На недавнем заседании комиссии Совета Федерации по мониторингу экономической ситуации в стране сенаторы выдвинули предложение – ликвидировать ФФОМС в пользу прямого бюджетного финансирования оказания медпомощи.
Ликвидация ФФОМС освободит дополнительные деньги на здравоохранение, которые сейчас съедаются посредниками – самим фондом и коммерческими страховыми медицинскими компаниями, это изменит систему управления и повысит уровень здравоохранения. При сложившейся системе все делается для того, чтобы люди болели много и долго – это всем выгодно, но недопустимо. За последние 10 лет 11 стран перешли со страховой модели на бюджетную. Переход на бюджетное финансирование не означает кальку с советского здравоохранения. Современные методы управления позволяют устранить перекосы бюджетной системы, отказаться от сметного финансирования, благодаря чему эффективность оказания медицинской помощи повысится.
В идеале система «ТФОМС – СМО» должна работать наподобие взаимодействия двух структурных подразделений одной компании: ТФОМС собирает премии, а СМО регулирует убытки. Сейчас терфондам передана значительная контролирующая функция, но, полагаю, что по мере выполнения поручений президента по развитию системы ОМС функционалы страховщиков и фондов будут постепенно меняться. Предложения о возвращении к бюджетному финансированию декларативны, носят популистский характер, не имеют экономического обоснования, не оценивают социальные, медицинские и экономические последствия, то есть не содержат предмета для открытого обсуждения. Сторонники сметной модели предполагают, что медицинская организация, получив финансирование, будет оказывать высококачественную медицинскую помощь в полном объеме, заниматься профилактикой, пропагандировать здоровый образ жизни и так далее. Но нельзя исключить, что, получив такое финансирование, медорганизация в стремлении к повышению прибыльности снизит качество и объемы медпомощи, особенно дорогостоящей. Просто из-за отсутствия стимула. Кроме того, введение сметной модели ликвидирует единственную независимую от ведомственных интересов систему контроля и экспертизы – страховые медицинские организации.
Ликвидировать фонд было бы совсем неправильно: накопительная система себя оправдывает – не нужно каждый раз искать в бюджете средства на медицину. Как говорит министр здравоохранения, «финансирование идет по каждому персональному больному», то есть система фондов и система ОМС в целом работают. Хотя пересмотреть структуру работы фонда и уровень экспертного контроля оказываемых услуг, особенно со стороны страховых компаний, стоит. К тому же существующее сейчас одноканальное финансирование, через фонд ОМС, не предусматривает развития медучреждения. В этой модели не заложены затраты на перспективные направления или внедрение новых методов.
ФФОМС выполняет не только функцию распределения денежных средств. В существующей модели финансирования медучреждения получают средства за фактически оказанный объем услуг. Заменить ФФОМС на какую-то другую структуру, кардинально не перестроив модель всего финансирования в здравоохранении, невозможно: посыпется вся система. Реальных предпосылок для возврата от страховой модели к сметной я не вижу. Главными интересантами тут выступят только медицинские учреждения, которые вновь смогут просить больше и больше средств без привязки к интенсивности потока пациентов в конкретном учреждении.