27 Июля 2024 Суббота

Пластика сноса
Алексей Каменский Мединдустрия
28 мая 2013, 14:05
Фото: riaami.ru
7927

ЕМЦ, получивший в концессию старую московскую больницу, намерен снести ее до основания, построить заново, а потом вернуть городу. Бизнес-идея неочевидна

Правительство Москвы и Европейский медицинский центр заключили соглашение о концессии городской больницы №63 на ул. Дурова еще 15 мая, но официально сообщили об этом неделей позже. ЕМЦ достались здания площадью 30 тысяч кв. м и участок чуть больше 2 га возле спорткомплекса «Олимпийский». В ближайшие четыре года ему предстоит провести реконструкцию, а точнее, объяснил Vademecum совладелец ЕМЦ Игорь Шилов, все сломать и возвести современные корпуса. Но в собственность ему они не достанутся: ЕМЦ будет пользоваться ими 49 лет, а затем – если, конечно, соглашение не пересмотрят – отдаст Москве.

Сама по себе эта добровольная экспроприация в неблизком 2062-м не так страшна: за это время проект успеет несколько раз окупиться. Но это если все сложится удачно. А если нет? ЕМЦ не сможет ни продать, ни заложить фактически чужую больницу. Крайне трудно в таком случае и найти деньги на строительство, предупреждает коммерческий директор Capital Group Алексей Белоусов: инвестору вряд ли понравится объект, который отойдет городу и потому не сможет обеспечить инвестиции. А ведь в строительство и оснащение больницы предстоит вложить около 4,4 млрд рублей. Плюс 1 млрд рублей за концессию (иными словами – за 49 лет аренды участка), которые ЕМЦ внес целиком при заключении договора. Но риски и неудобства с лихвой окупаются.

Конкурс на концессию 63-й больницы был объявлен в конце прошлого года, а 30 января 2013-го Департамент городского имущества (ДГИ) признал его несостоявшимся, так как претендентов оказалось менее двух. ДГИ постановил «осуществить вскрытие» единственной заявки – от ЕМЦ. И уже вне рамок конкурса с ним начались переговоры.

У ЕМЦ в нескольких шагах от 63-й больницы уже есть три медцентра. Сам Шилов не скрывает, что его интерес к объекту связан с географией. Шутка сказать, почти в самом центре Москвы образуется компактный медицинский городок. ЕМЦ здорово повезло? Не совсем.

«В прошлом году мы решили попробовать, как в Москве заработает закон о концессии», – рассказал Vademecum вице-мэр Москвы по социальному развитию Леонид Печатников. Для старта надо было отобрать несколько больниц в плохом состоянии. С этим проблем нет – ремонт нужен 60% учреждений. Составили шорт-лист, выбирать из которого предоставили инвесторам. «Привлечь их нелегко, реально никто, кроме ЕМЦ, не пришел», – говорит Печатников. Выходит, интерес ЕМЦ был учтен заранее. Больница, кстати, не такая уж и старая, два главных корпуса построены в 1970-80-х годах. Проект должен окупиться и начать приносить прибыль на 16-й год реализации.

Но потенциальные инвесторы понимают, что дело не в сроках, а в синергии с другими клиниками. Шилов утверждает, что желающие участвовать в проекте буквально выстроились в очередь. По данным источника Vademecum, близкого к ЕМЦ, возможность сотрудничества с Шиловым обсуждает Роман Абрамович. «Скорее всего, Абрамовича [который уже предпринимал не слишком удачную попытку выйти на рынок медуслуг. – Vademecum] интересует доля в ЕМЦ в обмен на инвестиции в этот проект», – полагает наш собеседник.

Москва поставила Шилову еще одно жесткое условие – принимать 40% пациентов по ОМС, что пока для частных клиник убыточно. Но тут может помочь важная реформа Печатникова. В Москве он реализовал современный подход: государство компенсирует клиникам расходы на пациентов по ОМС исходя из диагноза и результата, а не из количества дней госпитализации. В ЕМЦ среднее время госпитализации составляет 2,68 суток против 11 в целом по Москве.

Дорого ли обошлось ЕМЦ получение участка? Если бы это была рыночная сделка, цену считали бы исходя из стоимости 30 тысяч кв. м – неважно, что их предстоит снести. «Метр в этом районе не может стоить меньше $5000», – говорит Алексей Белоусов из Capital Group. Так что минимальная цена участка – $150 млн, почти впятеро дороже суммы, заплаченной Шиловым. А если бы площадь после реконструкции увеличилась, инвестору пришлось бы заплатить городу еще примерно треть цены вновь созданных квадратных метров. ЕМЦ за лишние метры платить не должен. Чем их больше, тем ему выгоднее.

По условиям несостоявшегося конкурса, площадь центра должна была увеличиться на 20%. Но о чем в итоге договорились ЕМЦ и московское правительство, стороны не сообщают: соглашение конфиденциально. ЕМЦ на запрос Vademecum последовательно дал три ответа – «до 60 тысяч метров», «около 45 тысяч», «около 35,5 тысяч». Московское правительство на момент сдачи номера на аналогичный вопрос не ответило.

Попробуем прикинуть. ЕМЦ обязался вложить в строительство около 2,9 млрд рублей. Себестоимость квадратного метра составляет, по оценке Белоусова, $1500-2500, то есть речь может идти о 40-50 тысячах кв. м. Дополнительная площадь может оказаться в несколько раз больше, чем на конкурсе «для всех желающих».

емц, правительство москвы, концессия
Источник: Vademecum №2, 2013

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении