22 Сентября 2023 Пятница

Ниже прописавшийся
Екатерина Макарова Фарминдустрия
3 августа 2015, 15:12
3563

Питерского дискаунтера «Озерки» приценивают к Москве.

Модель петербургского дискаунтера «Озерки», чемпиона по показателю выручки на точку в российском фармритейле, будет апробирована на московском рынке. Аптека сети открылась в районе метро «Кузнецкий мост» в конце июля. Москвичам этот аптечный бренд неизвестен, поэтому завоевывать аудиторию управляющий «Озерками» межрегиональный ритейлер «Доктор Столетов» намерен посредством «питерского подхода» к ценообразованию. Не менее полугода отпускные цены на топовые позиции будут на 5–10% ниже, чем в других столичных дискаунтерах, декларируют в «Столетове». Столичные коммерсанты считают, что выход «Озерков» в Москву – это не старт экспансии, а пока только эксперимент.

Кейс «Озерков» на протяжении последних лет остается одним из самых интересных в истории российской фармрозницы. Этот игрок развивался исключительно в пределах Санкт-Петербурга, где за 15 лет открыл всего 37 аптек, из них девять – за последний год. При этом по показателю выручки каждая из точек «Озерков» сопоставима со среднестатистической сетью из 15–20 аптек, а именно: средний оборот на точку в «Озерках» колеблется на уровне 425 млн рублей в год. На 1 января 2015 года в составе «Озерков» была 31 аптека с общей выручкой 13,192 млрд рублей.

К этому моменту питерским дискаунтером уже год управляла межрегиональная сеть «Доктор Столетов» (штаб-квартира расположена в Москве). Объединенные «Доктор Столетов» и «Озерки» занимают третью строчку рейтинга ТОП100 аптечных сетей России по версии VM (подробнее – в VM #11-12 (78-79) от 13 апреля 2015 года). Данные о развитии объединенных «Доктора Столетова» и «Озерков» за последние пару лет есть в публичном отчете по МСФО, подготовленном EY. Год ритейлер закрыл с выручкой 18,76 млрд рублей, EBITDA – 900,8 млн рублей и чистой прибылью – 604,1 млн рублей. Аптека с вывеской «Озерки» открылась на Пушечной улице в Москве в прошлую пятницу. Предварительно о планах открытия аптеки в столице сеть объявляла только производителям. Но дистрибьюторы тоже активно обсуждали приход «Озерков». В частности, по словам оптовиков, сеть зарегистрировала под московский филиал отдельное юрлицо и продекларировала, что будет работать с короткими отсрочками платежа – 30 дней и меньше – и вообще вести бизнес в Москве «с питерскими ценами».

Генеральный директор сети «Доктор Столетов» Анастасия Карпова подтвердила VM, что московская точка сделана по образу петербургских. «Площадь аптеки – 100 кв. м, из которых 75 кв. м занимает торговый зал. Обслуживать покупателей будут шесть касс. Ассортимент – 11 тысяч наименований, куда войдет в том числе «дорогостой». Доля нелекарственного ассортимента около 15%», – перечисляет она.

По словам Карповой, завоевывать покупателя московские «Озерки» будут ценой. «Наша задача – добиться питерской цены. В среднем топовые позиции в аптеке на Пушечной будут отпускаться по цене на 5–10% ниже, чем в других жестких столичных дискаунтерах. Условно, закупочная цена на упаковку Эссенциале в Москве сейчас составляет 1 700 рублей, а у нас отпускная будет 1 400 рублей, – поясняет она. – Плюс в этой аптеке будет действовать наш карточный проект, в котором в том числе участвует Big Pharma, а это дополнительные скидки в 10–20% на главные топы – тест-полоски, Лоцерил, Терафлекс, Алфлутоп, Плавикс и так далее». Карпова говорит, что цены ниже рынка компания будет держать не меньше полугода. Параметры инвестиций в проект она не раскрывает.

Выход региональных брендов в Москву и Московскую область – явление нередкое. Наибольшую активность тут проявляет пермская сеть «Планета здоровья», под вывеской которой сейчас работает около 50 точек. «В Москве успех каждой точки зависит от конкурентного окружения, здесь очень высокая плотность дискаунтеров. А развивается этот сегмент очень быстро. Все мы видим, как прибавляет в росте тот же «Горздрав», – говорит генеральный директор «Самсон-Фармы» Самсон Согоян. «Ментальность московского рынка весьма специфическая. Выходят «Озерки» с одной аптекой, все давай обсуждать: «Что будет, смогут ли закрепиться?» А вот пермские «Планета здоровья» или «Аптека от склада» открывают тут по десятку точек, и это никого не удивляет, – рассуждает генеральный директор сетей «Неофарм» и «Столички» Евгений Нифантьев. – «Озерки» просто хотят прощупать местный рынок, понять, есть ли смысл здесь что-то большее строить. Одна аптека ощутимой прибыли не даст, но и в случае неудачи не утянет. Зато есть возможность показать формат производителям, которые никогда «Озерков» не видели».

Анастасия Карпова говорит, что о полноценной экспансии «Озерков» на московский рынок речи пока действительно не идет: «Просто логично, что ключевой бренд сети должен быть представлен в Москве. А дальше уже на результаты посмотрим».

озерки, дискаунтер, аптечные сети, самсон-фарма

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»

Первого звонок: какие нормативные новеллы в сфере здравоохранения вступают в силу 1 сентября 2023 года