорогостоящие диагностические тесты. Поэтому, пусть и в сокращенном объеме, госзадание сохранили за «Авиценной», проводящей процедуры ЭКО, Клиникой НИИТО, оказывающей медпомощь по профилю ортопедии и нейрохирургии, «ЛДЦ МИБС-Новосибирск» и «МРТ-Эксперт», обеспечивающими жителям области доступ к высокотехнологичным методам диагностики, «Нефролайн-Новосибирск» и «ДЦ ББАР», специализирующимися на диализе, и еще некоторым независимым операторам. Минздрав же, по словам его руководителя, заинтересован в сохранении финансовой стабильности госмедучреждений.

«Все остальные виды помощи закрываются объемами государственного здравоохранения, у нас достаточное количество коечного фонда, достаточное количество поликлиник со специалистами.<…> Я хочу, чтобы было понятно: любая передача госзаказа от действующего государственного лечебного учреждения повлечет сокращение людей и отправление их на улицу», – пояснил министр Иванинский. Однако поддерживающая частных операторов АРМОС посчитала волевое решение Минздрава дискриминационным и обратилась с соответствующими заявлениями в прокуратуру и УФАС. «Позиция областного Минздрава по данному вопросу – прямое нарушение федерального законодательства, – убеждена исполнительный директор АРМОС Елена Бобяк. – ФЗ №323 не содержит упоминаний о форме собственности медорганизации. Государственные и частные медучреждения должны находиться в абсолютно равных условиях. Если пациенты выбирают частников, значит, им там лучше, это ведь не приписное население. Получается, что Минздрав мнения и права пациентов не волнуют».

Пока коллизия ждет оценки антимонопольщиков, одни операторы продолжили работать с сокращенными объемами госздания, другие – перестали принимать пациентов с полисами ОМС, третьи – готовятся через суд взыскивать возмещение стоимости уже оказанных населению услуг. Текущая ситуация в каждом случае складывается по-разному. Например, искитимская клиника «Санитас» уже работает с превышением выделенного госзадания – кроме нее в городе МРТ не выполняет ни одна медорганизация. По ОМС, несмотря на отсутствие госзадания, работают клиники «Дента» и «Центр лабораторной диагностики». И не потому, что готовы ради расширения пациентской аудитории вписаться в плановые убытки, а главным образом, следуя закону. «На медорганизацию, отказавшую в приеме, пациенты могут подать в суд. Если она заявлена в реестре, то обязана оказывать услуги по ОМС», –поясняет патовое положение коммерческих медцентров Елена Бобяк.

Новосибирский прецедент отраслевые эксперты считают типичным. «Мы пожинаем плоды того, что законодатели и Минздрав не только не создали адекватную времени концепцию развития здравоохранения, но и не формируют законодательную базу для уже существующей системы, –говорит директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев. – Нет, в частности, законодательных актов, определяющих статус и деятельность ТФОМС и тарифной комиссии». Последняя как раз и призвана заниматься распределением объемов госзадания. Положение «О деятельности комиссии по разработке территориальной программы ОМС» утверждено приказом федерального Минздрава №158н от 2011 года, но самой методики распределения объемов госзадания в документе не существует. Опрошенные Vademecum эксперты подчеркивают, что подобные конфликты, вспыхивающие в разных регионах, – результат системной ошибки и сокращающегося финансирования индустрии. «Местные органы управления здравоохранением заинтересованы в том, чтобы средства ОМС шли в подведомственные им медицинские организации, а не в частные, – говорит управляющий омским Центром медицинского права Алексей Панов. – Такая позиция региональных властей вступает в противоречие с федеральной политикой по созданию конкуренции в бюджетной сфере. Если частная медицина не будет заявлять о своих интересах – ее будут игнорировать, тут союзники частной медицины – ФАС и суды».

Судебную перспективу разрешения подобных споров в пользу частников эксперты оценивают вполне оптимистично. «По закону Минздрав не может выбирать приоритетные формы собственности медорганизаций, – рассуждает председатель правления Союза медицинских организаций «Медальянс» Тарас Фурцев. – И судья смотрит на конфликт не с позиции Минздрава – хватит государственным клиникам работы или нет, нужно ли будет сокращать персонал вслед за отсутствием госзаданий или нет, – суд должен следовать закону». По мнению Фурцева, если у частных клиник были заключены договоры со страховыми компаниями, то их шансы отсудить у ТФОМС средства за уже оказанную помощь в полном объеме и продолжить работу в ОМС очень высоки. Примеров положительных для коммерсантов вердиктов в отрасли становится с каждым годом все больше.

Центр медицинского права иллюстрирует тенденцию судебными исками новосибирского Центра лабораторной диагностики (ЦЛД), сотрудничающего с государственными поликлиниками и больницами региона. ЦЛД в 2013 году через арбитраж взыскал с трех страховых компаний – «Ингосстрах-МС», «Росно-МС», «Симаз-Мед» – более 16,6 млн рублей за перевыполненные объемы госзадания в 2012-2013 годах.

ТФОМС привлекался к процессу в качестве третьего лица. В 2014 году ЦЛД снова превысил «норму», определенную тарифной комиссией ТФОМС, и сейчас в арбитраже опять рассматриваются исковые заявления компании, причем один процесс она уже выиграла. В 2015 году ЦЛД также вошел в систему ОМС, но новосибирский ТФОМС полностью лишил его госзадания, за что и получил очередной иск.

В Нижнем Новгороде ООО «Скорая помощь» удалось через суд добиться пролонгации своей работы в системе ОМС на IV квартал текущего года и получить разрешение на обслуживание страховых полисов в 2016 году. Конфликт частника с распорядителем страховых бюджетов начался нынешним летом: комиссия по разработке территориальной программы ОМС с 1 августа срезала коммерсантам госзадание напрочь. Гендиректор компании Ринат Фатыхов в разговоре с Vademecum предположил, что «его объемы стали интересны конкурентам»: частная «скорая» обслуживает по ОМС два крупных района города и принимает около 3 тысяч вызовов ежемесячно. Компания обратилась в суд, после чего комиссия ТФОМС вынуждена была отыграть свое решение назад.

Ярославскому ООО «Эксперт-Услуги» буквально неделю назад, 5 октября, также через суд удалось доказать, что действия областного Департамента здравоохранения нарушили закон «О защите конкуренции». Правда, на восстановление справедливости у частного медпредприятия ушел почти год: попытку войти в реестр операторов ОМС региональный Департамент здравоохранения отклонил в 2014 году, сославшись на превышение объемов оказанной в регионе скорой медицинской помощи. Частники обратились с жалобой в УФАС, которое поддержало компанию, усмотрев в действиях Департамента здравоохранения прямое нарушение закона.

«Рынок услуг скорой медицинской помощи, оказываемых за счет средств ОМС, является конкурентным. В на- стоящее время в этом секторе в Ярославской области функционируют 23 хозяйствующих субъекта, и сокращение объемов услуг скорой медицинской помощи за счет отказа в допуске к средствам ОМС одному из них неправомерно», –говорит руководитель ярославского УФАС Алексей Ширков. Департамент здравоохранения, пытавшийся оспорить это мнение в двух арбитражных инстанциях, вынужден был смириться с решением УФАС и вернуть «Эксперт-Услуги» в финансовые планы медицинского госзаказа.

Юристы, практикующие в индустрии здравоохранения, склонны поддерживать позицию ФАС. Алексей Панов из омского Центра медицинского права напоминает, что, согласно ФЗ №326 «Об ОМС в РФ», в случае превышения объема медпомощи из-за увеличения числа застрахованных ТФОМС вправе принять решение о предоставлении страховщикам недостающих средств для оплаты. «Плановые задания служат для того, чтобы департаменты здравоохранения и каждая медицинская организация понимали, какая загрузка планируется по ОМС, какие расходные материалы и лекарства и в каком объеме закупать, то есть исключительно для оптимального использования ресурсов, – рассуждает на тему вынужденных ограничений Сергей Ануфриев из Санкт-Петербурга. – Это не означает, что если в силу сложившейся эпидемиологической ситуации, например, в медучреждение обратится больше застрахованных, чем планировалось, то медорганизации нужно отказать в финансировании. Мы же законодательно декларируем, что у нас реальное ОМС, то есть страховая компания обязана оплачивать все случаи обращения пациентов, если они прописаны в территориальной программе».

омс, новосибирск, медуслуги

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении