Раскрытие абсолютных значений – верный путь к прозрачному рынку. Мы верили в это, работая над самым первым рейтингом ТОП100 за 2012 год (опубликован в #1 VM от 20 мая); мы уверены в этом теперь, когда предлагаем читателям обновленную версию проекта с итогами первого полугодия 2013 года.
Поначалу идея публикации голых цифр, не спрятанных под покровом «баллов» и «совокупных оценок», многим представителям аптечной розницы не понравилась. Некоторые давали данные о выручке и количестве аптечных учреждений после долгих уговоров, кто-то, наоборот, с легкостью называл данные по выручке, но последующая проверка сведений с нашей стороны выявляла их недостоверность.
А кто-то отказывался идти на контакт вовсе, считая не только количественные и качественные показатели, но сам факт своего существования на рынке предметом коммерческой тайны.
Короче говоря, было трудно, но в итоге мы справились: впервые показали рынку – кто есть кто и кто за кем.
Изначально мы хотели делать ТОП100 только раз в год, то есть очередной рейтинг аптечных сетей следовало ждать следующей весной. Но представители аптечной розницы уже сами просили нас зафиксировать их результаты по итогам шести месяцев 2013 года. А анкеты заполняли быстрее и честнее.
Хотя за отдельными ритейлерами все же пришлось гоняться с опросным листом, мы все же считаем, что за полгода VM удалось сломить недоверие фармрынка к рейтинговым продуктам. А для сомневающихся повторим еще раз: да, безусловно, мы шпионим. Но шпионим за всеми разом, чтобы поделиться разведданными со всей аудиторией.
Еще одним важным стимулом выпустить один и тот же аналитический продукт дважды за год стало желание показать перемены, произошедшие в динамично меняющейся аптечной рознице. Достойным поводом можно считать не только добавление в рейтинг новых участников, но и произошедшую смену лидеров: некогда крупнейшая аптечная сеть «36,6» впервые «вывалилась» из тройки самых оборотистых, а «Имплозия» ворвалась в тройку лидеров.
Подход к формированию рейтинга мы пока оставили прежним. Данные систематизировались по показателю выручки и количеству торговых точек. Многие респонденты просили ранжировать их еще по двум показателям: разделить общую выручку на так называемые коммерческий и льготный обороты. Просьба эта, конечно, актуальная, ведь многие крупные сети выступают подрядчиками госпрограмм лекарственного обеспечения. Но вот раскрывать структуру отпуска готовы оказались очень немногие.
Но мы будем терпеливо ждать начала будущего года, чтобы начать опрос владельцев и топ-менеджеров крупнейших аптечных сетей снова. Кто-то из них уже строит свою дальнейшую стратегию, опираясь на категории рейтинга VM-навигатора: стать через три года первым, 25-м или 47-м. И главное, что динамика и хаос развития сетевых игроков говорят о том, что все планы осуществимы. Лишь бы было желание растить бизнес.
Настоящей конкуренции аптечная розница до сих пор не вкусила.