27 Сентября 2023 Среда

Патриции касс
Ольга Макаркина, Дмитрий Кряжев, Екатерина Михайлова
17 июня 2014, 12:33
8622

Какие перемены порождает консолидация фармрозницы

Крупные оптовики не верят в возможность скорой консолидации сектора фармацевтической розницы. Однако сами ритейлеры все охотнее соглашаются на участие в стратегических альянсах с конкурентами, правда, признают: избранный путь будет тернист. Даже более‑менее понятная задача по слиянию A.v.e и «36,6» не приведет к решению через простое сложение активов. Что говорить о других вариантах союзов на непрозрачном рынке, где нет единых правил игры, а аудированной отчетностью могут похвастаться всего три компании. Пока большинство ритейлеров предпочитают сокращать издержки наиболее простым способом – уводя свои компании в «налоговую тень», привести рынок в порядок будет невозможно.

ПЕРЕСТРОЙКА И УСКОРЕНИЕ

В начале марта VM #7 опубликовал рейтинг российских аптечных сетей. В одной из таблиц мы представили ТОП20 игроков коммерческого рынка по ситуации на 1 января 2014 года. Именно в этом списке за неполные шесть месяцев произошли наиболее заметные перемены. К двум уже известным отрасли слияниям – A.v.e и ≪36,6≫, ≪Радуги≫ и ≪Первой Помощи≫ – добавилось третье: об объединении заявили два крупных пермских ритейлера – ≪Аптека-Таймер≫ и ≪Лекса≫.

Все три сделки их участники солидно называют слияниями, и определенные основания для этого есть. Во всех случаях цель союзов – артподготовка к захвату контроля локальных (причем весьма концентрированных) рынков – Москвы, Санкт-Петербурга и Перми соответственно. Место в актуализированном ТОП20 ≪Аптека-Таймер≫ получила только благодаря первым двум слияниям.

Но это не единственная перемена в рейтинге. После публикации проекта ≪ТОП100 аптечных сетей России≫ в марте мы не прекращали следить за обновлениями базы ЕГРЮЛ и постоянно сверяли заявленные и реальные показатели выручки крупнейших фармритейлеров. Стоит отметить, что беззастенчиво врать VM уже многие разучились. Уличить в тотальном завышении показателей выручки по итогам этого мониторинга мы смогли только одного игрока – ≪А5≫. Сведения о финансовых результатах VM получил в феврале непосредственно у гендиректора сети Андрея Гусева: в отчете было два значения – выручка с учетом льготного лекарственного отпуска (20 743,13 млрд рублей) и просто коммерческие продажи (15 597,32 млрд).

Строго говоря, мы сами виноваты, что приняли первый показатель в расчет для совокупного рейтинга. Следовало удостовериться, что структуры ≪А5≫ не являются держателями госконтракта, получают от поставщика только компенсацию за услугу по отпуску, а потому и не вправе записывать объем льготного отпуска в свой оборот. Впредь при составлении рейтинга аптечных сетей нужно полностью исключить ≪льготу≫ из структуры выручки сетей.

Со вторым показателем – коммерческими продажами – у ≪А5≫ все тоже оказалось не слава богу. Всего VM удалось обнаружить под эгидой ≪А5≫ 10 действующих компаний, наиболее крупная из них по показателю выручки – это головная: ОАО ≪ТС Аптечка≫. Однако даже все вместе эти компании смогли принести своим акционерам не заявленные ранее 15 597,32 млрд рублей, а только 12 759,44 млрд. Итого разница между декларируемой и фактической суммой превышает 2,8 млрд рублей.

Справедливости ради добавим, что эти цифры не учитывают продаж аффилированной с ≪А5≫ интернет-аптеки piluli.ru, но ее успехи в показатели выручки группы Андрей Гусев тогда не включал.

Если наша оценка покажется ответственным менеджерам или собственникам ≪А5≫ несправедливой, VM с готовностью примет их возражения. Но сразу предупредим, что поводом для опровержения приведенных сведений мы готовы считать только финансовую отчетность группы, заверенную независимой аудиторской компанией. Пока же ≪А5≫ перемещается в нашем рейтинге с условно четвертого на шестое место.

НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Но не будем оставлять без внимания других героев рейтинга. Цель доминирования на московском рынке, которую преследуют владельцы A.v.e (хотя формально сделка по слиянию до сих пор не началась), подразумевала под собой масштабную распродажу региональных активов ≪36,6≫. Этим они занимались последние полгода, это во многом определило вектор развития розничного сегмента в стране.

В совокупности A.v.e на сегодняшний день удалось продать 142 точки ≪36,6≫, из них 107 (в Уфе, Тюмени и Оренбурге) уже весной купила башкирская сеть ≪Фармленд≫. Остальные аптеки достались другим амбициозным региональным сетям – все той же ≪Аптеке-Таймер≫ (11), казанской ≪36,6≫ (восемь), пермской ≪Опеке≫ (шесть). Не отказался от небольшого приобретения – две точки в Саратове – и один из лидеров рейтинга – ≪Имплозия≫. Тем не менее ненужных аптек в беспокойном хозяйстве ≪36,6≫ еще хватает, и до финала распродажи далеко. Наибольшие трудности пока с продажей краснодарского филиала: по сведениям VM, сеть посмотрели почти все потенциальные интересанты, но к активным переговорам никто пока не перешел.

Участники рынка свидетельствуют, что практически без торга управленцы ≪36,6≫ смогли продать точки только ≪Фармленду≫. 550 млн рублей (в эту сумму в совокупности обошлись ритейлеры точки ≪36,6≫) башкирская сеть заплатила за пролонгацию своего пребывания в первой двадцатке. ≪Для ≪Фармленда≫ это чисто имиджевый ход. Они чувствуют, что начали проигрывать ижевскому ≪Фармаимпексу≫, и решили отыграть упущенное любой ценой, показать, что они главные на рынке≫, – рассуждает совладелец крупной поволжской аптечной сети. Большинство башкирских аптек ≪36,6≫ неликвидные, соглашается гендиректор одноименной (но не родственной) казанской ≪36,6≫ Артур Уразманов: ≪Приобретенные аптеки работали с минимальной маржой, а некоторые – в минус. Но смысл сделки скорее в том, чтобы упрочить монопольное положение ≪Фармленда≫ на рынке Башкортостана, не позволить конкурентам встать рядом в регионе. Убыточные точки будут закрыты, часть помещений сдадут в аренду≫.

В ТЕНИ ИСЧЕЗАЮТ

В случае с ≪Фармлендом≫ один резон, однако, вовсе не исключает второй. Да и случаи, когда необходимость покупки не продиктована очевидной бизнес-логикой, в аптечном ритейле вовсе не редкость. За примером далеко ходить не надо – вся предыдущая история развития ≪36,6≫ как федеральной сети тому подтверждение. В самой A.v.e расстаются с региональными филиалами без сожаления и всячески приободряют потенциальных покупателей. ≪Средние сети опережают крупные по скорости принятия решения, по темпам своего развития. На местах сейчас большая активность, они с удовольствием совершают покупки≫, – говорит гендиректор A.v.e Group и ≪36,6≫ Владимир Кинцурашвили.

За исключением ≪Имплозии≫, никто из ТОП10 на региональные филиалы ≪36,6≫ пока не позарился. Та же ≪Ригла≫ запрашивала в A.v.e распродажный лист, но переговоры не инициировала. Впрочем, некоторые наблюдатели видимую нерешительность ≪Риглы≫, которая не меньше прочих нуждается в качественном и количественном росте, объясняют иначе. Как публичная компания с прозрачной отчетностью, эта сеть не может себе позволить многого из того, что в состоянии сделать региональные ритейлеры для улучшения показателей приобретаемого актива. Для менее щепетильных в вопросах развития собственной корпоративной структуры сетей путь к оптимизации издержек и наращиванию прибыли начинается с изменения налогового режима для вновь присоединяемых аптек.

Несмотря на то что с 2011 года аптечные сети с численностью штата более 100 человек (большинство крупных и средних ритейлеров) были лишены возможности использовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД освобождает налогоплательщика от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость) и переведены на общую систему налогообложения (ОСНО), расстановка сил в отрасли не поменялась. Хотя рост налогового бремени выводил за черту рентабельности немало игроков. И если нескольким крупнейшим игрокам фармритейла пришлось перейти на ОСНО, то региональные середняки нашли выход в дроблении на мелкие компании, которые, согласно законодательству, все же могли рассчитывать на прежние налоговые льготы. Уход в такую своеобразную ≪налоговую тень≫ для крупных сетей оказался неплохим способом повышения собственной прибыли. Даже если не брать в расчет возможность выплаты ≪серой≫ зарплаты, выгода будет налицо.

УСЛОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Чтобы убедиться в этом, VM взялся просчитать финансовую модель для среднестатистической аптеки, ≪сидящей≫ на ОСНО или ЕНВД. Какая она, среднестатистическая рентабельная российская аптека? Общая площадь точки – 150 кв. м, из которых 100 кв. м – это торговый зал. Наша аптека – далеко не дискаунтер и считает адекватной наценку в 30%. Разумеется, помещение не в собственности: арендодателю мы платим по ставке 1,2 тысячи рублей за кв. м, или 180 тысяч рублей в месяц. Поскольку наша аптека находится на упрощенной системе налогообложения, НДС с аренды мы не платим.

В нашей аптеке с 8.00 до 20.00 работают девять человек: заведующий с зарплатой 35 тысяч рублей, пять фармацевтов (по 25 тысяч рублей каждому), разборщик товара с окладом в 10 тысяч рублей и пара санитарок, которые нам обходятся по 6,5 тысячи рублей в месяц каждая. Итого общий размер ФОТ составляет 183 тысячи рублей в месяц.

Сколько нам нужно продавать, чтобы бизнес был рентабельным? Сплоченный коллектив нашей аптеки гарантирует ежемесячную выручку на уровне 2,5 млн рублей. Какие показатели прибыли покажут одинаковые точки с ОСНО и ЕНВД? По нашим расчетам выходит, что чистая прибыль ЕНВД-аптеки составит 96 385 рублей в месяц против 29 430 рублей у ОСНО-аптеки. Разница в 66 995 рублей в пользу ЕНВД-аптеки. В пересчете на год (хочется верить, что наша точка покажет себя образцом стабильности и сможет приносить нам ровно по 2,5 млн рублей в месяц) разница на одну точку достигнет уже 803,3 тысячи рублей. А если предположить, что в структуре ЕНВД-сети 1 050 аптек (столько точек на 1 января 2014 года было, чисто для примера, в составе ≪Имплозии≫), разница в показателях чистой прибыли достигнет уже весьма весомой суммы – 43,6 млн рублей.

Конечно, наш расчет условный. Однако фора, которую получает вполне реальная ≪Имплозия≫ (в ее составе немало ЕНВД-аптек) по сравнению с той же ≪Риглой≫, действительно значительная. По итогам 2014 года амбициозному самарскому игроку некоторые участники рынка даже прочат лидерство (с учетом показателей не только собственных, но и франчайзинговых точек) в рейтинге аптечных сетей. Но скептики считают, что такая победа может быть только тактической, а путь развития сети считают в перспективе весьма рисковым. Подобные конгломераты в силу сложной внутренней организации, в принципе, могут рассчитывать исключительно на собственные силы – привлечь заемные средства на развитие, получить адекватную оценку бизнеса у портфельного или стратегического инвестора им будет крайне трудно.

Еще один вопрос – сколько точек подобной сети окажутся прибыльными в случае ее обеления, то есть перехода с ЕНВД на ОСНО. Ну и наконец, главная угроза для таких игроков – вероятный интерес к ним со стороны ФНС, считающей подобное ≪разбивание≫ бизнеса схемой уклонения от уплаты налогов. Ситуация действительно двоякая – перед производителями и поставщиками ЕНВД-сети предстают как единые структуры, рассчитывающие на самые широкие преференции и скидки, а главное, способные освоить большой маркетинговый бюджет, а перед государством – как небольшие фирмы, нуждающиеся в налоговых каникулах.

Громких скандалов, уголовных дел и судебных процессов на эту тему с участием видных игроков фармритейла пока не было, а значит, нет и поводов для суеты. Что может подтолкнуть ≪разбитые≫ сети к невыгодной реорганизации? Да хотя бы все та же тяга к укрупнению через слияния и стратегические альянсы. Долго утаивать от рынка и регуляторов многомиллиардный бизнес в условиях сжимающегося рынка – слишком большой риск.

Две большие розницы

рынок фармдистрибуции

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Мединдустрия

Сегодня, 11:28

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»