На сочинском олимпийском «периметре» в авральном режиме к началу 2014 года был сооружен многоуровневый клинический кластер, состоявший из 57 специализированных объектов разного функционала и мощности. Руководитель департамента медицинского обслуживания АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» Константин Шатохин в интервью VADEMECUM впервые рассказал о том, как возводились, эксплуатировались и сворачивались олимпийские поликлиники и медпункты.
«МЫ БИЛИСЬ ЗА КАЖДУЮ КОПЕЙКУ»
– Когда началась работа над медицинскими объектами для Олимпиады – сразу после объявления Сочи столицей Игр?
– Значительно позже. Я устроился на работу в оргкомитет, оставив позицию начальника департамента по медицинскому обслуживанию одной из российских нефтегазовых компаний, в феврале 2011 года. В тот момент внутри олимпийского «периметра» еще не было построено ни одного капитального объекта, не говоря уже о медпунктах и поликлиниках. Какие-то сооружения находились на стадии строительства, а какие-то только в виде проектных решений, но как раз в это время начиналось планирование олимпийской медицинской инфраструктуры, которую нужно было создавать с нуля.
– Как первоначально формулировалась задача?
– Когда я пришел в оргкомитет на позицию руководителя отдела медицинской методологии, планирование уже шло полным ходом. Моей задачей было определить уровень и виды медицинской помощи, ввести основные параметры планирования, рассчитать количество объектов медицинской инфраструктуры, определить и согласовать места их расположения, составить перечень оборудования, сделать первые шаги по планированию штатного расписания, определить порядок оказания помощи – то есть, по сути, разработать медицинскую программу Игр. Позднее я был назначен на должность руководителя управления, а затем – на позицию директора департамента по медицинскому обслуживанию. В этот период мы приступили к проектированию медицинской инфраструктуры, а также перешли к детальному планированию штатного расписания, оснащения наших учреждений. В целом у нас было шесть основных направлений деятельности: инфраструктура, персонал, снабжение и логистика, политика и процедуры, внутренние и внешние взаимодействия, а также «работа в поле», где все связывается воедино.
– Что в итоге представляла собой медицинская инфраструктура Игр?
– В общей сложности 57 медицинских объектов внутри олимпийского «периметра», в том числе 16 пунктов первой помощи, 38 медпунктов для зрителей и спортсменов и три поликлиники для спортсменов и членов олимпийской семьи. Пункт первой помощи – комната около 20 кв. м для первичного осмотра пациента, как правило, на удаленных от медпунктов участках олимпийских объектов. Медицинские пункты – это мини-клиники площадью от 60–70 до 200 кв. м. В медпунктах для зрителей силами врачей-терапевтов или врачей скорой медицинской помощи обеспечивалось оказание неотложной помощи. Эти медпункты располагали одним-двумя врачебными кабинетами, а также вспомогательными помещениями. В медпунктах для спортсменов был реализован более широкий перечень видов медицинской помощи – вели прием травматологи, была доступна физиотерапия, на хоккейных аренах предусмотрены кабинеты стоматологов, в Центре санного спорта – дежурство невролога.
В каждой из трех олимпийских деревень – Основной олимпийской деревне в Имеретинской низменности, Горной олимпийской деревне на хребте Аибга («Роза Хутор») и Дополнительной горной деревне на хребте Псехако (Комплекс «Лаура») – открылись поликлиники площадью от 1 000 до 2 600 кв. м. В целом мы старались обеспечить их идентичными сервисами – везде были представлены экстренные службы, включая дежурство бригад скорой медицинской помощи, базовая лучевая, функциональная и лабораторная диагностики, врачи общего профиля и узкие специалисты по более чем 20 специальностям. Но и различия были. Например, трейлеры с МРТ и КТ располагались только в деревне на «Розе Хуторе» из-за большего спроса на эти услуги, связанного со спецификой представленных там видов спорта. В прибрежной деревне действовало больше персонала – там, например, должны были работать три-четыре врача общей практики одновременно, в то время как в Дополнительной горной деревне было достаточно одного такого специалиста.
Кроме того, городская станция скорой медицинской помощи предоставила нам 52 машины скорой медицинской помощи, а администрация Сочи развернула дополнительную подстанцию скорой помощи в здании Центрального олимпийского стадиона «Фишт», отвечающую за координацию указанных бригад. Предполагалось, что в случае тяжелых травм спортсмены будут эвакуироваться в клиники за пределы олимпийского «периметра» – в Краевую больницу №4 Адлера, Городскую больницу №8 поселка Красная Поляна и Городскую больницу №4 в Сочи, а также в особых случаях – в Краевую клиническую больницу №1 им. С.В. Очаповского в Краснодаре. Эти клиники были предварительно выбраны Международным олимпийским комитетом (МОК) для лечения спортсменов и членов олимпийской семьи и получили статус олимпийских больниц.
– При составлении медицинской «карты» олимпийского Сочи наверняка пришлось учитывать мировые стандарты?
– Конечно, мы отталкивались от требований международных спортивных федераций, МОК и МПК. Эти нормы достаточно общие, в них прописаны необходимые объемы медицинской помощи, но не говорится, например, какой площади должны быть медицинские объекты и где конкретно они должны быть расположены. В этой части мы ориентировались преимущественно на российские нормативы, международный опыт и здравый смысл.
Предполагалось, что на каждом несоревновательном объекте, например, в отеле МОК, в Главном медиацентре, в Олимпийском парке должно быть не менее одного медицинского пункта для зрителей или посетителей. На каждом соревновательном объекте, например, во Дворце зимнего спорта «Айсберг», мы размещали как минимум один медпункт для спортсменов и один медпункт для зрителей, так как пересечение клиентских потоков не предусматривается ни правилами зонирования олимпийских объектов, ни требованиями МОК, МПК и международных федераций. По факту, поскольку объекты были сложные и масштабные, медпунктов было запланировано и построено больше. Например, на Центральном олимпийском стадионе мы поставили три медпункта, но при этом пришлось разместить еще пять пунктов первой помощи, а также в пиковые дни использовать 32 мобильные медицинские бригады и до 12 машин скорой помощи.
К месту расположения медицинской инфраструктуры были свои требования. Медпункты для спортсменов на ледовых аренах мы размещали как можно ближе к зоне проведения соревнований, а для открытых объектов – к так называемым зонам выката, например, на финише горнолыжной трассы.
В ходе планирования мы также определили временные нормативы оказания помощи. Например, решили для себя, что медпомощь спортсменам на игровом поле должна оказываться максимум в пределах трех минут, но всегда стремились к одной минуте. Для зрителей максимальное время оказания помощи мы заявляли как пять минут. И мобильные бригады старались расставлять таким образом, чтобы они смогли, укладываясь в норматив, добежать или доехать на лыжах, на снегоходах или электромобилях до пострадавшего.
– Как финансировалось создание олимпийских медицинских объектов?
– Сейчас сложно точно посчитать. Президент оргкомитета Дмитрий Чернышенко всегда ставил задачу решать вопросы с максимальной эффективностью и минимальными затратами. И мы старались оптимизировать расходы, жестко отстаивать свои интересы перед контрагентами, бились за каждую копейку. Мы проводили большую работу с собственниками олимпийских объектов, поставщиками оборудования и другими партнерами, и в результате таких переговоров часть затрат они брали на себя.
Ряд ответственных исполнителей Программы строительства олимпийских объектов были готовы взять на себя обязательства, в том числе и по подготовке медпунктов. Мы, в свою очередь, обеспечивали надлежащую разработку медицинской технологии и получали готовые помещения, оснащенные мебелью и медицинским оборудованием.
Что касается более крупных объектов, то одна из наших поликлиник была полностью подготовлена и оснащена собственником объекта, нам оставалось за свой счет завезти туда только медицинское оборудование. Собственник другой поликлиники подготовил помещения под установку мебели и оборудования, а в постолимпийский период выкупил имущество для дальнейшего использования, компенсировав, таким образом, и часть наших затрат.
Самой «многострадальной» с точки зрения привлечения инвестиций и дальнейшего проектирования оказалась поликлиника в Прибрежном кластере. Собственник объекта не хотел брать на себя лишние затраты, эта позиция собственника была закреплена в исходных документах и матрицах разграничения ответственности. Когда мы включились в эту работу, было уже поздно менять принципиальные договоренности. Однако мы не получили поддержки и в части предлагаемых нами решений, в том числе по привлечению инвесторов, готовых построить и оснастить поликлинику при условии сохранения ее за собой в постолимпийском периоде. Сложности были связаны в большей степени с наличием существенных обременений у собственников олимпийских объектов, получавших финансирование в рамках Программы строительства олимпийских объектов. Если бы мы продолжали пробиваться через бюрократические барьеры, то рисковали бы остаться вообще без поликлиники, что стало бы грубейшим нарушением требований наших международных стейкхолдеров. В итоге был выбран путь наименьшего сопротивления – собственник выделил нам уже построенный жилой корпус, и мы сами занимались его техническим переоснащением.
– Для оснащения медучреждений вы привлекали профильных спонсоров?
– Большую часть тяжелого диагностического оборудования поставил маркетинговый партнер МОК – компания General Electric. GE обеспечила нас аппаратами КТ и МРТ на базе трейлеров, мобильными рентгенами, УЗИ и ЭКГ. Кроме того, оргкомитету удалось самостоятельно привлечь маркетинговых партнеров в статусе «поставщик Игр», которые предоставили нам ортопедические изделия, физиотерапевтический инвентарь и оборудование, а также перевязочные материалы на общую сумму чуть менее 20 млн рублей.
Благодаря такой оптимизации медицинский бюджет в Сочи оказался в два с половиной – три раза меньше, чем в Ванкувере. И в то же время мы ничем не уступили предшественникам по уровню оснащения объектов и качеству предлагаемых сервисов.
– В какие сроки вам пришлось укладываться?
– Основная часть медпунктов в составе временной инфраструктуры должна была быть введена в эксплуатацию осенью 2013 года. А медпункты в капитальных объектах возводились вместе с основными олимпийскими сооружениями к концу 2012-го – началу 2013 года. То есть к первым большим тестовым соревнованиям все должно было работать.
«НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, ПЕРЕДЕЛКИ, БОРЬБА ЗА ПЛОЩАДИ»
– Кто проектировал медицинские объекты? С учетом ответственности и аврала застройщики, наверное, привлекли профильные компании?
– Напротив, в основном это были компании, не имеющие ничего общего с медициной. Собственник, например, разрабатывал проект деревни, занимающей десятки тысяч квадратных метров, где были столовые, спортзалы и в том числе медицинские учреждения. На всех этих объектах работал один генеральный проектировщик, который по каждому типу сооружений взаимодействовал с соответствующим функциональным подразделением оргкомитета, а для проектирования особых разделов привлекал субподрядчиков.
– И у непрофильных проектировщиков не возникало проблем из-за отсутствия опыта работы в медицинской сфере?
– Какие-то проблемы, конечно, были, и мы старались максимально помочь коллегам, но основные сложности были обусловлены скорее внешними факторами. Например, у нас часто менялось расположение объектов – мы могли, заранее со всеми договорившись, занять удобную позицию для медицинского объекта, а потом выяснялось, что она конфликтует с функционалом соседних подразделений. Приходилось перемещаться, перепроектировать. Так что можно сказать, что неопределенность, постоянные переделки, война за площади оказались самыми острыми нашими проблемами.
Но главным, почти неразрешимым конфликтом было то, что в России нет регламентов и нормативных документов для временных медицинских учреждений. То есть мы должны были строить объекты с соблюдением всех санитарных норм и получать для них лицензии как для капитальных лечебных учреждений. Иногда доходило до абсурда. Например, мы находили отличное помещение, но оказывалось, что кабинет врачебного приема меньше нормативных площадей, или не имеет естественного освещения, или у него не открывающиеся окна – приходилось отказываться от помещения в пользу другого, нередко менее удобного по расположению. Другой пример – кабинет уролога по нормам должен быть оснащен эндоскопами и моечными машинами для них. Перед нашими урологами не стояла задача заниматься эндоскопическими исследованиями, но мы все равно были вынуждены заказывать для них все это оборудование. Так же, как и закупать, например, секундомеры для оснащения кабинетов терапевтов, притом что каждый мобильный телефон сейчас имеет эту функцию. Все эти нормативные казусы во многом замедляли и значительно удорожали весь процесс.
– Почему временным объектам не дали регламентных послаблений на период Игр?
– Мы с самого начала говорили о том, что необходимо отменить лицензирование медицинской деятельности на олимпийских объектах, поскольку в этом нет смысла. Это было озвучено на заседании штаба в Минздраве моим руководителем еще в 2011 году. Тогда нас поддерживали многие специалисты, в том числе руководитель ФМБА России Владимир Уйба. Но, к сожалению, наши предложения так ни к чему и не привели.
– А когда завершились все подготовительные работы по медицинской инфраструктуре?
– На 100% все было готово только в самый последний момент. За две недели до открытия Игр несколько медучреждений, в том числе поликлиники, еще доделывались – куда-то еще поставлялось оборудование, где-то даже шли последние отделочные работы. Это было связано с физической готовностью объектов в самый последний момент, отсутствием возможности хранить имущество в строящихся объектах без охраны, нашими замечаниями к подготовленным для нас помещениям и иными причинами. Были и технические аварии, которые сегодня кажутся курьезом, а тогда воспринимались как катастрофа. Например, за день до открытия одной из поликлиник на крышу здания, где она располагалась, заехал снегоуборочный грейдер, по зданию пошла трещина, образовалась протечка воды, повредилась система отопления и канализации. И вот представьте – завтра первый день работы поликлиники, должна приехать медицинская команда, а накануне ночью в 30% помещений вскрывают полы, где-то с потолка льется вода. И таких историй уйма. Но в целом, когда в деревни заехали спортсмены, у нас боеспособно работали все поликлинические сервисы.
«ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ СПРОСОМ ПОЛЬЗОВАЛАСЬ СТОМАТОЛОГИЯ»
– На эксплуатационных показателях медицинской инфраструктуры проектно-строительные неурядицы сказались?
– Нет, нам в этом смысле повезло. На Олимпийских играх в Сочи не было летальных и большого количества запредельных по тяжести случаев. Если кто-то травмировался, то это происходило в доступных для эвакуации местах. Бригады реагировали очень быстро, например, рекорд по подходу к пострадавшему на санно-бобслейной трассе, его экспресс-осмотру, полной «упаковке» с учетом его фиксации в вакуумном матраце и извлечению – три минуты – показатель, которому могут позавидовать специалисты многих стран. Однако надо признать, что не всегда удавалось добиться таких результатов, были и коммуникационные накладки и недоработки. В таких вопросах предела совершенству нет.
Были и негативные моменты. Например, явное недовольство наших зарубежных коллег было вызвано отсутствием у наших специалистов, работающих в зоне проведения соревнований, наркотических анальгетиков. Включить их в комплект мобильной бригады не позволяло законодательство. Особенно остро проблема стояла для горнолыжного спорта, сноуборда и фристайла. Мы бились за олимпийские преференции, вели длительные переговоры, но, к сожалению, в части оборота наркотических анальгетиков федеральные власти остались непреклонными. Однако мы добились ряда послаблений для врачей национальных сборных. В частности, благодаря изменениям в федеральный закон №329 «О физической культуре и спорте» врачам национальных команд на время Игр было разрешено оказывать медицинскую помощь членам своих делегаций в соответствии со стандартами страны, из которой они приехали. Также была обеспечена возможность для врачей национальных сборных ввозить наркотические анальгетики на территорию Российской Федерации для использования при оказании медицинской помощи членам своих команд. Со своей стороны, по согласованию с Международной федерацией горнолыжного спорта (FIS), мы внесли ряд корректировок в правила оказания медицинской помощи в зоне проведения соревнований, допустив врачей команд к участию в оказании первой помощи. Получив нарукавные повязки члена медицинской команды оргкомитета и возможность применять препараты, которые они привыкли использовать в критических ситуациях, врачи команд успокоились и остались благодарны нашей гибкости в принятии решений.
– Какие медуслуги во время Игр оказались особенно востребованными?
– Из диагностических процедур традиционная популярность у рентгенографии и УЗИ. С первых дней у нас возникла очередь из желающих записаться на МРТ-исследования на два-три дня вперед, не считая экстренных исследований, проводимых вне графика. Из числа врачей-специалистов – это, конечно, общая практика, травматология-ортопедия, физиотерапия, были востребованы офтальмологи и ЛОР-врачи, но, думаю, это традиционный набор. Дополнительным сервисом к офтальмологии и оптометрии было изготовление очков взамен утраченных или сломанных. Услуга оказалась чрезвычайно востребованной. Думаю, что не обошлось и без злоупотреблений, приходилось раздавать десятки пар очков в день, в том числе тем, кто просто хотел воспользоваться бесплатной услугой. Как всегда на Играх, исключительным спросом пользовались стоматологические услуги. Правда, этих специалистов посещали не столько спортсмены, сколько члены делегаций и даже просто персонал деревень, – услуга была полностью бесплатной, и все пользовались такой возможностью.
– Как оценили работу медицинской службы в Сочи МОК и МПК?
– Мы получили высокие оценки. МОК проводил опрос среди спортсменов и членов национальных делегаций, в котором просил оценить медицинские сервисы, предоставляемые организаторами во время Игр, по пятибалльной шкале. Если не ошибаюсь, мы получили 4,7 балла. Возьму на себя смелость сказать, что наши результаты, особенно в части поликлинических сервисов и качества медицинской инфраструктуры, были выше, чем у наших предшественников в Ванкувере, которые до нас были образцом для подражания. Также хочу напомнить, что XI Паралимпийские зимние игры в Сочи были признаны лучшими в истории Паралимпийскими зимними играми. И, безусловно, медицинские сервисы внесли свой вклад в общий успех.
– Все медицинские объекты после Олимпийских и Паралимпийских игр продолжили эксплуатироваться?
– Олимпийские больницы продолжают работать, испытывая на себе все вызовы реформы здравоохранения. Что касается временной инфраструктуры, она вся была демонтирована сразу после Игр. Сейчас остались медпункты только на соревновательных объектах, которые изначально строились как постоянные. Собственники всех олимпийских деревень по-своему используют поликлиники. В Дополнительной горной деревне поликлиника изначально готовилась для постолимпийского использования. В Горной олимпийской деревне на «Розе Хуторе» после Игр собственник объекта выкупил мебель и оборудование, и сейчас реализует проект по созданию санаторной и поликлинической базы в горах. В Основной олимпийской деревне собственник буквально два месяца назад открыл поликлинику на прежнем месте и развивает медицинские сервисы, ориентированные на туристов и местных жителей. Думаю, что услуги этих учреждений будут востребованы, так как Сочи – действительно всесезонный курорт, и спрос на него растет.