27 Июля 2024 Суббота

Оформление календарственной
Екатерина Макарова Фарминдустрия
30 марта 2015, 13:54
3729

Как набирает вес и каких перемен ожидает рынок иммунобиологических препаратов

В истории Национального календаря профилактических прививок 2014 год определенно был знаковым. Благодаря включению вакцинации младенцев от пневмококковой инфекции в перечень госпрограммы ее общий годовой бюджет вырос в три раза. Повысив емкость Нацкалендаря, государство спровоцировало неви­данную активность производителей и дистрибьюторов вакцин. Эпическое противостояние между Pfizer и GSK за госконтракт на поставку антипневмококковой вакцины стоимостью 4,05 млрд рублей, тем не менее, ока­залось только прелюдией к настоящему переделу рынка. В ближайшие дни ОАО «Национальная иммунобио­логическая компания» (НИК; «дочка» госкорпорации «Ростех») может объявить о передаче ей права едино­лично осуществлять поставки для Нацкалендаря. С этого момента все изменится не только для классических оптовиков, на протяжении последних лет работавших в Нацкалендаре, но и для производителей вакцин.

В НИК, которую еще в конце 2013 года в «Ростехе» учреждали как будущего монополиста на рынке иммунобиологических препаратов, не скрыва­ли, что их цель – достижение «национальной лекарственной независимости». Быстрого захва­та рынка, несмотря на личное участие в судьбе НИК гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезо­ва, поддержку президента Владимира Путина и партнерство с главой Минздрава Вероникой Скворцовой, не получилось. В закупочной сессии 2014 года по Нацкалендарю НИК участия не при­няла ни в каком статусе (подробнее – в таблице «Петро Первый»). Отодвинув на время угрозу госмонополии, поставщики сами себя вели подоб­но монополистам. Иначе как объяснить, что Нац­календарь – единственная бюджетная программа, в которой фиксировалась отрицательная дина­мика снижения начальной цены. Проще говоря, в контрактах по нескольким МНН фиксировалась сумма большая, чем была определена на старте торгов (подробнее – в таблице «Неснижаемый достаток»). Ничего подобного, к примеру, еще в 2013 году на торгах по Нацкалендарю не было.

Какой характер НИК продемонстрирует, став един­ственным поставщиком Нацкалендаря, еще вопрос. Предугадать тактику госкомпании можно только по выдержкам из официальной стратегии ОАО «Нацимбио», утвержденной в «Ростехе» в конце 2014 года. Из текста документа следует, что предпри­ятия холдинга, который будет создан на базе НИК, сосредоточат у себя до 70% всего объема производ­ства. Что же останется у частников? «До 30% выпу­ска отдельных вакцин (например, против гриппа, полиомиелита, гепатита B) в России будет дублиро­ваться предприятиями, не входящими в холдинг», – отвечает на каверзный вопрос стратегия.

В этих тесных рамках нынешним лидерам рынка Нацкалендаря прежние объемы не уместить. По­тому неудивительно, что именно крупные част­ные производители на прошлой неделе довольно нервно отреагировали на известие о том, что в Кремле согласовали-таки вопрос о статусе НИК как единственного поставщика Нацкалендаря. К концу недели первый стресс прошел. Даже аме­риканская Pfizer и ее российский партнер по про­изводству антипневмококковой вакцины Преве­нар 13 НПО «Петровакс Фарм» сейчас (правда, неофициально) говорят, что скорые перемены невозможны. Очередной розыгрыш на 3,8 млн доз вакцины (а это чуть меньше годового объ­ема) никуда из плана госзакупок не исчез. Все предварительные согласования по предстоящим торгам получены. В Минздраве неофициально подтверждают, что никаких единовременных перемен от будущего распорядителя Нацкаленда­ря не ждут и говорят, что так или иначе все шаги тот будет согласовывать с министерством. О на­правлении и широте этого марша – в ближайших номерах VADEMECUM.

национальная иммунобиологическая компания, календарь прививок

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении