Существует более 2 тысяч исследований, разными способами подсчитывающих, сколько миллиардов долларов экономит телемедицина и сколько миллионов человек она может спасти. Едва ли это намного проще, чем вычислить пользу мобильной связи или автомобильного транспорта. По данным BCC Research, мировой телемедицинский рынок уже перевалил за $12 млрд, а к 2016 году превысит $27 млрд. Многие исследователи считают, что давать подобные прогнозы вообще не имеет смысла – слишком много существует сфер, куда в самое ближайшее время может с триумфом ворваться телемедицина. Нынешние игроки в основном заняты тем, что пытаются угадать и застолбить самые востребованные направления. Иногда у них это получается.
Удаленная медицина порой рождается в самых неожиданных местах. В 2003 году в Индии стартовал телемедицинский аюрведический проект Teledoc. Подготовка к нему началась еще в 2001-м: два года ушло на определение потребностей и расстановку приоритетов. Медицинские работники (далеко не всех можно было назвать врачами) в деревнях штата Харьяна получили по телефону Nokia со специальной программой, позволяющей передавать информацию о пациенте в Jiva clinic в городе Фаридабаде неподалеку от Нью-Дели. Jiva, собственно, и выступила организатором проекта. На основе данных доктора клиники ставили диагноз и выписывали рецепт, а изготовление лекарств снова передавалось на места. Себестоимость всего этого процесса составляла $1,5 на пациента. Проект произвел фурор, выиграл главный приз в разделе eHealth на Всемирном саммите по информационному обществу, а затем очень быстро умер.
Другой пример – программа довольно неожиданной тематики, стартовавшая в январе этого года в Австралии. «Раньше кормить детей грудью женщину учили ее родственницы – мать, тети, старшие сестры. Наш век разбросал семьи по всему свету», – констатируют авторы стартапа Telenursing. Их идея проста: женщинам предоставляется возможность в любое время суток выйти на видеосвязь с консультантом, которая объяснит и, если надо, покажет, как правильно кормить. Выстрелит проект? Пока никто не знает.
Собственно, и на вопрос, что такое телемедицина, нет одного короткого ответа. Удаленная связь может осуществляться между врачом и пациентом или между двумя и более врачами. Связь может быть с передачей объемных данных (видео, результаты исследований, доступ к облачным хранилищам медицинской информации о пациентах) или без таковой. Связь может быть между двумя обычными медучреждениями или между учреждением и труднодоступной точкой, куда удалось доставить некое оборудование, но где нет специалиста, способного его использовать без подсказок. Связь может осуществляться в режиме мониторинга, когда, например, специальный медицинский девайс постоянно собирает данные о состоянии пациента и отправляет их в «центр», или в каком-то ином режиме. Рынок пытается определить в этом многообразии самые перспективные направления развития.
ЕЛЕ МЕДИЦИНА
Удаленная врачебная консультация – кажется, первое, что приходит в голову предпринимателям по всему свету, пытающимся заняться медициной на расстоянии. Вещь эта недорогая в организации. Если врачи консультируют по совместительству, не требуется даже отдельного офиса – только сайт и договоренность с врачами. «Доктор Онлайн», «Теледоктор», «Доктор-Телефон», проекты без внятного названия вроде medee.ru – в последние годы они создавались во множестве и в России.
Проект «Доктор Онлайн» был задуман шесть лет назад. Увы, как нередко бывает, толчком стал печальный опыт, связанный с несвоевременной постановкой диагноза. Сайт, предоставляющий возможность выбрать специалиста, записаться на прием и получить удаленную консультацию, работает около двух лет. Он многоязычный – план состоит в том, чтобы собрать здесь врачей со всего мира, делится директор по маркетингу «Доктора» Залим Настаев. Врачи работают на «Доктора Онлайн» по совместительству и могут впоследствии пригласить клиента к себе на очный прием – компания предоставляет им полную свободу. «Мы врачей не обижаем, – рассказывает о распределении доходов Настаев. – При средней цене онлайн-консультации в 500 рублей отдаем им больше половины».
Дьявол кроется в возможности масштабировать проект. Создать трафик не проблема, говорит Настаев, при определенных маркетинговых усилиях посещаемость легко доходит до 10 тысяч уников в день, и 1-2% из них стабильно конвертируются в клиентов. Привлечение посетителя обходится «Доктору» примерно в 3 рубля, а значит, «себестоимость» одного клиента составляет 150–300 рублей. При этом заработать на нем (если не учитывать повторные посещения) сайт может не больше 250 рублей. Вот и вся нехитрая арифметика проекта, если отбросить дополнительные сервисы. «Мы бьемся под самой поверхностью, но на окупаемость пока не вышли», – жалуется Настаев.
Те же проблемы испытывают другие аналогичные сайты. Недавно созданный «Теледоктор» успел попасть в список 10 лучших стартапов российского Forbes этого года, но сейчас практически заглох, рассказал VM основатель проекта Петр Кондауров. «Наша ошибка была в том, что врачи совмещали прием на сайте с обычными консультациями, они отвечали на звонки, только когда имели свободное время – не всегда оперативно и не очень много. Поэтому проект невозможно было масштабировать». А при небольшом потоке окупаемости не получается: клиенты, как и у «Доктора Онлайн», обходятся сайту слишком дорого.
Строить на удаленных консультациях бизнес с нуля очень трудно. Но удаленные врачебные консультации возможны как дополнительное направление уже существующего бизнеса (своего или чужого). По такой схеме удаленно работают с клиентами уже многие медцентры. Из интересных примеров – Центр медицины сна в Челябинске (sleepural.ru). Центр существует уже восемь лет, говорит главврач Наталья Белинская, а консультации по скайпу проводятся последние два года в дополнение к обычным – при повторном приеме тех, кому нелегко добраться до Челябинска.
«Первичный прием по скайпу невозможен, – уверена Белинская. – Не получится оценить психоэмоциональный тип человека, когда видишь его на экране компьютера». В ее центре удаленно консультируют пять врачей – «те, кому это занятие ближе и приятнее». В общей сложности получается 20–30 консультаций в месяц, не больше. В медцентрах, работающих с заграницей, такая услуга как будто бы должна пользоваться большим спросом – но нет. Московский центр Best MedCare «удаленку» предлагает, но услуга мало востребована, в основном для получения second opinion или повторной консультации.
Есть среди прочего и юридическая проблема, констатируют игроки. Удаленные консультации не описаны в законодательстве, они обычно оформляются как доврачебный прием. Минздрав последнее время уделяет большое внимание развитию телемедицины – на эту тему реализуется целый ряд программ, есть поручение Владимира Путина о развитии телемедицины, но серьезных изменений пока нет. По телефону или скайпу врач может дать совет, согласиться или нет с мнением коллеги, но поставить диагноз и прописать лекарство не имеет права. Да и едва ли захочет брать на себя такую ответственность.
СТАРТАП НА БЕРЕМЕННЫХ
Петр Кондауров (из так и не состоявшегося «Доктора Онлайн») все для себя уже решил. Этим летом команда его стартапа переходит на работу в российское отделение Orbi Assistance, испанской компании, сумевшей встроить удаленное консультирование в систему медицинских услуг. В чем секрет испанцев?
У Orbi Assistance, работающей в основном в испаноязычных странах, сейчас 15 млн пользователей. «Мы не предоставляем услуги напрямую частным лицам, – объясняет VM президент и основатель компании Хосе Антонио Санчес де Прада. – Нашими клиентами являются компании, которые включают наши услуги в свои продукты. Так, наши медицинские консультации входят в пакеты услуг по полисам ДМС». В этом и состоит главное ноу-хау Orbi. Больше чем в половине случаев (по некоторым данным, до 80%) первый визит человека к врачу является чисто организационным – терапевт отсылает больного к хирургу, окулист решает, что с очками можно подождать, и так далее. Получая тот же совет по телефону или скайпу, пациент экономит свое время и деньги страховщика. Заодно Orbi консультирует по вопросам семейных отношений, оказывает психологическую, социальную и юридическую поддержку, а также информационную помощь паломникам. Гигантских доходов в телемедицине пока нет, работают в основном на перспективу. В странах Латинской Америки, где компания в последнее время особенно быстро росла, в 2013 году ее выручка составила 10 млн евро.
Orbi уже присутствует в России, но сейчас, по словам Кондаурова, решила сделать рывок, в связи с чем и наняла новую команду. Испанская компания строит бизнес на врачах, работающих на нее full time. В России стоимость годовой подписки на консультации, по словам Кондаурова, будет в районе 1 000 рублей.
Американский аналог Orbi и еще один пример для наших медицинских стартапов – компания Carena Inc, тоже сделавшая ставку на дополнение услуг, предоставляемых другими медицинскими операторами. Но еще известнее – сайт HealthTap. В его базе – 55 тысяч докторов, за три года существования компании ответивших на 1,7 млрд вопросов посетителей сайта. В 2011 году HealthTap начал с предоставления информации для беременных, но постепенно расширил сферу деятельности, а затем привлек инвестиции на $11,5 млн. HealthTap не стремился быстро заработать: он просто предоставил возможность людям спрашивать, а врачам отвечать. Смысл в том, что отвечать могут сразу многие врачи, хорошие ответы отмечаются, врач приобретает популярность, а вместе с ней и новых клиентов в офлайне. Собрав базу, HealhTap изменил стратегию – уже в 2012 году появилась платная услуга: приватный вопрос конкретному врачу за $5,99, а также два дополнительных вопроса с приложением результатов анализов или других документов за $6. Впрочем, по данным пользователей, HealthTap пока еще только собирается стать прибыльным.
СВЯЗЬ С ПРИБОРОМ
Чтобы встроить «удаленку» в систему медицинских консультаций, надо изощряться и искать ниши, искать партнеров в страховом бизнесе и других сферах. Гораздо больше игроки рынка телемедицины уверены в перспективах удаленного мониторинга. Пример у всех перед глазами – израильская компания SHL Telemedicine со штатом около 500 человек и оборотом $29,7 млн в 2013 году. Основа ее работы – мониторинг хронических больных с помощью небольших электронных устройств. Результаты ЭКГ и другие параметры автоматически с заданной периодичностью передаются в телемедицинский центр SHL. Здесь они автоматически сравниваются с предыдущими результатами пациента и с тем, что для него считается нормой. Если что-то не так – начинают действовать живые люди, врачи SHL.
Бизнес израильтян процветает. Недавно компания вышла на американский рынок, а в Германии застолбила территорию, купив местного поставщика аналогичных услуг Almeda. В России обилия телемониторинговых компаний не наблюдается, но есть такие, которые целиком специализируются именно на «наблюдении с помощью девайсов» – например, «Мобильная ТелеМедицина». Есть также проект «Кнопка жизни», но здесь акцент сделан на наблюдении за людьми пожилыми, а не за больными.
«ТелеМедицина» начинала с кардиомониторинга, а затем расширилась за счет других сфер. Компания пока что работает с клиниками, но надеется получить доступ к индивидуальным клиентам через операторов мобильной связи. «Операторы раньше не были к этому готовы, но сейчас мы нашли понимание с одной из компаний «большой тройки», – говорит гендиректор и совладелец «ТелеМедицины» Олег Исаев. Но страховой медициной такая услуга пока не покрывается, хотя в принципе она должна быть страховщикам выгодна, жалуется Исаев. Да и врачи не очень-то готовы брать на себя ответственность за мониторинг. Олег Исаев предсказывает бурный рост телемониторинга, если такая услуга будет включена в ОМС.
ОПЕРАЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
Для руководителя Лаборатории сетевых информационных технологий Югорского НИИ информационных технологий Ивана Огородникова телемониторинг – одно из самых перспективных направлений удаленной медицины. Но сам он занимается совсем другим – сводит в интернете врачей с другими врачами. Правда, за счет государства: бизнесу это неинтересно. Ведь при «консилиуме в интернете» обычно отсутствует источник средств – врач не платит своему коллеге за совет.
«Сетью телемедицины в ХМАО наш НИИ занимается уже семь лет, – рассказывает Огородников. – Конечно, идея ее создания связана с нашей географией, труднодоступностью многих мест, особенно во время распутицы». Чем ханты-мансийская система телемедицины отличается от обычной электронной почты? В принципе, немногим. Это сеть в интернете, где врачи клиник ХМАО могут обмениваться электронными письмами и где выработаны определенные правила поведения: например, на вопрос коллеги врач должен обязательно ответить в течение суток. В сети есть модератор, который следит за соблюдением правил. Обсуждают в основном диагнозы, лечение и возможность перевода из совсем уж отдаленных никудышных больниц куда-нибудь в центр.
«Сначала врачи не хотели участвовать, приходилось действовать в приказном порядке. Мы их убедительно попросили написать для нашей системы пробный кейс, пробный вопрос. Но потом они втянулись», – рассказывает Огородников. Сейчас в сети 700 врачей, задавать вопросы может каждый, а отвечать имеют право около 200 человек. В год происходит примерно 4 тысячи коммуникаций. Огородников доволен: «Бывает даже, что пациенты сами просят – у вас есть система, обсудите с коллегами мой случай!» Сети «консилиумов в интернете» созданы в США, и тоже силами государства. Например, активно развивается такое консультирование пациентов с психическими заболеваниями – по статистике, это позволяет значительно сократить время их пребывания в стационаре.
На противоположном полюсе телемедицины по затратности – мобильные телемедицинские комплексы, путешествующие по труднодоступным районам, зонам стихийных бедствий и так далее. Работают с комплексом местные медики, а результаты анализов отправляются в центр, где их маститые коллеги делают выводы из собранной информации. Систему таких комплексов исключительно на частные деньги не построить. Но господдержка подобных проектов существует только на словах (подробнее см. в интервью на стр. 36).
Судя по всему, ничего не сулит частникам и такое направление телемедицины, как передача медицинского видео в образовательных целях. Обычной камеры для этого мало, объясняет Огородников, не то разрешение, и вообще их должно быть несколько – камера на лбу хирурга, камера для общего вида операционной, возможно, даже камера на конце скальпеля. Примеры уже есть – на сайте Лаборатории телемедицины tele.med.ru представлен богатый видеоматериал, в том числе с камер в нескольких операционных. Зрелище страшноватое, а фильтра для неспециалистов нет: телемедицина еще не настолько развита и популярна, чтобы кто-то стал задумываться о таких мелочах.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Когда весь мир знает, чей мочевой пузырь изображен на снимке, – это неправильно»
В какой регламентации нуждается направление телемедицины
Текст: Татьяна Равинская
Председатель совета директоров НПО «Национальное телемедицинское агентство» Михаил Натензон – о явных, но туманных перспективах рынка ТМ-услуг.
– Какого объема уже достиг российский рынок телемедицинских услуг?
– Оценить общий объем оказываемых услуг и дать точный прогноз перспективы этого сегмента здравоохранения сегодня крайне трудно. Пока не существует ни одного эффективного механизма функционирования телемедицинских систем, программа еще не стала массовой. Да и сам рынок – это скорее набор удачных контрактов, в том числе международных. Но можно говорить о том, что повлиять на скорейшее развитие телемедицины (ТМ) в России уже в ближайшее время могла бы программа использования мобильных ТМ-комплексов для диспансеризации населения, в первую очередь сельских и удаленных районов.
– Но вы в зарождение рынка все же верите?
– Не только я. Это один из трендов мирового здравоохранения. Так, например, в отчете Минздрава РФ о результатах диспансеризации населения России за 2013-й и прогнозах на 2014 год прогнозируется, что использование мобильных медицинских комплексов (ММК) для диспансеризации, в том числе оснащенных ТМ-системами, будет возрастать с каждым годом. Пока же возможностями ММК воспользовались лишь 4,5% сельского населения. В перспективе эта цифра должна составлять около 20–30%, что соответствует доле сельского населения России.
Кроме того, создана правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, в рамках которой действует подкомиссия по развитию электронного здравоохранения, председателем которой является глава Минздрава Вероника Скворцова. И недавно она сообщила, что лично будет курировать внедрение ТМ в России. На площадке Минздрава уже состоялись два совещания с участием профессионального сообщества и уже намечено третье. Все говорит о том, что программы широкого внедрения ТМ-систем в России будут запущены.
– Вы участвовали в этих совещаниях?
– Да. На рабочих совещаниях обсуждались возможные направления развития ТМ в России. Специалисты выделили три основных направления развития ТМ. Первое из них – это разработка концепции создания самой национальной телемедицинской системы России, ее медико-экономических, а также медико-технических обоснований. Мы все понимаем, что нельзя сразу создать национальную систему. Нужно запускать пилотные проекты и делать так, чтобы они впоследствии соединялись, образовывая общую сеть.
– А как же будут реализовываться пилотные проекты в регионах в условиях отсутствия необходимой законодательной базы?
– Это как раз второе направление развития ТМ, которое обсуждали участники совещания в министерстве – разработка и утверждение стандартов и обеспечение законодательной, нормативно-правовой базы. При этом нельзя сказать, что правового поля у ТМ нет. Принципиальные основы ТМ уже заложены: главные цели, задачи, определения и механизмы реализации содержатся в «Меморандуме о сотрудничестве государств – участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем» и «Соглашении о сотрудничестве в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании в государствах – участниках СНГ». Первый документ был подписан премьер-министрами стран Содружества в 2008 году в Кишиневе, второй – в 2010 году в Санкт-Петербурге.
Там четко прописано, что ТМ – это «комплекс организационных, финансовых и технологических мероприятий, обеспечивающих осуществление дистанционной консультационной медицинской услуги, при которой пациент или врач, непосредственно проводящий обследование или лечение пациента, получает дистанционную консультацию другого врача с использованием информационно-коммуникационных технологий, не противоречащих национальным стандартам». Модельный закон «О телемедицинских услугах» принят на сессии Межпарламентской ассамблеи СНГ четыре года назад. Ну и, наконец, в законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» уже появились разделы «Телемедицина» и «Информатизация». Теперь необходимо позаботиться о том, чтобы в концепции региональной информатизации, разрабатываемой Минкомсвязи, были четко прописаны позиции по ТМ.
А дальше в ходе совместной работы заинтересованных ведомств, аппарата правительства, законодательной власти и профессионального сообщества должны быть правильно сформулированы разделы по ТМ, внесены все дополнения в законы и принята национальная версия модельного закона «О телемедицинских услугах», что позволит гармонизировать законодательства стран СНГ и обеспечить легальность ТМ-консультаций между Россией и другими странами СНГ.
– Обыватели до сих пор зачастую понимают под ТМ лишь видеоконференцсвязь, онлайн-консультации врачами пациентов.
– Большинство населения действительно подразумевают под понятием ТМ общение с врачом по скайпу. Но ТМ как инструмент дает любому лечащему врачу из региона возможность обратиться к своим коллегам в федеральных медцентрах и получить профессиональную консультацию, диагноз и рекомендации по лечению, не выезжая из своего региона.
ТМ-консультация подразумевает, что данные обследований любого пациента его лечащий врач может передать без потерь в вышестоящие лечебные учреждения своим высококвалифицированным коллегам, которые помогут поставить правильный диагноз, дадут рекомендации для быстрого и эффективного лечения. При этом смотреть друг на друга врачу и пациенту в большинстве случаев совершенно не обязательно – специалисту необходимо всего лишь получить данные обследования консультируемого больного.
Таким образом, любой человек получает возможность лечиться у лучших врачей благодаря тому, что данные обследования – флюорограмма, рентгеновский снимок, УЗИ, анализы и другие результаты медицинских обследований – будут качественно и без потерь переданы в областную больницу, нужный для этого пациента специализированный федеральный медцентр. Это так называемая система дистанционной, ТМ-консультации.
– Создание ТМ-комплексов, впрочем, многие называют убыточным предприятием.
– Необходимо учитывать, что упомянутые «многие» понимают под этими словами. Если под ТМ понимать скайп, тогда в этом нет ничего удивительного. Если же телемедицинский консультационно-диагностический центр укомплектован соответствующим оцифровывающим оборудованием, которое позволяет вводить любую медицинскую информацию, хранить и передавать ее специалисту-консультанту, дистанционные консультации пройдут эффективно, а спрос на них будет расти. Нельзя создать систему массового обслуживания «на коленке» – бизнес так не ведется. Надо просто профессионально подходить к проектированию систем и обеспечению их функционирования. Опыт показывает, что в этом случае система становится экономически успешной. И нельзя забывать при этом о нюансах, в том числе о защите персональных данных пациентов. Когда весь мир знает, чей мочевой пузырь изображен на рентгеновском снимке, передаваемом по незащищенным каналам связи, – это не только неправильно, но и является прямым нарушением закона.
– Вы намерены лоббировать создание единых регламентов для операторов ТМ-комплексов?
– Сфера оказания ТМ-услуг, разумеется, требует соблюдения регламентов. Мы в свое время эти регламенты разработали и сами ими успешно пользуемся. Теперь перед нами стоит задача их узаконить – рассчитываем, что их с определенной коррекцией примут Минздрав и ФОМС. Регламентации требует решение массы вопросов – та же защита данных, система оплаты труда консультантов, связистов, получения медицинской лицензии.
– О каком сроке окупаемости можно говорить в случае с проектом ТМ-комплекса?
– Наш опыт показывает, что пять-шесть лет. Главное, чтобы в создающуюся провайдером ТМ-услуг систему поверили организаторы здравоохранения, врачи и инвесторы. А для этого сначала надо разработать проект, завязать контакты с медиками, обеспечить массовость, закупить соответствующее оборудование и обеспечить его функционирование, в том числе и с помощью механизмов ГЧП. Но пока же ТМ-услуги даже не включены в перечень услуг, оказываемых по ОМС.
– Вы рассчитываете, что спрос на ТМ подхлестнет запущенная в прошлом году программа массовой диспансеризации, для нужд которой требуются ММК. А сколько может стоить автомобиль, оснащенный ТМ-комплексом?
– Мобильные комплексы создаются под конкретные задачи. Сам автомобиль на фоне оборудования не стоит ничего. Базовые оптимальные комплектации обходятся примерно в 25-30 млн рублей, и при этом они способны обслуживать до 20 тысяч пациентов в год. А эта цифра составляет среднюю численность населения района в российском регионе.
– И что, в регионах готовы к подобным тратам?
– Пока по факту в бюджеты закладывают совсем другие суммы. Например, нам рассказывали в одном регионе, что на закупку мобильных комплексов выделено 800 тысяч рублей. Но за эти деньги можно купить только машину для перевозки мороженого. Максимальная сумма, о которой я слышал, была 5 млн рублей.
До недавних пор регионам предлагалось закупать определенный состав мобильных комплексов.
На мой взгляд, эти расходы были неэффективными – закупались КУНГи (кузов унифицированный негерметизированный), практически не оснащенные медицинской техникой.
Мы формировали наши комплексы уже в соответствии с приказом Минздрава России № 1006н «Об утверждении Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» от 3 декабря 2012 года. Понятно, и в том, и в другом случае все называется «Мобильный медицинский комплекс», а выполняемые функции – принципиально разные.